Иммануил Кант
 
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
И. Кант
 
Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально подготовленные листы, чаще - первый попавшийся на глаза клочок: только что поступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найти поражающие глубиной идеи прозрения, которые обгоняют систематизированную мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершенным произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику - по Майеру, метафизику - по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных местах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову в этот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебники оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера "Логика" составили почти целиком содержание шестнадцатого тома академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют десять томов - больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта отсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовского рукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материал тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным дневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление о характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу - любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо внимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других, дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения о его жизненном и творческом пути.
Автор данного реферата не претендует на всестороннее и исчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всего описанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина процесс. Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь - непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет, когда мысль вышла из - под его контроля.
Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом традиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу между ними различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие приблизительно 1770 год. По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путем долгих и часто мучительных духовных исканий. Первый этап - так называемый "докритический" или "догматический". В этот период философ занимался главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе "небулярную" космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования "первоначальной туманности". В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл "догматическим сном". Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап - так называемый "критический". В работах этого периода последовательно излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение современников мистикой и "духовидением". В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания. Объем данного реферата не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из этапов.
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.
В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.
Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился, так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились к "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу Фридриха Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших факультетов, так как "солдатскому королю" нужны были прежде всего грамотные служащие, а к философии он относился достаточно скептически. Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировав перечень предметов, которым будущий философ уделял наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Сильное влияние на становление Канта в этот период ок