Содержание
1. Введение
2. Из истории и предыстории сюрреализма
3. Сюрреализм и фрейдизм
4. Сюрреализм и ницшеанство
5. Сюрреализм Сальвадора Дали
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Введение
Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей стране от осительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная выставка его ра от на Крымском валу "Дали без границ". Эта выставка собрала огромное количество почитателей таланта художника и просто любопытных.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой укой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочета ии с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, д угих зрителей в произведениях Дали.
Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные произведе ия, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы понимать как сюр еалистическую деятельность. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения", понимаешь, что это не просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", он даже хоте превратить кусок реального мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой картины, усеяв берег множеством слоновьих черепов, специаль о выписанных для этой цели из тропических стран.
По мнению А.Якимовича (1), "сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и, следователь о, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные воп осы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не соглашался".
Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, еобходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что скрывается под азванием сюрреализм.
Из истории и предыстории сюрреализма.
Сюрреализм (2) (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом раз ыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явле ий, которым придается видимая достоверность.
Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это худож ики Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в пе вую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли терми ом sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалист (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались ст анными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смыс овыне сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом из ездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом Федерико Га сией Лоркой; с оргомным интересом штудировал труды Зигмунда Фрейда.
Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась с г уппой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и рису ки,освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал оригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать образы из сферы подсознатель ого. В результате этого слияния в 1924 г. появился "Первый манифест сюрреа изма", написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки, был также основан журнал "Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). С этого времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением, п оявившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве. Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. ("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне , экспозиция "Фантастическое искусство, ада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествием сю реализма по мировым столицам.
К этому времени С.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в их в ставках.
В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает пре шествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада ( это с овечко - не то детский лепет, не то - бред больного, не то шаманское заклина ие) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны,европейских еволюций. Это течение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокати ось по Австрии, Франции и Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитив ую эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разум ое, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. П ограмма дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посре ством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное з елище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяука и, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недо гим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок.
Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. удожники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматрива ся при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Сюрреалистическое от ошение к бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной : не п осто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.
Итак, по-мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма) - о ним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических сооб ажений. Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты применяли два вида п иемов. Это были чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, по кладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими к асками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фа тастического леса - техника "фроттажа").
Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. О и добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на у овне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном аблюдении языков пламени, движения облаков и т.п.
Переход от "механических" приемов к "психическим" (или психоана итическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:
1 - освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, б изкого к трансу;
2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импу ьсам;
3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделан ого.
Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.
Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому при имался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью е освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать.
По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием созна ия).
Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в
особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е. на и еях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.
Сюрреализм и фрейдизм
Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерами сюрреа изма, что превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминали о том, из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Так, Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной форм . Тем самым он разумеется использовал советы Леонардо да Винчи - но, безуслов о, они были восприняты через призму Фрейда, который по-своему интерпретировал ту склонность к завороженному созерцанию разводов на старой стене или причудлив х скал, возбуждающих в воображении неожиданные образы и комбинации. Чисто "фрей истским" методом пользовался и Дали, который писал картины в еще не совсем п оснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже говорилось раньше.
Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником тво чества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой вои ственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональ ости"(3).
Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взгля ов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным из современных худож иков, кто сумел встретится с престарелым, больным и замкнутым Фрейдом в его лондо ском доме в 1936 году. В то же самое время Дали удостоился одобрительного упоми ания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу - тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно не интересовался современными ему течениями живописи.
По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников или мир антиной мифологии - для художников Возрождения.
Проявлением этой внутренней связи является и то обстоятельство, что Дали часто цитирует, перефразирует, пересказывает мысли Фрейда в своем "Дневнике". К примеру, Дали пишет: "Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не п тайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. Пос е того станет возможным сублимировать их"(3). Это одна из самых общеизвестных и ей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты - суть неконтролируем е выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая таким образом прор вает застывшую корку "Эго". Не удивительно поэтому, что "Дневник" открывается цитатой Фрейда. Дали относился к Фрейду, по сути дела, как к духовному отцу и икогда ни в чем не проявил непослушания, не усомнился ни в одном слове.
Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, он доходил до преде ов сюрреалистической раскованности, апеллируя в своей живописи или словесных в сказываниях к каким угодно "властителям дум".
Среди великих людей он почитал безоговорочно одного только Фрейда - подобно тому как среди родственников и близких людей он никогда не задел одну лишь "Гала ину". Можно привести и другие примеры почитания Фрейда Сальвадором Дали и д угими сюрреалистами. Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для тих людей, потому что фрейдизм был жизненно важен для сюрреалистов и был, быть может, одним из главных факторов подъема и успеха их доктрины. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрирова и" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.
Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоана иза и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они получали весомые подтверждения правильности своих устремлений.Они не могли не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж) соответствовали ф ейдовской методике "свободных ассоциаций", употреблявшейся при изучении внутрен его мира человека. Когда позднее в искусстве Дали и др. художников утвержда тся принцип иллюзионистского "фотографирования бессознательного", то нельзя не вспомнить о том , что психоанализ выработал технику "документального реконструи ования " сновидений. Кроме того, психоанализ обращал первостепенное внимание именно на те состояния души, которые прежде всего интересовали и сюрреалистов (со , психические расстройства, детская ментальность, первобытная психика, свобод ая от ограничений и запретов цивилизации). Таким образом, нельзя не признать па аллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.
Опытные данные замечательного психолога, его проницательность, глубокое з ание человеческой натуры подтверждали и освящали устремления сюрреалистов. Бо ее сильного союзника трудно было найти.
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - азвивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассу ком, ни с "вечными ценностями". Фрейдизм приводил к тому выводу, что ве ичайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.
Европейское человечество уже давно было погружено в споры о сущности,
пределах и необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал и п едаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он разрабатывал к инические методы воздействия на психику - методы, дававшие несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интел ектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широких сферах обществен ого бытия. И он исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности че овека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями циви изации.
Семья, религия, государство,заповеди, правила этики, логические понятия, стетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать как нечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми своими особыми зако ами, сложившимися задолго до того, как появились понятия о добре и зле, о боге, о азуме. Фрейдизм впечатляюще доказывал, что нельзя недооценивать значения по сознания или считать его чем-то второстепенным. Оно не рудимент, не атавизм, кото ый изредка прорывается в снах, обмолвках, болезненых маниях. Фрейдизм открыл орогу "фрейдистской истории искусства". Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка ана хистов, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была такая солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и расп остраненности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.
Дали и ницшеанство.
Выше уже было сказано, что европейская культура XX в. испытала влияние фи ософско-художественной прозы Фридриха Ницше, который в своих произведениях ("По ту сторону добра и зла" 1886г.) выступал с критикой буржуазной культуры и п оповедовал эстетический имморализм, т.е нигилистическое отношение ко всяким н авственным принципам. В книге "Так говорил Заратустра" 1883-84гг. Ницше создал миф о "сверхчеловеке", при этом культ сильной личности сочетался у него с рома тическим идеалом "человека будущего".
Сальвадор Дали был последовательным представителем ницшеанства XXв. Дали читал и почитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. В "Дневнике одного гения" неоднократно упоминается Ницше. Дали писал:"Заратустра казался мне героем грандиозных масштбов, чьим величием души я искренне восхища ся... Настанет день и я превзойду его своим величием!"(3). Слова "сверхче овек - смысл жизни"(4) - стали одним из девизов Дали. В его "Дневнике" читаем: "Самое главное на свете - это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на` третьем месте - все остальные, разумеется включая и нас двоих". И разумеется, что гениаль ейший из гениев, спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан по чиняться правилам поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразн ми способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причине зап етов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки, например, приб вает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера и Носороге на белом "ро с-ройсе", набитом тысячью качанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту".
Сюрреализм Сальвадора Дали
Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое тво чество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился Дали. Сюрреалист о мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неогра иченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заяви , что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемствен ости"(3).
Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть то ько Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо войны", "Пре чувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гит ера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св. Иоанна") и наука, к ассическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. И тот вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали ействительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превраща ось все, что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сю реалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и почита ись всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких оговорок (как у Дали), вызывает протест.
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксаль о, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явле иями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к картинам старых мастеров. Он взя идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродете и, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных оваторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суж ения Дали об искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он пропове овал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего. Дали астроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьез от ицать и опровергать.
Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациона ьность - его программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и цен остями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чу овищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из кото ой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, д я человеческого "благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и пок онение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.
Заключение
По-видимому, можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализма не есть чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая за ача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип м шления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни.
Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреа изм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я".
Список использованной литературы
1. А.К.Якимович "Сюрреализм и Сальвадор Дали": Вступительная статья. "Дневник одного гения" М.: "Искусство", 1991, с.5-43.
2. Советский энциклопедический словарь. М:"Советская энциклопедия", 1980.
3. Сальвадор Дали."Дневник одного гения". М:"Искусство" 1991.
4. Ф. Ницше. "Сочинения в двух томах", т.2, М:"Мысль", 1990.