Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления. Религиозные системы Индии - если сравнить их с ближневосточно- средиземномо скими монотеистическими - в ряде факторов, особенно в связи с проблемами онтоге еза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека т.п., представ яется более глубокими и философски насыщенными. Важная особенность индийских религий - их интровертивность, т.е. явственная об ащенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возмож ость личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной те есной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способ а к трансформации: потенциально она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и буддами. Отсюда акцент на том, что кажд й - кузнец своего счастья. Основы религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые отправления. Слож ая и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного ритуала была тем импу ьсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев, оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - п ямой наследник ведической религии. В брахманах-коментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с одной стороны, и ко ичеством и качеством жертв - с другой: жертвенная еда - это и есть пища бесме тия. Был разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материаль ую оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто соверши этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В коментариях-брахма ах наряду с описаниями обрядов и магических символов немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского анализа. Еще больше такого рода а стракций содержалось в примыкавших к брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников-аскетов. Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад - фи ософских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло, являющиеся условием жизни? Или, наконец, ыхание, прана - ведь без него нельзя обойтись ни минуты? В упанишадах серьез ое внимание уделялось проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматрива ось как нечто вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека (джива) и "достигает самого себя" и "освобождается от утомления", а уховная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренные останки некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеи дийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв непрерыв ости, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь. Религиозная философия упанишад в середине I тысячелетия до н.э. как бы опреде ила основные параметры мировосприятия всей системы ценностей, духовной орие тации в рамках традиционной индийской цивилизации. Широкое массовое восприятие и ей упанишад со временем породило тот индуизм, который стал широко распространен ой религией в Средневековой Индии. Однако до возникновения индуизма индийская елигиозно-философская мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных систем. Речь идет о шести системах - даршанах. Три из их (ньяя - логика; вайшешика - космология; миманса - ритуал) второстепенны. Д угие три оказали немалое влияние на развитие религиозно-культурных традиций Ин ии. Санкхья - одна из этих трех. В центре системы - два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт, материя, эне гия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, то сознательное, но инертное начало. Пуруша воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и является первопричиной возникновения и существова ия всего феноменального мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состоя ия сансары (земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения. К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели, относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках другой системы - йога. Основ ая цель та же, что и в системе санкхья: отделить пурушу от пракрити и тем самым обиться освобождения. Потому-то и весь характер йоги - в отличии от санкхьи - аправлен не столько в область спекулятивных абстракций, туманных рассуждений о слиянии и реализации, сколько в область практической реализации поставленной цели. Главное в системе йоги - практика, методы, упражнения, конечный смысл кото ых в том, чтобы индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное соз ание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную активность и таким образом подготовить себя к встрече с Пурушей. Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски асыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему. Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Асолютная Реаль ость, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот - "невыразимое, высшее лаженство". Этот источник - вне качеств и атрибутов, он един и неделим. А коль так, то и духовное "Я" каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время это духовное "Я" в веданте не противостоит телу, ибо в отличии от санкхьи веданта отрицает дуальность мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все - Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь материальный феноменальный мир, мнимы, иллюзорны. Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима, она яв яется результатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно и мате иально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек достигал покоя; его внутрен ее "Я" отождествлялось с Брахманом. Система веданта сыграла очень важную роль в истории индийской религиозно-фи ософской мысли. Ее построения были восприняты в национальной традиции Индии, пов ияли на облик индуизма и даже являлись одной из духовных основ в период возрож ения древних традиций, в эпоху критического переосмысления основ индийской циви изации. __________ Литература: Васильев Л.С. "История религии Востока" 86.3я73, В19.