Н.А. Бердяев «О назначении человека»
Содержание
1. Проблема этического познания……………………………………ст.2
Объект и субъект. Объективирование в познании.
Задача этики.
Основной вопрос этики о критерии добра и зла.
2. Происхождение добра и зла…………………………………………ст.4
Бог и человек.
Грехопадение. Возникновение добра и зла.
3. Человек…………………………………………………………………ст.6
Проблемы философской антропологии.
Персонализм. Личность и общество.
Пол. Мужское и женское.
Сознательное и бессознательное.
4. Этика по сю сторону добра и зла……………………………………ст.7
Этика закона. Дуализм добра и зла.
Социальный и обыденный характер закона.
Этика исскупления. Добро под благодатью.
Евангельская мораль и мораль законнически-форисейская.
Христианское отношение к добрым и злым.
Христианская мораль как мораль силы.
Страдание. Аскетизм. Любовь.
5. Этика творчества………………………………………………………..ст.9
О природе творчества.
6. Конкретные вопросы этики……………………………………………ст.10
Трагизм и парадоксальность нравственной жизни.
О лжи и правде.
Совесть и свобода. Критика чистой совести.
Страх, ужас и тоска. Скука и пошлость.
Любовь и сострадание.
О государстве, революции и войне.
Социальный вопрос, труд, техника.
Пол, брак и любовь.
7. О последних вещах. Этика эсхатологическая…………………………ст.15
Смерть и бессмертие.
Ад.
Рай.
Проблема этического познания
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал изучать познание. К бытию нельзя прийти, от него можно только изойти.
Первично то, что познание само есть бытие и происходит с бытием.
Познание есть акт через который происходит просветление бытия, само бытие познает себя и через познание просветляется.
Философия есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни духа лежит в основе философского познания. Философское познание должно приобщиться к первоисточнику жизни и из него черпать познавательный опыт.
Коней мудрости есть коней философии. Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческий порыв к смыслу бытия. Философия не есть религия и не есть наука, она сама по себе.
Главный признак отличающий философию от науки в том, что философия познает бытие из человека и через человека и в человеке видит разгадку смысла, а наука познает бытие отрешенно от человека. Для философии бытие есть дух, а для науки - природа. Основной признак философии духа в том, что в нем нет объекта познания.
Не может быть философии о чужих идеях, о мире идей, как предмете, как объекте, философия может быть только интеллектуальным выражением судьбы человека, освобождение ее от антропологизма есть ее умерщвление. В основе философии лежит то, что мир есть часть человека, а не наоборот.
Объект и субъект.
Объективирование в познании.
Познание есть объективирование. Познающий же субъект не есть бытие, субъект гносеологичен, а не онтологичен, он есть идеальные логические формы совсем не человеческие, связь которых с человеком остается непонятной. Бытие разлагается и исчезает, заменяется субъектом и объектом. Познает не конкретная личность, а гносеологический субъект, вне бытия.
Осн. Вопрос гносеологии есть вопрос о том кто познает и принадлежит ли он к бытию?
Кант и идеалистические теории утверждают, что познает не человек и познается не мир, то есть идет подмена проблемы человека и его познания на проблему божественного разума (Духа). Между тем, когда вопрос стоит о взаимодействии человека и познания.
В человеке скрыта загадка познания и бытия. Именно человек в этом мире есть загадка, через которую возможен прорыв к самому бытию. Человек есть носитель смысла, хотя человек есть и падшее существо, в котором смысл поруган. Но падение - признак высоты, значит падение есть знак его величия, и в нем остается возможность высшей жизни, возможность познания, возвышающегося над бессмыслицей мира.
Я - человек познающий бытие и я составляю его неотъемлемую часть.
Объективирование в познании означает отчуждение между познающим и познаваемым, оно ведет к тому, и познающий и познание перестают быть «чем-то» и стают «о чем-то».
Нравственная жизнь совсем не есть явление природы, и она неуловима, как явление природы, она всегда предполагает свободу, нравственная оценка всегда стоит перед свободой. Свобода же никогда не может быть лишь а познаваемом, она должна быть в познающем, как основа бытия.
Тайна познания в том, что познающий в акте познания возвышается над предметом познания. Познание всегда есть творческое овладение предметом и возвышение над ним.
Задача этики.
