КУРС ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ) Понятие человека и общ-ва I. Понятие человека Человек - субъект общест-истор. процесса развития материальной и дух. культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жиз и, но выделившееся из них благодоря способности производить орудия труда, обла ающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов) II. Понятие общества Многообразие понятия общества Общество - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество)- круг людей, объединенных общностью положения, интересов, п оисхождения (дворянское общество)- добровольное объединение людей для какой-ли о цели (спортивное общество)- та или иная Среда (дурное общество)- узкий круг юдей дворянской Среды (бывать в обществе)- все человечество Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности лю ей. Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т.е. способная к самовоспроизведению группа людей. III. Общество, как особая часть материального мира 1. Отличие общества от природы Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира ( оосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы. 2. Общество - динамическая система Система меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это ст уктурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество Подсистемы: Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по произво ству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деяте ьность по производству субъекта. Политическая сфера - управление - деятель ость по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - еятельность по производству духовных благ (знаний). Элемент - ? Требования к элемнту: 1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни); 2. Элементарность элемента (недилимость элемента в рамках нач. опред. системы); Элементы общественной жизни: 1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичн м - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Мате иальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения б вают между двумя субъектами. 4. Духовные значения (идельный мир) Иделаьно существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве о ъективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности. Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни. IV. Понятие общественного прогресса Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более сове шенному. Главная проблема - проблема критерия. Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравствен ости; критерий в развитии производителя. Интегральный критерий - рост социальной свободы. Развитие знаний о человеке и обществе I. Ранние формы религии (формы первобытных верований). 1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действите ьности, которым люди приписывали сверхъестетственные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - при осит счастье. 2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между г уппой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник. 3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыс ах: а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на лю ей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие Целевое назначение 1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное ( итуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное 4. Анимизм (лат анима -душа) - вреа в духовные сущности, заключенные в пре метах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки). 5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку. II. Миф, как попытка объяснить мир и человека. 1. Мифология употребляется в двух смыслах: а) собрание мифов; б) наука о мифах Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетво яющие объяснения фактов реального мира (Токарев). 2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая аивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объясне ий, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к опреде енному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия. 3. Типы мифов. - о животных и растениях - о небесных явлениях - космогонические и антропогонические - креационистские (креационизм - акт творения) - эволюционистские (постепенное развитие мира) - эсхатология (мифы о конце света) - о происхождении рождения и смерти - мифы о великом потопе - о непорочном зачатии - об умерающем и воскресающем боге - о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни - искусственные мифы 4. Специфические черты мифологии 1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциатив ых связях 3. Антропоморфизм (очеловечевание явлений природы). 4. Супернатурализм мира и и сверхприродность. Не отличие естественного от сверъестественного. 5. Оживотво ение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета вы ает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идиализаций. 7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т.е. миф - мера восприятия и мировозз ение родового общества. III. Религия о человеке и обществе. 1. Структура религии Религия - святыня, набожность, предмет культа (латю.) Включает в себя: 1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов) 2. Религиозный культ - совокупность особых действий Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный - п осьба. Элементраные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы. 3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой. 2. Атеизм и религия. Атеизм: 1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы преобретают форму неземных. (Энгельс) 2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, яв яющийся главным объектом поклонения во всех религиях. 3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс). Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее еакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, с ужит угнетению человека. Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировозренческая, регулятивная, и тегрирующая. Религия: 1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком. 2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведующий, всеб агой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаже ству, т.е. к Богу, данное человеку от природы. 4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершен ое удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности. 3. Классификация религии 1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые:- буддизм, ислам, христианство: - православие, католицизм, протестаноство Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н.э. Ислам - 7 в. н.э., основатель Мухамед Христианство 1 в. н.э. Учение Платона о человеке, обществе и государстве 1. Определние философии а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (?) В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия) б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. За ача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться?” в) С