Содержание
1. Философия просвещения и метафизический материализм
2. Общественно-правовой идеал просвещения. Коллизия "частного интереса" и "о щей справедливости".
3. Случайность и необходимость.
4. Просветительская трактовка человека.
5. Рационализм эпохи просвещения.
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное з ание, ранее бышее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распростра яться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно из агающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого азума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для кономического и социального блягоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.
Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней очи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке з ачительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полез ость. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, прише шую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в ауке, а за Локком - в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в едостаточном внимании к опыту и эксперименту.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. При этом просветители аппелируют не просто к разуму - ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободе не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных "гипотез".
Представители же метафизического материализма субстанциональное, законосообраз ое устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. "Вселен ая, - писал Гольбах, -это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам материю и движение... и далее "природа существует сама по себе, ействует в силу своей собственной энергии и никогда не может быть уничтожена. Веч ое пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.
Наиболее обощено и систематично механистическое мировоззрение материализма похи Просвещения выражено в работе Гольбаха П. "Система природы". Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причи а производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Сле ствие, раз возникнув, само становится причиной, прождая новые явления. Природа это еобъятная цепь причин и следствий, беспрерывно возникающих друг из друга. О щее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тел, а послед ее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.
Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания и материи обусловило сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источ иком всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воз ействием материальных предметов на его органы чувств.
Сенсуализм материалистов XVIII века не находится в противоречии с общей рацио алистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. Уму свойственно наблюдать, о общать свои наблюдения и извлекать из них заключения - писал Гельвеций в своем трактате "Об уме".
Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и г осеологический оптимизм материализма XVIII века. Его представители убеждены в неог аниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, чего юди не могли бы понять - заявляет Гельвеций. То, что наших дедов было удивитель ым, чудесным и сверхестественным явлением, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого мы знаем,- вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII века, несмотря на некоторые ньюансы, в целом разде яют основные установки философии своей эпохи.
Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что он выражал умонастрое ие поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития.
В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж.Локка, Дж.Таланда, А.Коллинза, А.Э.Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы Т.Рид, затем А.Смит и Д.Юм. Во Франции плеяда просветителей бы а представлена Ф.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж.Д'Аламбером, Э.Кондильяком, П.Гальбахом, Ж.Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г.Лессли г, М.Гердер, молодой Кант. Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Дж.Локк (1632-1704), друг Ньютона, чья философия, по убежде ию современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. Основное сочинение Локка "Опыт о человеческом разуме" содержало позитив ую программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветите ями.
К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных п ава: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является нео ходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство п осветителей, Локк исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопо ядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при том соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Из Англии идеи Ньютона и Локка были перенесены во Францию, где встретили восто женный прием. Благодаряя прежде всего Вольтеру, а затем и други французским п осветителям философия Локка и ммеханика Ньютона получают широкое распростране ие на континенте.
Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как отдельный, изо ированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С ругой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобожде ия от профессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении ха актерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.
В творчестве Лессинга явственнно слышатся протестантские мотивы: деятельность емесленника, промышленника, купца, вообще всякий труд, приносящий доход тру ящемуся и пользу его согражданам, - занятие почетное. Рассудительность, чест ость, трудолюбие и великодушие - вот основные достоинства положительного героя п осветительской драмы и романа.
Не случайно этот носитель "чистого разума" стал излюбленным персонажем емецкого просвещения. Главная коллизия, которую пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости " частного человека", то есть индивида, который уководствуется только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и "человека вообще" - носителя разума и справедливости. Начиная с Гоббса и кончая Кантом, философы нелицеприятно заявляют, что собранные вместе, частные, гоистические индивиды могут только вести между собой "войну всех против всех". Лите атура эпохи просвещения не жалеет красок дляя изображения такого законченного гоиста.
Что же касается разумного и правового начало, то его носителем является не мпирический индивид, жертва и орудие собственных эгоистических склонностей и и стинктов, а именно "человек вообще", идеальный представитель рода, впоследствии получивший у Канта имя "трансцендентального субьекта".
