-->



Образование с точки зрения философии.
Бывают эпохи равнодушия к философским вопросам -
эпохи вообще не худшие в истории народов. Общественная жизнь тогда может быть
кипучей и яркой во всех ее проявлениях, экономическая и политическая жизнь может
быть высоко напряжена, научное и художественное творчество может бить ключом. Но
в обществе нет потребности в рефлексии и самоанализе, в нем не чувствуется
неудовлетворенности и сомнения ее в целом. Но вот - в результате ли какой-нибудь
общественной катастрофы или незаметным молекулярным процессом социальных
изменений - вносится какая-либо новая структура в прочно положенный , по-
видимому , строй мыслей и настроений . Это состояние, напоминающее
моменты душевного кризиса у отдельной личности, когда человек как бы
останавливается внезапно в беге жизни, охваченный вдруг оторопью и сомнением в
нужности и значительностью всего того, что он делал до сих пор. Такие же
моменты раздумья переживают время от времени и идейно - руководящие слои
общества. Крупное национальное бедствие, крушение идеала, к которому стремились
ряд поколений одно за другим, предчувствие нарастающего социального катаклизма
это способно вызвать глубокие социальные потрясения в общественной психике тех
идеологических элементов общества, которые являются, как бы его Я. Эти кризисы
интеллигентных настроений обыкновенно сопровождаются или выражаются в форме
философского искательства. Философия здесь призвана лечить раны, нанесенные
суровой действительностью, от нее требуют ответа на новые возникающие запросы
жизни .Кризис в нашем обществе, начавшийся в конце прошлого века и
продолжающийся до настоящего времени, породил целую плеяду русских мыслителей,
чье творческое наследие еще только предстоит постигнуть нашему поколению. Одной
из сложных проблем, поднимающихся в трудах русских философов, является проблема
воспитания и формирования личности. Этой проблеме посвещен ряд работ Н. А.
Бакунина, Н. А. Бердяева , С . Н . Булгакова , Г . И . Черепанова , А. Ф .
Лосева , Л . П . Красавина, Н . Ф . Федорова , П . А . Флоренского . К
сожалению, опубликование этих работ в нашей литературе только планируется ,
однако , вышедший в свет сборник Вехи и сборник произведений В .
В . Розанова уже дают обширный материал для размышлений и сопоставлений с нашей
действительностью . Философский анализ системы народного образования
прошлого века , анализ причин духовного обнищания общества , возможные пути
выхода из сложившегося положения изложены в сборнике работ. В . В. Розанова -
Сумерки просвещения . Рассмотрим основные положения его взглядов
на проблему воспитания личности . Впервые в истории мы наблюдаем
в нашем веке , что не ученые , не церковь , не семья , не любители душ
человеческих и знатоки ее сокровищ , но темное во всем этом государство , сложив
оружие и, заменив бранные крики колыбельной песнью , начало пестовать юные
поколения то самого раннего творчества до полной возмужалости . Римляне
устыдились бы этого , греки разразились бы не удержанным смехом , и никогда
вечно юные гуманисты Оксфорда и Кембриджа не допустили бы этой замены себя
княжескими или королевскими чиновниками . Не будучи само по себе
воспитательно , но, заимствуя для воспитания элементы других сфер - античной
древности , христианства , наук и философии - государство оценивает степень
воспитания мерою материала, , который через него усваивается . И так как каждая
часть этого материала с него лишь передается, а не усваивается , через
непосредственное в нем содержание ,то все воспитание естественно получило
характер усвоения переданного , т . е. книжный . Для церкви воспитанный
значит религиозный; для семьи - значит любящий , преданный; и даже для
всякого свободного мыслителя воспитанный значит крепкий в суждении
, сильный в испытании правды . Напортив для государства , воспитанный
- значит усвоивший правила веры , знающий сыновьи обязанности , наконец ,
уже достаточно обогащенный знаниями . Розанов ,1889. Сумерки просвещения (В . В . Розанов . - М .
