Концепция информационного общества в современной философии
План разработки
Историко-биографическая справка
Часть I. Взгляды философов
Понятие “информационного общества”
О. Тоффлер:
Д. Белл:
Т. Стоуньер:
А. Турен:
Г. Кан:
У. Дайзард
Исторические этапы развития и формирования информационного общества
К. Ясперс
О. Тоффлер
Г. Кан
Т. Стоуньер
У. Дайзард
Р. Айрис
Культура в новом обществе
О. Тоффлер
Х. Сколимовски
А. Этциони
К. Ясперс
Ж. Эллюль
Человек в новом обществе
К. Ясперс
О. Тоффлер
Г. Кан
Д. Белл
У. Дайзард
Дж. Мартин
Проблемы нового общества
К. Ясперс
Р. Коэн
Д. Белл
Ж. Эллюль
Часть II. Выводы и оценки
Понятие “информационного общества”
Исторические этапы развития и формирования информационного общества
Культура в новом обществе
Человек в новом обществе
Проблемы нового общества
Список использованной литературы
 
Историко-биографическая справка
Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий” , сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого” , информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е. Масуда) . Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж” . Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-” , “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон) . “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами” , изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х. Эванс) . Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции” . Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети” , которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.
Часть I. Взгляды философов
1. Понятие “информационного общества”
О. Тоффлер:
“Тоффлер не дает новой цивилизации (хотя в “Футурошоке” он утверждал, что на смену “индустриальному обществу” придет “супериндустриальное общество” ) определения,... но через всю книгу проводит мысль о ее принципиально новом характере. “Многое в этой возникающей цивилизации противоречит традиционной индустриальной цивилизации. Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация. “Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной” ) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем” ; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежный средств и власти” .
Комментарий: Как верно заметил Баталов в предисловии к реферату книги “Третья волна” , Тоффлер ни разу не дал прямого определения им же самим введенному понятию “информационного (или постиндустриального) общества” . Он дает определение описательно, через перечисление элементов, которые являются радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом изменят жизнь нынешнего или ближайшего поколения.
Д. Белл:
“В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:
переход от индустриального к сервисному обществу;
решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;
превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений” .
Комментарий: Один из основоположников концепции “информационного общества” (иначе называемого “постиндустриальным обществом” ) Д. Белл одним из первых выделил его характеристические признаки. Его определение данного понятия любопытно историчностью своего подхода, т.е. он определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, тем самым выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые будут отличать “послереволюционное” общество от нынешнего.
Т. Стоуньер:
“... инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, суть в то же время овеществленная информация. Эта идея справедлива по отношению к капиталу, земле и любому другому фактору экономики, в котором овеществлен труд. Нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.
Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства.
Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть 1000 акров земли и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину я отдам другому человеку, у меня останется все что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что, в то время как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться. Другая специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту - оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию.”
Комментарий: Данная цитата из труда Т. Стоуньера имеет особенно важное значение для определения понятия “информационного общества” . Автор дает развернутую характеристику понятию информации, демонстрируя принципиальное отличие последней от иных видов экономических и социальных ценностей. Тем самым он обосновывает идею об исключительности наступающей новой стадии и неизбежности кардинального перелома в истории с ее наступлением.
А. Турен:
“... понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства. Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения, то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само