Матрицы также являются аналоговыми моделями,
однако об этом методе политического анализа следует поговорить несколько подробнее.
Матричный метод используется обычно тогда, когда есть несколько альтернативных
вариантов решения, эффективность каждого из которых зависит от каких-либо дополнительных
обстоятельств, причем неизвестно, какое из них будет иметь место в будущем.
Платежная матрица позволяет определить выигрыш или проигрыш (т.е. платеж), который
может принести применение каждого из возможных решений в случае всех возможных
обстоятельств112.
Односубъектные платежные матрицы
В качестве примера возьмем ситуацию из теории
лоббизма. Допустим, что какая-то коммерческая фирма А с помощью главы районной
администрации получила в аренду консервный завод, на котором возможно изготовление
яблочного компота. В области назначаются губернаторские выборы. Однако фирма
не придает этому особого значения, поскольку имеет хорошие деловые контакты
с районной администрацией, и закупает сырье — яблоки — на сумму 200 млн рублей
(все цифры, как и сама ситуация, условные — нас в первую очередь интересует
принцип построения матрицы). Яблоки начали перерабатывать, однако готового продукта
до выборов произвести не удастся. Выборы не предвещают фирме никаких неожиданностей,
однако один из кандидатов, чьи шансы на победу оцениваются как 60% на 40% (эту
оценку можно провести по какому-либо из методов экспертного опроса, которые
описаны ниже) строит свою избирательную кампанию на лозунге борьбы с коррупцией
и непрофессионализмом местных властных структур. И хотя в передаче в аренду
завода нет ничего криминального, над фирмой нависла определенная опасность,
поскольку А обещает избирателям добиться отставки всех глав районных администраций,
которые, по его мнению, не соответствуют занимаемым должностям, и пересмотреть
все договоры на передачу в аренду муниципального имущества. В этом случае фирма
потеряет 200 млн рублей, затраченных на приобретение яблок: если договор об
аренде признают недействительным, то яблоки, которые уже начали перерабатывать,
пропадут. Если же А проиграет, то в этом случае фирма сможет переработать яблоки
и за время срока аренды получить чистую прибыль в размере 400 млн рублей.
Однако есть еще одно решение — профинансировать
избирательную кампанию А. На это потребуется 100 млн рублей, но в случае победы
А он не станет противиться аренде завода фирмой. В этом случае фирма получит
прибыль в размере 300 млн рублей. Однако в случае поражения А местные власти
сочтут поведение фирмы не совсем честным по отношению к ним и предпримут максимум
возможностей для аннулирования контракта. В этом случае потери фирмы составят
300 млн (200 млн за яблоки и 100 млн на избирательную кампанию).
Фирма имеет две линии поведения, причем результат
в обоих случаях зависит от того, победит ли А на выборах. Обе стратегии вместе
с возможными платежами можно изобразить с помощью матрицы (рис. 5).
А победит (вероятность 60%)
А проиграет (вероятность 40%)
Финансировать избирательную кампанию А
300
–300
Действовать через районную администрацию
-200
400
Рис. 5. Стратегии действия на
выборах коммерческой фирмы
Чтобы выбрать оптимальную линию поведения, необходимо
для каждой из стратегий умножить платеж фирмы на вероятность победы А и на вероятность
его поражения, взятые в виде десятичной дроби, и полученные результаты сложить:
поддержать А на выборах: 300 х
0,6 + (-300) х 0,4 = 60;
продолжать действовать через районную администрацию:
(-200) х 0,6 + 400 х 0,4 = 40.
Очевидно, что предпочтительней оказался первый
вариант.
Многосубъектные платежные матрицы
Существует также второй тип платежных матриц:
в них уже учитывается влияние на результат каждого из решений не каких-либо
обстоятельств, а решений конрагента, т.е. другого лица или организации. Контрагент
также может принять несколько решений, но неизвестно, какую альтернативу он
предпочтет. При этом от его выбора зависит достаточно многое при определении
выигрышей и проигрышей. Подобные матрицы подробно разбираются в теории игр —
области математики, созданной в 40-х годах XX века и анализирующей различные
игры с целью разработки такой стратегии для игрока, при которой он может максимально
увеличить выигрыш и свести к минимуму потери. Естественно, появление теории
игр обусловлено совсем не желанием математиков разбирать обычные игры — дело
в том, что многие игровые ситуации схожи с реальными. Особенно активно теория
игр применяется в экономике113, ведь игра часто напоминает конкуренцию двух
фирм, каждая из которых пытается максимизировать свою прибыль и минимизировать
издержки.