Педагогика , 1990 . - с. 22) . Все чувствуют , и уже давно , в
Европе странную безжизненность возрастающих поколений. Они безжизненны не в
одном каком - ни будь отношении , они лишены не каких - ни будь даров, будучи
богато отделены другими . Именно ядра в них нет , из которого растет всякий дар,
всякий порыв , все энергичное в действии или твердое в сопротивлении . Та
искра Божия , которая светится в человеческом образе часто сквозь мрак ,
его одолевающий , сквозь его грубость , необузданный произвол невежество , в
этих поколениях , ничего выдающегося не дурного не делающих , как будто погасла
и ее ничего не способно пробудить . Странная антикультурность, на исходе 19 века
самой великой в истории культуры , поражает в них: они не только не продолжают
свое время , но влечет их и убеждает не какая-нибудь из новых книг , а самая
обыкновенная страница из журнала или газетный листок . Не в способной
притягательности этих низин следует видеть причину этого падения , но в слабости
крыльев, , которые не могут поднять над ними душу . Со
множеством деталей , за тщательным взвешиванием количества поступающих
впечатлений была упущена самая важная сторона в каждом из них что лишь ничем не
подрываемое , входя в душу свободно , неторопливо с ней взаимодействуя , оно
оплодотворяет ее; тысячи же прерванных , оскопленных впечатлений оставляют ее
бесплодной. Тот мир звуков, , которые каждая душа в меру даров своих дает в
ответ на каждое ощущение , -был забыт и при системе учащенных , через час
чередующихся впечатлений стерт, сведен к небытию , даже погиб, не проросши из
семени . И между тем в этих вздутиях души , только ожидающих из вне
прикосновения , чтобы дать трещину и обнаружить свое содержание , и скрывающиеся
до времени ее невидимые крылья , освободить которые из сдерживающей оболочки ,
укрепить и научить ими управлять есть вся задача воспитания . Здесь мы переходим
к необходимости индивидуальности воспитания: на одно и тоже впечатление всякая
отдельная душа ответит разно , и именно в меру того содержания, , которое с ней
послано в мир . И так именно раскрыть это содержание должен воспитывающий , он
никогда не должен обращаться с чем - ни будь значительным по смыслу к толпе, но
всегда к одному лицу. Действие этого закона, ,который как только нарушен -
воспитания нет , и обнаруживается в том , что при усиленном постоянном , но
постепенно же прерываемом внушении отдельных обязанностей интересов ,
склонностей в школе эти последние вовсе не прерываются , или отпадают тотчас ,
как только встречаются потом в жизни малейшие в себе припядствие . Напротив,
один уединенный разговор , часто с человеком одинакового развития , или случайно
вычитанная мысль становится поворотным пунктом во внутреннем развитии . Только с
любовью , долго, при собственных дарах или любящем учителе останавливаясь на
самом кратком , в несколько минут прочитываемом произведении , можно впитать в
себя тот аромат, , который оно содержит в себе , живою же душой отозваться на ту
жизнь, которая таинственно завита в нем его давно умершим творцом , и ,
отозвавшись пластически видоизменить душу прекрасным , благородным впечатлением
, на ее павшим . Не думать, что хоть тень этого воспитывающего действия может
произойти при изучении великих произведений с циферблатом в руке , есть
заблуждение, , которое поистине , нельзя не назвать безумным . Если окинуть
усталым взглядом реалии сегодняшнего дня , то после прочитанного грустно
понимаешь , как был прав в своих искренних суждениях В.В.Розанов сто лет назад:
Думать , что в отдельные циклы истории красота человеческой природы была
лишь нарастающей и , что в каждом индивидуальном можно соединить ее отдельные
тени , - это также ошибочно , и вытекает из отсутствия истинного знания о
которой-нибудь из этих теней . Только отряхивая с человека прежнюю красоту ,
отрицая ее как величайшую противоположность , появится на нем новый убор сложных
идей и глубоких чувств . Лукавое перед всем преклонение , соединенное с холодной
готовностью все предать, и есть истинный результат этого синтетического
воспитания, , через которое проводятся всюду подрастающие поколения Европы . Ни
любители они древности , ни истинные христиане , ни самоотверженные искатели
истины - они между всем этим , вне которой-нибудь из культур , то есть не несут
на себе более одной из них . От этого при существовании у них смутного
религиозного чувства , они не знают , удовлетворить ли его христианством или
буддизмом , будучи довольно начитанными в новых книгах и, помня еще много из
старого , выдумывают новую мораль , удобно соединяющую и то и другое . По своему
воспитанию , по долгим годам привычки они склонны ко всему электрическому и ни к
какому сильному отрицанию или сильному утверждению . Все сказанное
относится к нравственной стороне , но едва ли не важнее еще здесь сторона
умственная: ребенок должен быть свободен , то есть окружающие его вещи