Имеем ли дело с необходимостью как неизбежной закономерностью природного п оцесса или с необходимостью как торжеством разума и справедливости, в обоих с учаях она выступает по ту сторону случайности, как бы в ином измерении. Разведен ость случайного и необходимого, индивидуального и общего - характерная черта мыш ения XVIII века; разум здесь выступает как абстрактно-общее начало, как формаль ый закон. Так, французский материализм приветствовал необходимость природы как единственную силу, управляющую миром людьми и составляющую общее начало в хаосе и случайности индивидуальных поступков и бесчисленных стремлений. Немецкие п осветители склонны были отождествлять эту необходимость с панонистически т актуемым мировым разумом, который в человеческом сознании предстает прежде всего как нравственный закон, а в оббщественной жизни - как право. Эти два рода необхо имости - слепая природная и осмысленно-разумная - различаются между собой. Не с учайно французские материалисты , в частности Гольбах, принимая спинозовскую идею всеобщей необходимости, в то же время критикуют Спинозу за то, что у него та необходимость совпадает с высшей разумностью. Напротив немецкое просвещение идет под знаком спинозизма и паносизма, и необходимость в понимании Лессинга, Гердера, Шиллера, Гете есть целесообразно-разумное начало мира.
Таким образом, Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: о о имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроения п осветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII века и в его конце, до Великой французской буржуазной революции и после нее.
Характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности че овеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, фра цузские материалисты утверждают, что человек по своей природе добр. Поскольку ет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то не ьзя осуждать и все те чувственные склонности, ккоторые суть выражения этого ст емления: любить удовольствия и избегать страдания - такова природная сущность человека, а все природное по определению - хорошо. Такова мировоззренческая по оплека сенсуализма просветителей.
В XVIII веке, таким образом, вновь возрождается та тенденция в решении проблем индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характер а еще для античных софистов. Последние различали то, ччто существует "по приро е", от того, что обязано своим бытием человеческим "установлениям". Не случайно софистов называют античными просветителями: так же, как и французские материа исты, они исходили из того, что человек есть существоо природное, а потому имен о чувственные склонности рассматриваются как основное определение че овеческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания просветителей XVIII века. Осо енностью французского материализма была ориентация на естествознание XVIII века, прежде всего - на механику. Именно механистическая картина мира легла в ос ову представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании. Так, согласно Гольбаху, реальнно не существует ничего, кроме материи и ее движения, которое есть способ существования материи.
По мере того как идеи просветителей начали мало-помалу осуществляться в ействительности - как в индивидуальном, так и в общественном плане,- все чаще воз икала потребность в их корректировке. Сам Дидро в "Племяннике Рамо" вскрыл диа ектику просветительского сознания, поставив под вопрос излюбленный тезис XVIII века о доброте человеческой природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном проявлении. Самокритику просветительского сознания мы находим также у Дж. Свифта, Руссо и, наконец, у Канта, который в такой же мере является носителем идей Просвещения, как и их критиком.
Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рациона изм. В отношении учения Декарта термин рационализм употребляется для характе истики гносеологических и логинометодо логических установок.Рационализм т актуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом см сле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает ешающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на пе вое место в познании выдвигает опыт.
Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию "рацио ализм", при котором он рассматривается как широкое идейно-теоретическое тече ие, выражающее взгляды, потребности, общественное настроение определенных социа ьных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития, и на основе этих умонастроений вырабатывающий определенные методологические уста овки для ориентации человека в практической деятельности и познании. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправ ого существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.
В этом смысле противоположным рационнализмму понятием является иррационализм. Иррационализм выдвигается на авансцену истории в период кризиса общественных ст уктур. Представителям иррационализма в большей мере присуща пессимистическая оценка познавательных и деятельно-преобразовательных возмможностей человека, от ицание исторического и социального прогресса, скептицизм и агностицизм. Об ир ационализме речь пойдет при характеристике философии конца XIX середины XX веков. Для философии эпози Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерно умонаст оение рационализма.
Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-эко омических, политических и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвеще ия. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения - это период разложе ия феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Потребности капиталистического способа производства стимулировали азвитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения в обществен ых отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, ста овления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвеще ия дал Ф.Энгельс: "Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приб ижающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, госу арственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно ыло предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего".
В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как п авило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, в ступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разум ое существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перест оить общественные отношения на разумных основаниях.
Однако, общая позиция представителей различных философских школ, течений и нап авлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззре ческих вопросов, так и конккретных проблем теории познания. Поэтому при анализе метедологии рационализма наряду с вычленением общих положений необходимо акце тировать внимание и на различии учений.
Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подо ии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Мир предстает в рационалистических системах законообразным, самоупорядоченным, самовоспроиз водящимся.
Но в конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных ми овоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический ационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и ст емится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от че овеческой деятельности и ее объективации.
Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представ енная в XVIII веке в Англии прежде всего Локком, во Франции - плеядой материа истов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и другими, а в Германии - Гердером, Лесси гом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Фпанцузскую буржуазную революцию.
Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к антиква ному наследию, нне как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему непереходящую ценность.