Декабризм как мировоззрение ОГЛАВЛЕНИЕ 1) ВВЕДЕНИЕ 2) Предпосылки декабристского движения 3) Первые тайные общества 4) Восстание на Сенатской площади 5) Используемая литература
Введение В 1825 году "Россия впервые видела революционное движение против царизма"<Ленин В. И. полн. соб. соч., т. 30 с. 315>. 14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавие и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования. Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы. Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х-начала 30-х годов, A. И. Герцен и Н. П. Огарев, петрашевцы видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Декабристы, несмотря на свое поражение 14 декабря 1825 года, не изменили своим благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И. И. Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов М. С. Луниным политических писем и серии публицистических статей, направленных против царизма. Предпосылки декабристского движения Отечественная война 1812 года создала в русском народе патриотический подъем, а заграничные походы русской армии познакомили русскую интеллигенцию с передовыми идеями европейских мыслителей и политическим устройством различных стран Европы. Это знакомство убедило многих дворян в несовершенстве и не справедливости российского политического устройства. "В то же время дурное управление, продажность чиновников, полицейский гнет стали вызывать всеобщий ропот. Было ясно, что правительство, организованное подобным образом, не могло, при всей его доброй воле, ограждать от этих злоупотреблений... "(Герцен) . После разгрома восстания каждому из арестованных мятежников зададут один и тот же главный вопрос, ответ на который особенно интересовал императора: "Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей". Разъединенные глухими стенами Петропавловской крепости, декабристы, не сговариваясь, ответят почти одинаково. А. Бестужев напишет: "... Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то и пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России". М. А. Фонвизин признается следствию: "Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности". Декабристы назовут себя "детьми 1812 года". Во время заграничных походов 18121813 годов русская армия проходит по странам, где не было крепостного права. Солдаты ждут перемен в Отечестве и надеются на них. На всем пути возвращения гвардии на Родину были установлены триумфальные арки. На одной стороне их было написано: "Слава храброму русскому воинству! ". На другой: "Награда в отечестве! ". О том как самодержавие выполнило это обещание вспоминает солдат лейб-гвардии Финляндского полка Назаров: "отправились по казармам. пришедши в оные, были награждены обществом по рублю серебром и по сайке; но в продолжение всей зимы было очень жестокое ученье... ". В первой четверти XIX века в силу отсталости общественно-экономических отношений в России русская буржуазия, тесно связанная с феодально-крепостнической империей и ее полицейско-бюрократическим аппаратом, не претендовала на политическую роль. Между тем в России назрела необходимость ликвидации феодального строя. Против царизма и крепостного права выступили дворянские революционеры. XIX век в России был настоян на бурных событиях прошедшего столетия. События образовывали сумму причин и предпосылок для создания Тайного общества. С Французской революцией для королей началось грозное время. Реакционное дворянство России пыталось объяснить события в Париже "слабостью" короля и действиями кучки "злонамеренных" лиц. Но в Россию проникали иностранные газеты, книги. И передовые русские люди понимали, что "смута" во Франции-начало всемирной, длительной и упорной, борьбы против феодальной монархии. Французский посол Сегюр писал в Париж: "хотя Бастилия не угрожала ни одному из жителей Петрбурга, трудно выразить тот энтузиазм, который вызвало падение этой государственной тюрьмы и эта первая победа бурной свободы среди торговцев, мещан и некоторых молодых людей более высокого социального уровня". Крепостное право изживало себя в России. Дворянские идеологи спорили о выгодах и невыгодах сохранения крепостного права для помещиков. Обреченность крепостного строя была очевидна, но царь и большая часть дворян цепко держались за средневековые порядки. Роль народного партизанского движения в разгроме Наполеона укрепила веру крестьян в их праве на свободу, они ждали освобождения как законной награды. В России надеялись на большие перемены, но в царском манифесте 30 августа 1814 года о крепостных была лишь одна неопределенная строка: "крестьяне, верный наш народ-да получит мзду свою от бога". Крепостные крестьяне-ополченцы и партизаны-снова вернулись под иго господ. Часть армейских полков и казенных крестьян согнали в военные поселения. Они не только снабжали себя, ведя сельскохозяйственные работы, но и в любой момент должны были быть готовыми подавить народное возмущение. Помещики стали расширять барскую запашку за счет крестьянских земель, увеличили оброчные и другие повинности. Первые тайные общества В 1816 году в Петербурге возникла небольшая, строго конспиративная организация-"Союз спасения". Инициаторы - офицеры, участники войны 1812 года: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. В том же году были приняты в Общество Павел Пестель, Михаил Лунин и Федор Глинка. Осенью 1817 года в нем появились Евгений Оболенский и Иван Пущин. Целью Союза спасения, или Общества истинных и верных сынов Отечества, как он стал называться с принятием устава, было уничтожение самодержавия, введение конституции и ликвидация крепостного права. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями. В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе. Союз спасения стал ядром более многочисленной организации-Союза благоденствия, образованного в Москве в 1818 году. Программу нового Общества было решено составить в двух частях. Первая- по цвету обложки ее называли "Зеленой книгой"-определяла сферы общественной деятельности, которые предстояло избрать каждому члену Тайного общества. Принимаемых в Общество из конспиративных соображений знакомили сперва только с первой частью, которая не ставила открыто требований отмены крепостного права и насильственной ликвидации абсолютизма: "... распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначеня". Менее верноподданнические мысли были изложены во второй части программы. Вот как пишет о Союзе благоденствия один из полицейских агентов(М. К. Грибовский член руководящего органа Союза благоденствия-Коренного совета) : "В 1814 году, когда русские войска вступили в Париж, множество офицеров приняты были в масоны и свели связи с приверженцами разных тайных обществ. Последствием сего было, что они напитались гибельным духом партий, привыкли болтать то, чего не понимают, и из слепого подражания получили не наклонность, но, лучше сказать, страсть заводить подобные тайные общества у себя.... Явная цель сих мнимых свободномыслящих (либеральных) , точнее, своевольномыслящих, была введение конституции или, собственно, такого образа правления, под которым своеволие ничем не было бы удерживаемо, а пылким страстям, неограниченному честолюбию, желанию блистать предоставлена была бы полная воля. Разумеется, что вместе с тем надеясь занять высшие места в правительстве и, не опасаясь потерь(потому что не имели ничего) , воспользоваться выгодами переворота.... Лета, развлечения, занятия и переходы по службе охладили и развлекли многих; заведенные меж них тайные общества рушились; сохранившееся же долее прочих, и с которым некоторые слились, было общество под названием Союза благоденствия.... Главные правила относились к попечению об усовершенствование наук, художеств, всех ветвей государственного хозяйства, судопроизводства и пр. Первым шагом почиталось: освобождение крестьян, к чему каждый член был обязываем, и рас