В основе этики лежит нравственный опыт, диалектика без этого опыта лишена ценности и является умственной игрой.
Этика - не только нравственная философия, но и нравственно - духовный акт.
Этик а есть познание, но познание, имеющее нравственное освобождающее значение.
Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни.
Этика есть не только сотериологией (учение о путях спасения - христианство), но и учение о творческих ценностях и энергии человека.
Но учение о жизни, ее смысле, ее целях и ценностях и есть учение о самом человеке. Этика должна быть не только теоретической, но и практической, т.е. призывать к нравственному преобразованию жизни, не только к усвоению ценностей, но и их переосмыслению.
Этика есть познание духа, ей принадлежит все что связано с духовной свободой, а не с природной необходимостью.
Основной вопрос этики о критерии добра и зла.
Высшая ценность лежит по ту сторону добра и зла. Этика целиком и полностью находится вне добра и зла, и добро для нее не проблематично. Этика должна не только обосновывать мораль, но и раскрывать ее ложь. Парадоксальность в том, что добро подвергается сомнению, есть ли добро добром, не есть ли оно зло?
Глубина бытия в себе, глубина жизни совсем не добрая и не злая, не нравственная и не безнравственная, она лишь символизируется так.
Смысл жизни - свобода и этика предполагает эту свободу.
Духовная жизнь всегда движется и поднимается вверх к Богу, не количество, а качество есть ее высшее благо и ценность.
Проблема этики связана с загадкой человека. Этика и должна быть учением о назначении и призвании человека, она должна познать что есть человек, откуда он пришел и куда он идет.
Происхождение добра и зла.
Бог и человек.
Распря между Творцом и тварью, а мы стоим под знаком этой распри, есть распря о зле и его происхождении. И борьбу с Творцом ведет не только тот, кто злом искажает образ твари, но и тот, кто мучится злом сотворенного мира.
Атеизм имеет свои корни не только в зле, но и в добре. Злые ненавидят Бога за то, что он мешает им творить зло, а добрые готовы ненавидеть Бога за то, что он допустил существование зла. Самое различие добра и зла, которое явилось результатом грехопадения, делается источником атеизма. Этика рождается из тех же основ, что и атеизм.
Вся значительность, смысл и ценность жизни определяются скрытой за ней тайной, бесконечностью не подлежащей рационализации, о которой возможен лишь символ и миф. Бог и есть тайна, скрытая за бытием.
Из Божественного Ничто рождается св. Троица, рождается Бог-Творец. Творение Богом-Творцом мира есть уже вторичный акт. С этой точки зрения свобода не сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, а значит первична и безначальна.
Бог-Творец всесилен над бытием, над сотворенным миром, но он не властен над небытием, над несотворенной свободой. Миф о грехопадении рассказывает об этом бессилии Творца предотвратить зло, возникающее из несотворенной им свободы. И вот Бог является не как Творец, а как Спаситель, принимающий на себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в глубину свободы из которой рождается зло, но из которой нисходит всякое добро.
Божественная жертва, самораспятие Христа должно победить злую свободу ничто, победить, не насилуя ее, не лишая тварь свободы, а просветляя ее.
Самое слово тварь есть что-то в сознании ничтожное, жалкое, беспомощное. Тварь считают ничтожной и низкой не потому, что она связана с падшестью, а потому что она сотворена, то, что она пала и обнаруживает ее силу свободы, ее самостоятельность, силу ее греховной воли быть больше, чем тварь. Но и сотворенная природа, и не сотворенная свобода одинаково тварь не уничтожают. Уничтожает ее не свобода, а зло, из свободы происходящее, но и зло не есть тварность, ибо оно не Богом сотворено.
Рабство твари связано с монархическим понятием Бога (это идея самодержавного властелина), христианство не монотоистическая религия, а тринитарная, а тринитарное понимание Бога преодолевает всякое рабство и обосновывает свободу и достоинство человека.
Трагедия в Боге есть трагедия связанная со свободой. Бог-Творец всесилен над бытием, но не всегда всесилен над небытием. Бездонная свобода вошла уже в мир сотворенный и Бог сделал все, что бы ее просветлить, но уничтожить в ней (свободе) потенции зла, не уничтожив свободы он не смог.
Поэтому мир трагичен и в нем царит зло. Трагедия всегда связана со свободой.