Развитие понятия «причинность» со времён Древнего Востока до становления классической механики. Истоки понятий причинности, закономерности уходит далеко вглубь веков человеческой истории. В философских системах Древнего Востока осуществлены первые попытки выразить причинные связи реальной действительности в философских категориях.Древнекитайское философское учение-«даосизм»(Ivвек до н.э.)развивало мысль, что развитие природы и людей определяется не волей неба, а законом дао, который вносит порядок в хаос вещей.Дао существует независимо от сознания и воли людей и представляет собой «глубокую основу всех вещей. «Эти материальные воззрения учёных Древнего Востока оказали влияние на развитие философии и естествознания в античном мире. В Древнегреческой философии впервые высказал мысль о всеобщности причинности в определённой форме философ-материалист Левкипп (500-400гг. до н.э.). В своих работах он писал: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Ученик Левкиппа Демокрит (460-370гг. до н.э.) приняв провозглашённый его учителем материалистический принцип причинности, подчеркнул большое значение его для объяснения природы, что подтверждает одно из его высказываний: «Я бы предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол.» Учение о причинном объяснении природы Левкиппа - Демокрита нашло своё отражение в их атомистической теории. Учитель и ученик сошлись во мнении, что атом - это мельчайшая неделимая, неизменная частица вещества, отличающихся от подобных себе положением в пространстве, формой и порядком, но качественно тождественным другим атомам. Все вещи и явления природы образуются в результате механического взаимодействия этих вечно движущихся частиц. В идее Левкиппа-Демокрита о возможности объяснения микроскопических процессов путём признания взаимодействия огромного числа атомов неявно выражена мысль о статистических закономерностях.Если макроскопические процессы являются результатом взаимодействия огромного числа частиц отдельных микрообъектов, то можно предположить что закономерности макротел есть результат действия статистики на микро уровне. Если с точки зрения атомистической теории Левкиппа - Демокрита причина есть взаимодействий атомов, то с макроскопической точки зрения причина - внешнее механическое воздействие одного тела на другое. Обобщение и дальнейшее развитие взглядов древних греков на причинность было сделано Аристотелем (384-322гг. до н.э.), который показал значение причинности для теории познания, обратил внимание на неоднозначность термина «причина». Аристотель указал, что познать вещь - значит познать её причину. Аристотель различал четыре вида причин: материальную, формальную, действующую и конечную и конечную и выражал свою мысль о причинах следующим образом: -…о причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей - то откуда начало движения; четвёртой, причину противолежащую последней, а именно «то, ради чего или благо…» [11] Аристотелевское понятие действующей причины соответствует тому, что сейчас обычно подразумевается под словами «причина». Действующая причина, по Аристотелю - это всё, что делает, изменяет, порождает другое явление. Материальная и формальная причины выражают различие между возможностью и действительностью. Понятие конечной причины необходимо для объяснения практической деятельности людей, основывающейся на познанных связях явлений природы и общества. Предметам природы, как считал Аристотель, присуще внутренняя цель, которая определяет направление их движения и развития. Внутренняя цель всех предметов подчинена высшей духовной силе - богу. Учение Аристотеля о формальной и конечной причинах было использовано средневековой схоластикой для обоснования необходимости существования сверхъестественного существа, управляющего движением мира. Философское обоснование необходимости освобождения естествознания от влияния мистики и схоластики и целесообразности систематического изучения причин явлений в самой природе дал Ф.Бэкон (1561-1626гг.).Бэкон принимает аристотелевское деление причин, но вкладывает в них новое содержание. Конечную причину Бэкон исключает из рассматривания современных наук.Изучением материальной и действующей причинами должна заняться эмпирическая физика. Но, как считает Бэкон, эти причины не дают ещё полного истинного знания предметов. Знание сущности постигается через познание форм. Форма-закон сущности предмета. Формальная причина, выражающая сущность вещи, есть, по Бэкону, движение или определённое сочетание неизменных материальных частиц, нечто вроде атомов Демокрита. Форма вещи есть нечто внутреннее по отношению к самой вещи.