Михаил Александрович Бакунин
 
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский революционер, один из видных представителей революционного народничества и анархизма. Искренняя и страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к нему симпатии многих революционно и демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом иллюзорное видение конкретных путей социального освобождения способствовало превращению его в идейного противника научного социализма.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое начальное образование и воспитание.
Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдает экзамены и поступает в Петербургское военное училище. Завершив учебу, Бакунин довольно скоро почувствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год уходит в отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию и провел большей частью в Москве.
Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался своеобразный интерес к освоению истории.
Формирование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием декабристов. Уже в первых его работах сквозь контуры Гегелевского диалектического метода и философии истории проглядывает самостоятельное и политически ориентированное мышление.
С именем Бакунина М. А. связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма одного из заметных направлений в идеологии мелкобуржуазной революционности. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения (Интернационал) , первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская коммуна 1871 года во Франции) .
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета в сов ременных ему обществах, протест против религиозного мракобесия, угодничества либеральной науки, а так же защита революционных методов борьбы от буржуазных реформистов. При всей эклектичности, непоследовательности и известной незавершенности Бакунинская анархистская программа выделялась на фоне деятельность Бакунина и его сторонников в интернационале привела к исключению их в 1872 году из этой организации. Критику анархистских идей Бакунина дали К. Маркс и Ф. Энгельс. На протяжении последнего столетия взгляды Бакунина периодически поднимались на щит различными сектантскими группами в рабочем движении, а так же отдельными публицистами.
В послевоенный период политические идеи анархизма, в том числе Бакунинского толка, получили новый отклик у части молодежи в развитых странах.
В анархическом идеале Бакунина причудливо переплелись традиции антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной революционности с идеями русского утопического крестьянского социализма. Ко времени окончательного перехода русского революционера на позиции анархического социализма, в самом анархическом течении в странах капиталистической Европы уже наметилось несколько идейных направлений, преимущественно мирных по своим целям и средствам. Анархизм все больше становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.
Важный аспект рассмотрения политических взглядов Бакунина заключался в том, что их необходимо было сопоставить с предшествующими и современными ему анархистскими воззрениями. Такой подход позволяет с гораздо большей достоверностью осмыслить своеобразие или же, напротив, эклектизм и заимствование составных частей доктрины коллективистского анархизма.
Представители позитивистской юриспруденции испытывают известное затруднение в ответе на вопрос, что же считать правовым компонентом в анархистской доктрине. С этой точки зрения у анархистов будто бы совершенно отсутствует прагматическое правовое начало. Нормативисты - строгие ревнители "чистой" теории права также отрицают наличие философско-правового компонента в анархизме.
В конечном итоге анархистская теория огульно причисляется к разряду таких политических концепций, в которых право и право понимание никак не связано с моральным долженствованием и необходимостью принимать в расчет иерархию правовых норм, правовые процедур, правовые гарантии.
Анархист исходит из уверенности в том, что каждый индивид способен и должен стать полностью свободным от внешнего по отношению к нему воздействию власти и авторитета и что он при этом должен судить самостоятельно о том, что правильно и что не правильно.
В процессе выработки своей политической программы Бакунин использовал не только политико-организационный опыт, но и идейное наследие прошлого и это не оставалось незамеченным современниками. Так еще в преданархистский период он выступил с призывом создать в среде славянских народов "общество всех людей, живой мысли и доброй воли, соединенных безграничною любовью к свободе, верою в русский народ".
Таким образом, вопрос о происхождении и историческом развитии анархистских идей и взглядов не является столь простым, как его изображают буржуазные интерпретаторы и сами анархисты. Анархизм продолжает оставаться сегодня не менее многоликим, чем он был в прошлом веке. Его олицетворением по-прежнему остается противоречивые позиции мелкого буржуа- колеблющегося и агрессивного.