-->



История философии.
Контрольная
работа №1 Спор Сократа с софистами об
истине. Софисты, или мудрецы, современники Сократа -
это профессиональные риторы-преподаватели, философы, стремившиеся познать основы
мироздания и изложить открывшиеся знания в пространных учениях. Главной темой
этих учений было исследование первопричин бытия, его составляющих частей и
движущих начал. Признаком неистинности такого рода философии Сократ считал
коренные, неразрешимые противоречия её отдельных учений. « Говоря об
абсолютном и вечном... философы не только не сходятся между собою, но
подобно безумным совершенно противоречат друг другу относительно
того же самого предмета - природы вещей » [1, c.271]. Видя эти тщетные
попытки, Сократ приходит к выводу о принципиальной непознаваемости абсолютных
истин. Но для внешнего человеческого это знание является закрытым: « если бы
мы знали законы природы, тайны мироздания, то сами были бы богами, ибо
абсолютное знание свойственно только Богу, а не людям » [1, c.272].
Ограниченный человеческий разум неспособен вместить в себя всех вселенских тайн,
и это знание может быть дано ему только путём откровения. Именно поэтому Сократ
восстал против бесплодного умствования софистов. С точки зрения Сократа, вес
философской мысли должен быть перенесен с недоступных « », которые зависят от свободной воли человека и
находятся в его власти. То, к чему в полной мере могут быть приложены
добродетельные силы Души - к теоретическому и практическому познанию значений
таких понятий как право, справедливость, закон, государство, благочестие и
мудрость софистами и риторами оставляется в стороне. Сократ же наоборот пытается
подвигнуть своих слушателей к исканию истинных норм человеческих отношений
посредством самоиспытания и самопознания. По Сократу истинно только то знание,
которое может быть применено на практике и единственным способом философского
делания может быть только личное благочестие. « Поэтому-то Сократ, сводя
добродетель к знанию блага, отрицал, чтобы этому знанию можно было обучать,
чтобы его можно было преподавать за известную мзду, как это делали софисты Одним из основных разногласий Сократа и софистов стал вопрос о
существовании объективной истины. Софисты были уверены в отсутствии истины вне
человека и считали каждого человека вправе принимать за истину то, что подходит
для конкретного индивида в конкретном случае в зависимости от личных
склонностей, ситуации, выгоды и пр. В вопросе истинности того или иного
положения решающим становится субъективное мнение и произвол человека, « »
Сократ не находит ничего, кроме напущенной мнимой мудрости. По его мнению, без
непреложных истинных начал, истинных норм человеческой деятельности -
теоретической и практической невозможна разумная и созидательная деятельность
человека и какое-либо положительное развитие личности. Задача каждого - найти
всеобщие и объективные теоретические и практические, логические и этические
нормы. К этому и был призван Сократ, как « » приставленный к
гражданам Афин, не давая сытой успокоенности взять верх, разрушая всякое мнимое
знание и «повивая» рождение истины. Причем такой процесс возможен только при
условии приложения конкретных усилий каждым конкретным человеком - нахождение
всеобщей истины, применимой к каждому из нас, ставится в прямую зависимость от
личного благочестия. « Не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах..., о
славе и почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как
можно лучше, не заботишься и не помышляешь ?» - обращается Сократ к своим
согражданам [1, c.266]. Многозаботливости и рассеянности сил человека Сократ
предлагает «единое на потребу» - заботу о самом себе, о « »,
о своей душе. И кроме утверждения о собственном незнании, Сократ вошёл в историю
и с проповедью самоиспытания: « Продолжая развивать изучение философских проблем, поставленных
Платоном, Аристотель оперирует тем же понятийным аппаратом. Элементами
единичного бытия являются «материя» (то, в чем реализуется понятие) и «форма»
(понятие, которое принимает «материя», когда происходит переход от возможности к
действительности), причем «форма» Аристотеля есть синоним платоновой «идеи»
(греч. eidos) [2, c.43]. Но для объяснения коренных свойств мира - движения и
изменения - понятий «материи» и «формы» недостаточно. Поэтому, анализируя
философское наследие своих предшественников, Аристотель вводит две
дополнительных категории: Например, когда строится дом,
