Френсис Бэкон 1 Введение. У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона. Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки. По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии- возрождение античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. И воздействие всех их отчетливо прослеживается в воззрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени. Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской философской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения, который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс, этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса, почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии роль реформатора. Но обставлена она была классическими декорациями. Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии, Бэкон в понимании если не задач, то объёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции, одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще, которое надолго укоренится в англосаксонском обиходе. Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. И в месте с тем этот родоначальник сциентизма в философии, если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты, в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода, который соотносится с непосредственным значением этого древнегреческого термина << философия >>-- любомудрие. Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона - философией далекого английского Возрождения, мы находим в нем самые различные элементы и напластования --новаторские и традиционалистские, научные и поэтические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят в глубь веков, и те, которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур, проблем и умонастроений. Такова уж судьба классической философской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований, претенциозность которых болезненно ощущается уже современниками. Оригинальная же мысль всегда содержит в себе тайну, возможность многократного и неожиданного преломления в умах бедующих поколений. Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер, разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в бедующем обществе. Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae Scientiarum --пронизывала все его философские сочинения, провозглашалась им с многозначительностью, афористичной проникновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом. В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки. Она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания, мудрости ради мудрости. Конечная цель науки --изобретения и открытия. << Разве можно не считаться с тем, -восклицает он, -что дальние плавания и путешествия которые так участились в наше время, открыли и показали в природе множество вещей, могущих пролить новый свет на философию. И конечно, было бы постыдно, если бы в то время, как границы материального мира -земли, моря и звезд - так широко раздвинулись, умственный мир продолжал оставаться в тесных пределах того, что было открыто древними >>. И Бэкон призывает не воздавать слишком много авторам, не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета. << Истина -- дочь Времени, а не Авторитета>>, --бросает он свой знаменитый афоризм. Бэкон верил, что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литературного наследия -еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством. Он считал, что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни, которому <<завершение даст судьба человеческого рода, причем такое, какое, быть может при настоящем положении вещей и умов не легко постигнуть или представить >>. В известном смысле он оказался прав. И сейчас, столетия спустя, мы как бы вновь осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки. 2 ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЯ. Он родился 22 января 1561 года в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридж. Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона, и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля, по его мнению, пригодной для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего, что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он приобщается к составу английского посольства. Франция дала ему превосходный урок политического образования. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента. Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию. Бэкон поступает в юридическую корпорацию, где на протяжении ряда лет изучает юриспруденцию и философию. В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин, где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора. В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность, -томик небольших эссена религиозные, моральные и политические темы. В нем содержался и первый вариант его << Опытов или наставлений нравственных и политических >>. За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию он признается, что из всех его произведений << Опыты >> получили наибольшее распространение. << Они принадлежат к лучшим плодам, которые божьей милостью могло принести мое перо >>. В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом, в 1607 году получает пост генерал-солиситора, а еще через пять лет -должность генерал -атторнея---высшего юрисконсульта короны. Эти же годы ознаменовались и подъемом его филосовско-литературного творчества. В 1605 году Бэкон публикует трактат << О значении и успеха знания, божественного и человеческого >>, в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации. Это был прообраз его труда << О достоинстве и преумножении наук >>, начало воплощения плана << Великого восстановления Наук>>. Параллельно шло обдумывание и других разделов << Великого Восстановления >>. В ряде работ, над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений, получивших впоследствии развитие в << Новом Органоне >>. В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов << О мудрости древних >>. В 1612 году он подготавливает второе, значительно расширенное издание << Опытов или наставлений >>. В то же время им были закончены << Описание интеллектуального мира >> и << Теория неба >>. В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый << Новый органон >>, содержащий его учение о методе и теорию индукции, по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни << Великого Восстановления Наук >>. Он работает над кодификацией английских законов и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье английское и латинское издания << Опытов или наставлений >> и цикл работ по << Естественной и экспериментальной истории>>;печатает свой самый объемистый и систематический труд << О достоинстве и приумножении наук >> (1623г.) -первую часть << Великого Восстановления >> и сборник << Изречения, новые и старые >> (1625г.) . В эти же годы он работал, так и не успев их окончить, над трактатами << О началах и истоках в соответствии с мифами о Купидоне и о небе >> и окончательным вариантом << Новой Атлантиды >> Весной 1626 года он простудился, а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался. 3 ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ. В своем произведении << Великое Восстановление Наук >> многозначительно