Определённое сочетание, движение частиц есть истинная (формальная) причина, выражающая сущность вещи. Английский философ-материалист Т.Гоббс (1588-1679гг.) реально существующими признаёт только материальную и действующие причины. В основу разграничения действующей и материальной причин Гоббс положил различие активных и пассивных тел.Активным он называет тело, которое какими-то своими сторонами, свойствами воздействует на другое и вызывает или уничтожает в нём какие - нибудь изменчивые и несущественные свойства вещей или состояний.Тело,которое испытывает воздействие активного тела, называются пассивными.Совокупность, изменчивость и не существенность свойств вещей Гоббс назвал действием или эффектом. Гоббс понимал неточность понятий действующей и материальных причин. Гоббс эти понятия определил следующим образом: «Сумма необходимых для производства действий акциденций, лежащих в активном или активных телах, называется, раз действие наступило, действующей причиной». Гоббс ввёл понятие «полной», «достаточной» причины. Под полной причинной он понимает совокупность всех акциденции в активных и пассивных телах, при наличии которых с необходимостью вызывается действие. Принцип причинности был положен Гоббсом в основу объяснения всех явлений природы. Существенный шаг вперёд в понимании категории причинности сделал Б.Спиноза (1632-1677гг.).Он развил учение об «общем естественном порядке».Естественный порядок, как полагал Спиноза, есть совокупность материальных тел, связанных между собой необходимой цепью причин и следствий. Всё, что совершается природой вещей, вызвано действующими причинами; не действующих причин в природе нет. Спиноза подчеркивает необходимый характер связи причины и следствия. Причина необходимо вызывает действие, и, наоборот, всякое действие есть необходимый результат причины. Это подтверждает следующая цитата Спинозы: «Из данной определённой причины необходимо вытекает действие и наоборот - если нет никакой определённой причины, невозможно, чтобы последовало действие». Спиноза поставил проблему соотношения внешних и внутренних причин. Признание существования одних лишь внешних причин приводит к необходимости считать причиной изменение движения, какого - либо тела другое тело, а причиной этого третье тело и т.д. до бесконечности. Такое объяснение явлений на основе внешней причинности по мнению Спинозы, не может признано удовлетворительным и побуждает вести понятие первой причины, ею может быть объект являющийся причиной самого себя. Такой первопричиной является природа в целом или субстанция. 2. Метафизическое представление о причинности. Учение об естественной причинности положено в основу классической механики Ньютона. В построении механики И.Ньютон (1643-1727) исходил из утверждения, что всякое изменение движения тел обусловлено естественными причинами. Ньютон считал, что такими причинами являются силы. Причина производит изменение скорости и движения тел, она всегда действующая причина. Позднее Лаплас (1749-1827) вводит понятие причинности, как необходимой связи состояний предмета. Поэтому поводу Лаплас в своей работе «Опыт философии теории вероятности» написал следующие строчки: «Мы должны рассматривать настоящие состояние вселенной как следствие её предыдущего состояния и как причину последующего». Состояние вселенной в настоящее время Лаплас рассматривает как причину, её состояния в будущем - как следствие. Такое понимание причинности называется метафизическим. Оно господствовало со времён Ньютона вплоть до конца ХIХ века. Метафизическое понятие причинности связано с основными особенностями механического движения. Причиной движения тела считалось только другое внешнее тело.. Отношение причинности, в которое вступают тела в результате механического движения не ведёт к возникновению чего-либо нового, а сводится к лишь к пространственному изменению положения тел, к их механическому перемещению составляющих его частей и к уменьшению (увеличению) количества их движения. Представители метафизического материализма, в том числе Ньютон и Лаплас, исходя из признания всеобщего характера механического движения, считали, что механическое взаимодействие присуще всем телам. Такой взгляд на причинность не достаточно глубокий, но