«Утверждаю» начальник кафедры №4 Подполковник В. ГРАБАРЬ « » __________ 1999 г. ЛЕКЦИЯ №4.Тема: Западная философия XIX - XX века. Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия»Протокол № от « » ______ 1998Председатель ПМК «Философия»полковник В. Карпов Пермь 1999г. Тема: Западная философия XIX - XX веков. План лекции: Введение. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия. Заключение. Время: 2 часа Аудитория: № Литература: Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», 1998. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 - 28. История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 - 10. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 - 40. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.
Введение. Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности. Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей. Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная философия XX века рассматривалась только в негативном свете. большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху. Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни. Отсюда: Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.
I Вопрос. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. «Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии. Особенностями классической философии XIX века является: -вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории) -вера в рациональное познание, в науку и прогресс -вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»). -убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы.
А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды». С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века: Наука:
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении. Создана квантовая механика и ядерная физика В биологии выяснен механизм наследственности Усиливается связь науки и техники: -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино. -радиосвязь и телевидение связало весь земной шар -в начале 40-х создано ядерное оружие -развивается ракетостроение, начинается освоение космоса Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека. Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века. Общество: Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное) Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма. Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования. И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму: Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю. В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира. Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений. Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для него ценность. Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения). Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер: -с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике -с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию. Марксистская философия. Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм. Создателями диалектического и исторического материализма были: -Карл Маркс (1818 - 1883) -Фридрих Энгельс (1820 - 1895) Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма. Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки возникновения марксизма). Теоретическими источниками марксизма явились: -Немецкая классическая философия -Английская политическая экономия Французский утопический социализм Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:открытие клеточного строения всего живого мира -учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растительных видов -открытие закона сохранения и превращения энергии. Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для научной критики всех предшествующих теорий -так и для создания нового, более развитого учения, являющегося обобщением опыта всей общественно- исторической практики. Новизна философских идей марксизма. Центральной идеей (философским откровением) стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание. Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи: 1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен. 2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будет твориться людьми сознательно. Материалистическое учение о практике. Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. Практическая же жиз