СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
СЕМЬЯ
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объеди ение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание етей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает м ожество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особен остей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидете ьствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору парт ера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Форма семьи. Термин “родство” означает совакупность социальных отношений, основанных на некоторых факто ах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродн х братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а м.б., и основным социальным объединением.
Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израи ьского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких д угих формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается пре почтение полигинии(брак между 1 мужчиной и неск. женщинами). Поскольку в больши стве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния е находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается пре почтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало ы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некото ые ученые подчеркивали значение эк-х факторов в определенных обществах. Нап имер, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы проко мить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют о щую жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна дл женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Типы властных структур. Больш-во семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой я яются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип в асти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, И ане,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих же щин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и в асть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп(например, семей или кла ов), являются правилими экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была ха -на для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эн огамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.
Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где но мой является патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его одителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или поблизости от них.
Родословная и наследование имущества. Сущестует 3 типа систем определения родословной и правил наследованя собстве ности. Наиболеее распространнной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В екоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем общ-ве нашла распространение семейная система, основанная а двусторонней родословной. Она явл-ся общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.
Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.
Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные измене ия функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объедине ия, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития пром шленного общ-ва и гос-ва всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.
Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внут и семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными ср-вами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под в иянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных от ошений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья явл-ся местом, где осуществляется эк-кое пр-во и перераспределение материальных ср-в; при этом возникают конфликт между интересами каждого члена семьи и др-х ее чле ов, а также общества в целом.