Подобные ситуации вызвали интерес не только у
представителей формализованного знания — математиков, но и у психологов. Еще
до создания теории игр в рамках необихевиоралистской школы активно разрабатывалась
«теория диадического взаимодействия», представленная Д.Тибо, Г.Келли и Д.Хомансом.
Эта теория рассматривала взаимодействие двух индивидов с точки зрения исходов
— итогов взаимодействия, резюмирующих полученные вознаграждения или потери.
Исходы могут носить как материальный, так любой другой характер — они, в частности,
могут выражаться в выигрыше в статусе, усилении властных полномочий и т.д.114
Исходы проставляются в специальной матрице, получившей название матрицы
исходов. Наибольший интерес из теории диадического взаимодействия для нас представляет
исследование ситуаций, в которых два индивида принимают решение, не зная, какое
решение принял каждый из них. При этом набор вариантов решения для каждого из
них ограничен, а исход непосредственно зависит от того, какое решение примет
контрагент. Классическим примером такой ситуации является «дилемма узника» —
ситуация, когда каждый из двух заключенных должен сделать выбор относительно
того, признаваться ему в преступлении или нет. Каждый из них также знает, что
результат его решения зависит не только от того, какую из альтернатив он предпочтет,
но и от выбора другого узника115.
В политической практике вполне могут встретиться
ситуации, напоминающие дилемму узника. Рассмотрим дилемму узника на таком примере:
политического деятеля А пригласили дать интервью одной из самых популярных телевизионных
программ, которую с интересом смотрит вся страна. Это интервью будет показано
через день после записи, однако оно хорошо разрекламировано и о нем уже знает
большинство населения, в том числе и главный политический противник А — политик
Б. Их обостренные отношения не являются секретом, и поэтому Б имеет все основания
думать, что А попытается скомпрометировать его перед населением. Однако Б не
сможет узнать, что скажет А во время записи. В то же время А не обладает возможностью
внести в передачу коррективы после посещения телестудии.
Политик А, прекрасно понимая опасения Б, не исключает
того, что последний решится в качестве упреждающего удара до выхода программы
в эфир сделать специальное заявление для СМИ, в котором он попытается бросить
тень на А. Таким образом, политик А, отправляясь давать телеинтервью, имеет
два варианта: обвинить Б в каких-либо серьезных проступках или же не упоминать
вообще его имени. Успех каждой из этих стратегий полностью зависит от поведения
Б — если Б сделает заявление, а А не упомянет его имени в передаче, то Б окажется
в выигрыше — разразится скандал, который в любом случае негативно скажется на
репутации А. В то же время если А все-таки попытается скомпрометировать Б, то
тогда оба политика предстанут в облике склочников и потеряют часть своей популярности.
Если же Б не сделает заявления, а А обвинит его в чем-либо, то тогда уже Б окажется
в центре скандала и его рейтингу будет нанесен ощутимый удар.
Мы видим, что оба политика оказались в ситуации
дилеммы заключенного — у каждого есть две линии поведения, успех каждой из которой
зависит от того, как поступит оппонент. В матричном виде ситуация будет выглядеть
следующим образом (рис. 6).
Рис. 6.Стратегии действия политиков
А и Б
В данном случае единицами платежа являются рейтинговые
позиции каждого из политиков: например, цифра +20 в графе платежей А означает,
что его рейтинг при данном стечении обстоятельств ориентировочно повысится на
20 пунктов (т.е. среди каждых 100 человек, по прогнозам, ему выразят свои симпатии
на 20 человек больше, чем это было до интервью).
Бихевиоралистская теория и теория игр предполагают,
что А и Б должны действовать по принципу минимакса — они должны выбрать ту стратегию,
применение которой может обернуться при неблагоприятном стечении обстоятельств
наименьшими потерями. Таким образом, А должен не упоминать Б в интервью, а Б
не делать скандальных заявлений.
112. Вильямс Д. Великий стратег. М., 1960. С. 35-37.
113. См. например: Хайман Д. Современная микроэкономика. М., 1992; Neumann
Von, Morgenstern 0. Theory of Games and Economic Behavior. Princeton, 1953.
114. Андреева Г., Богомолова Н., Петровский Л. Современная социальная психология
на Западе. М., 1978. С. 70-72.
115. Андреева Г., Богомолова Н., Петровский Л. Современная социальная психология
на Западе. М.; 1978. С. 79-80.