то «материей» при этом будут кирпичи, «формой» - замысел (план) дома, причиной
движения - деятельность строителя, а целью - назначение дома [3, c.19]. Согласно
последующим рассуждениям Аристотеля, эти две побуждающие причины могут быть
сведены к единой движуще-формально-целевой причине. Движущая причина обусловлена
формой предмета, как архитектор при постройке дома руководствуется чертежом
будущей постройки. Так же сводима к формальной причине и целевая причина,
которая есть процесс осуществления идеи в конкретном материальном
воплощении. о. любое материальное тело есть единство формы (эйдоса) и
материи. Наблюдая окружающий мир, мы можем утверждать, что существование материи
без формы (если это не «первоматерия») невозможно. Образы, возникающие в
человеческом разуме, невозможны без чувственных представлений, но именно поэтому
мы можем говорить о существовании форм вне всякой связи с материей -
нематериальны понятия, посредством которых производится утверждение и отрицание,
нематериален и ум сам по себе. По словам А.Ф. Лосева, Аристотель является ярким
представителем трансценденталистской философии, которая стремится установить
условия возможности для существования предмета. Согласно его учению, возможность
существования нематериального ума заключена в существовании ума, погруженного в
материальность. « » [2, c.45]. Причем
под Умом понимается некое надкосмическое всеобщее « Всякая душа в силу всеобъемлющего четырехпринципного
строения есть прежде всего эйдос. Индивидуальная человеческая душа, как смешение
растительного, животного и разумного начала, является безусловно смертной. Но
осуществлённый в ней эйдос (некоторый принцип, математическая схема) не
подвержен никаким изменениям, т.к. категория времени и пространства к нему
неприменима. Вследствие этого все эйдосы вселенной не могут существовать
отдельно, а находятся в «определённом месте», которым является разумная душа
человека. Но в человеке разумный эйдос не имеет возможности раскрыть весь свой
умный потенциал в полной мере, т.к. этому препятствуют многие иные несовершенные
силы души. Поэтому если бытие человека обусловлено множеством внешних факторов,
то бытие Ума независимо и самобытно. Если человеческая душа развивается в разных
направлениях, то Ум никуда не движется, т.к. он охватил уже всё. И если
четырёхпринципная структура воплощается в человеке относительно, непостоянно и
условно, то в Уме и форма, и цель, и причина, и материя сливаются в неразрывное
единство. Причем для того, чтобы отстоять неразрывность формы и материи,
универсальность четырех принципной теории, Аристотель вводит в Ум, свободный от
любых воздействий чувственной материи, особую смысловую внутриэйдическую
материю, необходимую для оформления эйдоса [4, c.342-344]. « Ум, который чист
от всего чувственно-материального, не может существовать без того, что является
для него предметом, поскольку всякое мышление есть мышление о чем-нибудь. Но
этот предмет мышления космического Ума есть только он же сам. Следовательно, в
Уме мыслящее и мыслимое, то есть субъект и объект, безусловно совпадают,
отождествляются или находятся в абсолютном равновесии. Вот эта гармония
мыслящего и мыслимого, когда нет ничего такого, что мешало бы мыслящему мыслить,
а мыслимому быть мыслимым, и есть то, что Аристотель называет прекрасным о. четырёхпринципная структура живой души
последовательно сводится к двухпринципной - к конечному торжеству и неразрывному
единству эйдоса вещи и её материи. « От этого совпадения эйдоса вещи с её
материей богатеет не только материя, которая без эйдоса была бы просто пустой
возможностью, а не действительностью, но богатеет и сам эйдос, который без своей
материи, т.е. без своего фактического осуществления тоже оказался бы лишь пустой
возможностью льшую степень
раскрытия четырехпринципная структура получает в бытии трансцендентного
чувственному миру всеобщего Ума, в котором обретается предел всякому развитию и
единству, единству желаемого и действительного. Причем эйдос всех эйдосов
формирует как космическую материю, выражая посредством её содержание, так и
«нематериальную», внутриэйдическую умственную
субстанцию. Значение вклада Плотина в развитие античной
философской мысли трудно переоценить. По словам А.Ф. Лосева, « коренная
реформа всего платонизма позднего времени была произведена Плотином, который
впервые с огромной энергией выставил учение о сверхумственном первоединстве и о
проистекающих отсюда эманациях единораздельных цельно