Жизнь и творчество Аристотеля
Содержание
1. Жизнь и творчество
2. Логика и методология
3. Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и знания
4. Физика: мир, жизнь и человек
5. Общество, этика и политика
6. Школа Аристотеля (перипатетики)
7. Заключение
Сноски
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н.э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям -его наложнице. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos) , и поскольку занятия проходили там, школа получила название “перипатетической” , а принадлежащие к ней - “перипатетиков” . Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.
Смерть Александра (323 г. до н.э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен, поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в “безбожии” на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 г. он умер.
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако, в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог “Евдем” , или “О душе” , содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами платоновского “Федона” . Следуя Платону же, он “провозглашает душу формой (eidos) , и потому хвалит здесь (ср.: Арист. О душе, III, 429а) тех, кто рассматривает ее как местонахождение идей” (Розе фр. 46) . Опять-таки в соответствии с Платоном пишет он, что “жизнь без тела представляется для души естественным состоянием, [тогда как связь с телом -" болезнью]” (фр. 41) .
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - “Протрептик” (“Увещание” - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в “Протрептике” неоплатоника Ямвлиха) . Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к “созерцательной жизни” , а высшим благом провозглашает “мышление” (рhгоne- sis) . Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.
Лишь в сочинении “О философии” , некоторыми исследователями относимом ко второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. “Если поэтому идеи означают какое-то иное. число, чем математические, - пишет он, -то это вовсе недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то] иное число?” (фр. 9) . Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при этом переосмысление образа “пещеры” . В своем “Государстве” (V 11,51 4а - 51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в “подлинном” мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, “действительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение богов” (Розе фр. 12) . Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды (“Органон” ) : “Категории” , “Об истолковании” , “Аналитики” первая и вторая, “Топика” , “О софистических опровержениях” .
2. Философия природы: “Физика” , или “Лекции по физике” , в 8-ми кн., “О небе” в 4-х кн., “О возникновении и уничтожении” в 2-х кн., “О небесных явлениях” (“Метеорологика” ) в 4-х кн. ; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат “О мире” , написанный, вероятно, уже в I в. до н.э.
3. Психология: “О душе” в З-х кн., а также “Малые труды по естествознанию” (Parva naturalia) , включающие трактаты: “О восприятии и воспринимаемом” , “О памяти и воспоминании” , “О сне” , “О бессоннице” , “О вдохновении [приходящем] во сне” , “О длительности и краткости жизни” , “О жизни и смерти” , “О дыхании” . Включается сюда также неподлинный труд “О духе” , относящийся, видимо, к середине. III в. до н.э.
4. Биологические труды: “О частях животных” , “О движении животных” , “О передвижении животных” , “О происхождении животных” . Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - “Проблемы” , где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название “Метафизика” . В издании Беккера ему предшествует трактат “О Мелиссе, Ксенофане и Горгии” .
6. Этика: “Никомахова этика” в 10-ти кн., “Большая этика” в 2-х кн., “Евдемова этика” , из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами “Никомаховой этики” . 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой “Евдемовой этики” . “Большая этика” признается неаутентичной, также неаутентичен трактат “О добродетельном и порочном” , относящийся ко времени между I в. до н.э. -I в. н.э.
7. Политика и экономика: “Политика” в 8-ми кн., “Экономика” в З-х кн. обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был. найден папирус с текстом “Афинской политии” Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: “Искусство риторики” в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат “Риторика против Александра” -ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат “О поэзии” .
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н.э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные “грызущей критике мышей” , а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме “Афинской политии” ) соответственно изданию И. Беккера (1831) .
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не