Социология.
Преподаватель: Кудачкова Светлана Борисовна.
Социология как наука. Предмет и функции.
Социология - наука об общих и специфических социальных закономерностях организаций, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей. Объектом социологии в широком смысле является общество, а непосредственно социальное в нем, т.е. социальная реальность или социум. В отличие от других общественных наук, социология изучает не ту или иную сферу общества, а общество в целом, как целостный социальный организм. В центре социологии - проблема взаимодействия личности, социальных групп и общества. С предметом социологию существует очень много точек зрения: Макс Вебер, Огюст Конт, Питирим Сорокин - по-разному оценивали предмет социологии. Конт - «отец» социологии.
Социология подразделяется на:
1.Теоретическую и Эмпирическую
2. Фундаментальную и Прикладную
3.Общую (макро социология), изучающая общие закон-ти социума, как целого; теории среднего уровня, т.е. спец. и отрасл-е социологии; микро социологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму межличностного взаимодействия.
Функции:
Теоретико-познавательная
Практически-политическая
3. Идейно-воспитательная
Методы:
Наблюдение
Опрос
Экспресс-анализ
Контентанализ
Становление и основные этапы исторического развития социологии.
Огюст Конт - родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития социологии. Социальная статика и динамика.
Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
Классический тип научности социологии. Учение о методе Дюргейма.
Нетрадиционный тип научности «Понимающая социология» Зиммеля и Вебера.
Основные принципы материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса.
Основные этапы и направления развития социологии в США.
Развитие социологической мысли в России.
1839 г.: Социология, как наука.
О. Конт «Курс позитивной философии» третий том, впервые употребил термин «Социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
В системе Конта выделялся закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологическая, метафизическая, позитивная.
Теологическая: человек объясняет все явления на основе религиозных представлений при помощи понятий сверхъестественного.
Метафизическая: человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить явления при помощи абстрактных суждений и сущностей и других философских умозаключений.
Позитивная: человек перестает апеллировать абстрактными суждениями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдениями за явлениями и фиксированными постоянных связей, которые устанавливаются между явлениями.
Переход постепенный, но не одновременный.
Конт считал, что социология - вершина позитивного знания.
Закон о разделении и кооперации труда:
разделение труда приводит к образованию социальных групп.
разделение и кооперация приводит к исчезновению солидарности и согласия.
Конт хотел найти оптимальную точку согласия, которая позволяла жить обществу без потрясений.
Конт разделял социологию на две части: социальная статика и социальная динамика.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь российские основные общественные институты: семья, социальная группа, государство, религия, с точки зрения их общественных функций, их роли в обществе для установления согласия и солидарности.
Социальная динамика развивает теорию общественного процесса, решением фактором которого выступает духовное и умственное развитие человечества.
Появляется потребность в учении о типах общества. Пути развития общества: революция (Маркс, Энгельс), реформы (Конт, Спенсер).
Основание для реформаторского пути развития - позитивная наука. Очень много научных открытий в 19 в., среди них была открыта клетка Шванном и Шлейденым, и потом Дарвин создает свое учение. Учение о клетке привело к созданию диалектического материализма Маркса и Энгельса. Конт и другие создали учение об обществе, основанного на принципах биологии, т.е. органическую теорию развития общества.
Задолго до теоретической социологии закладывались базы эмпирической социологии. Методика социального исследования разработалась естествоиспытаниями.
XII - XVIII Граунт и Галлей выработали методы количественного исследования социальных процессов. Граунт в 1662 применил эти методы к анализу уровня смертности. Лаплас в «Философские очерки о вероятности» построил на количественном описании динамики народораспределения. В 19в. происходит увеличение городов, в них происходит социологическая дифференциация - рост бедных слоев населения а рост преступности и т.д., т.е. социальные болезни.
Формирование средних слоев - прослойка буржуазии, которые выступали за социальные реформы, стабильность, порядок, за укрепление института мнений. Таким образом появились социальные болезни общества, а с другой стороны те, кто их хочет излечить.
Появилось большое количество работ с социальным аспектом:
Синклер «Статистическое описание Шотландии».
Энгельс «Положение рабочего класса в Англии».
Ч. Бут «Жизнь и труд людей в Лондоне».
Ле Пле «Европейские рабочие».
Кетле «О человеке и развитии способностей или опыт социологической жизни».
Социология заявила о самостоятельности вследствие своей претензии на научное исследование общества. В истории социологии никогда не существовало согласия о том, каков критерий научности.
Выделяется три типа научности: классический, неклассический, промежуточный.
Классический представлен Контом, Спенсером, Дюркгеймом.
Основные принципы:
социальные явления подчинены законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
Социология строится по образу естественных позитивных наук.
Методы социологического исследования должны быть точными и строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
Важным критерием научности является объективность содержания знания.
Дюркгейм «Правила социального метода».
Вся социология основана на социальных факторах. В книге изложены основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науке.
Правило состоит в том, чтобы рассматривались социальные факты как вещи. Социальные факты являются внешними для индивида, материалами, объектами, наблюдаемыми.
Систематически отмежевывается от всех врожденных идей. /* свободна от идеологии, личных пристрастий, предрассудков */
Признание первенства целостности над составными ее частями.
Неклассифицированный тип научности представлен Зиммелем и Ведером.
В основе лежит представление о принципиальном различии законов природы и общества. Следовательно, признание научности существует двух типов научного знания: естествознания - изучение природы и гуманитарной науки. Социология - пограничная наука и заимствует у этих наук все лучшее. У естествознания: приверженность к точным фактам и причинно следственное объяснение. У гуманитарных: метод понимания и отнесение к ценностям.
Согласно Зиммелю и Ведеру предметом социологии является индивидуализм, т. к. он обладает сознанием, мотивацией, рациональностью действий.
Эти ученые отвергали понятия: «общество», «народ», «человечество», подчеркивая важность субъективного фактора.
По их мнению, наблюдая цепочку событий социолог должен остановить свое внимание на объяснении понимания внутренних мотивов действий каждого человека. В схожих условиях люди действуют одинаково.
Принципы, на которых держится социология по Земмелю и Ведеру:
1) Требования устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социологического знания в действующую науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражение или выражение самой действительности и ее законов. Социология обязана исходить из признания принципиального различия между социологической теорией и действительностью.
2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от научных прогнозов.
3) Социологическая теория и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, потому что интеллектуальная деятельность подчиняется определению социологическим приемам и правилам формирований логики и общечеловеческим ценностям.
4) Социология должна знать, что в основании механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение многообразия эмпирических данных к общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.
5) Измерением ценностных предпочтений определяется интересом эпохи, теми социально-экономическими обстоятельствами, в которых живет изучаемый объект.
Эти принципы называются принципами понимающей социологии.
По Земмелю, инструментом познания служит «чистая форма», которая фиксирует в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не многообразие социальных эмпирических данных.
Земмель считал, что над миром бытия сущес