КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА 2СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ..........................................1 1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2 1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3 1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4 1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6 1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7 1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8 2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11 2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11 2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14 3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16 3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19 ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23
- 2 - МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА _ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю- ционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория пси- хосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об- ласти психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво- рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа- листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо- пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для челове- ческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В психике человека Фрейд сначала выделял две относитель- но автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я". В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности. 11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
- 3 - Если считать, что человек - такое же детище при- роды, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой сопри- косновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са- мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха- ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ- ции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи- мые утратили свое былое значение. Это произошло пото- му, что у человека появились приспособления для добы- вания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пи- ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже- ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело- веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-
- 4 - нуться, которые до этого относились к инстинкту са- мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе- решли в другое качество, то есть они перешли к "либи- до". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения. 11.2.КОНТРОЛЬ "Я" Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна- чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на- полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид- костью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из го- мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп- росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля- ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк- ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре- чия. Так как все находится в развитии и покой относи- телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если пред- положить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и челове- ческой психике присуще свое место и время в общей при- роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав- нить с клеткой, где происходят соответствующие явле- ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а
- 5 - внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз- нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи- ровалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо- лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав- ление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви- дел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна- руживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об- наружив это место и устранив в нем возникшее противо- речие, человеку возвращается здоровая психика. 11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я" Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я". "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно
- 6 - оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы- ше рассуждениям. Если челове