МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
(Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс)
Сдавался один раз
в декабре 96г. на
кафедру общ философии МГУ Реферат
студента 5 курса
факультета журналистики
Файз Мохаммада
1996
Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца XIX века со
все большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос
основные принципы, которые определяют существование человека, и с
позиций которых мы рассматриваем его поступки. Под сомнение было
также поставлено и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили-
зацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем-
ся, и на основе которых мы оцениваем наше поведение. Из-за мно-
жества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются
под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире-
ние и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствует
против них. История обнаружила существование цивилизаций и об-
ществ, основанных на иных моральных концепциях и иных системах
ценностей. Перед лицом множества этических систем мы не можем при-
давать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения.
Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем
мы предполагали. Социология обнаруживает роль иррациональных моти-
вов поведения и типов сознания, более связанных с силами природы,
чем наш. Психология и философия (Ницше, Достоевский) выявляют зна-
чение "злых" сил - жажды власти, агрессивности. Отныне область
бессознательного оказывается гораздо шире сознания, и последнее
больше не может претендовать на единственно правильную оценку ре-
альности. Отсюда и изменение наших качественных критериев.
Первым это понял Ницше: " Не стоим ли мы на пороге эпохи, ко-
торую прежде всего следовало бы назвать отрицательным термином
"внеморальная"? Мы, аморалисты, подозреваем ли мы сегодня, что
все, что есть в поступке беспричинного, придает ему главную цен-
ность, тогда как все, что в нем от умысла, все, что идет от созна-
ния - лишь оболочка, которая, как и всякая оболочка, скрывает
больше, чем выявляет? (...) Мы считаем, что мораль в традиционном
смысле слова, мораль намерений - предрассудок, обобщение поспешное
и неосновательное, того же типа, что астрология и алхимия, - во
всяком случае нечто, что следует преодолеть и отбросить..." ("К
генеалогии морали").
Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо
то, о чем он кричит - правда. Но надежды человечества - вне этой
правды. Мы не можем отказаться от поисков смысла нашего существо-
вания: ответом на кризис цивилизации являются поиски нового гума-
низма.
Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия
экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование).
Если в XIX веке отцом экзистенциальной мысли был Серен Кьеркегор,
для современного экзистенциализма им стал Мартин Хайдеггер. Он
оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.
В какой мере философия Хайдеггера являет собой мораль или гу-
манистическую концепцию? Главным вопросом его экзистенциальной он-
тологии является вопрос о смысле бытия. Но проблема бытия ставится
в зависимости от человека, который задается этой проблемой:"Спра-
шиваем мы, здесь и теперь, для себя". Итак, исходной задачей ока-
зывается описание Человека, - того особого существа, которое зада-
ется проблемой бытия, и прежде всего основной вопрос множества фи-
лософий: "Почему существует Нечто, а не Ничто?".
Рассмотрим, как Хайдеггер определяет человека. Человек - су-
щество, чье бытие является ek-sistence, то есть что он единствен-
ное среди всех существ в мире, которое ek-siste, пре-ступает, вы-
ходит за пределы всех других существ и самого себя. Центральным
тезисом является утверждение, согласно которому "сущность челове-
ческого бытия заключается в ek-sistence, в пре-ступлении. Это оз-
начает не только то, что, как хотел показать Сартр в сочинении
"Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скован
предопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоян-
ное пре-ступление, бесконечное воспарение.
Как описывает Хайдеггер эту сущность человека - ek-sistence?
Она - в покинутости, в одиночестве человека, брошенного в этот
мир, в тоску, в отчаяние - поскольку человек никогда не предстает
перед самим собой ка существо стабильное, завершенное, владеющее
собой и вещами, а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, в
небытие. И хотя человек всегда возвышается над самим собой, опере-
жает самого себя, он знает свой конец: Смерть. Человек - это су-
щество, которое пре-ступает все формы бытия и опережает самого се-
бя - в движении к Смерти. Он является "существом-для-Смерти".
"И подобно тому, как человеческое существо - всегда незавер-
шенность, всегда "еще не...", оно изначально является и собствен-
ным концом. Этот конец, обозначаемый смертью, не делает человечес-
кое существо некой конечностью, а лишь предназначением к этой ко-
нечности, не "существом-концом", а "существом-для-конца". Смерть -
форма бытия, которую человеческой существо изначально приемлет:
"едва человек родится, он уже достаточно стар, чтобы умереть".
("Бытие и Время").
Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Не обесце-
нивает ли оно таким образом жизнь, не стирает ли различие между
добром и злом? Нет, поскольку надо принять условия человеческого
существования такими, какие они есть. Истинное существование про-
тивопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневнос-
ти, закрывающей глаза на смерть. Существо истинное отказывается от
неправды: оно - "истинное существо для конца", "существо для смер-
ти без обмана и бегства". "Начальный порыв,- пишет Хайдеггер,-
открывает перед человеческим существом возможность быть самим со-
бой, перспективы Свободы без иллюзий безликости, Свободы деятель-
ной, уверенной в себе и полной страха перед собою - свободы для
смерти". (Бытие и время").
В работе "Что такое метафизика?" он показывает, как страх
сливается с мужеством. "Человеческое существо все более пронизано
ощущением приближающегося небытия, и лишь страх может обнаружить
его подлинный характер. Этот "первородный" страх в человеческом
существе обычно подавляется. Страх не исчезает, он лишь дрем-
лет.Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего он
проявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо - в делови-
том, знающем лишь "да - это да", "нет - это нет"; сильнее же всего
- в человеке, сутью которого является мужество. Можно даже ска-
зать, что мужество рождается из этого страха, чтобы спасти досто-
инство человеческого существа".
Свобода, ясность понимания, мужество - таковы моральные цен-
ности. Хайдеггер так объясняет их взаимосвязь с гуманизмом:" Мо-
ральные проблемы - не первоочередные и самостоятельные; основное -
это взаимосвязь мысли и бытия, а она вне этики и онтологии. Эти-
ческие требования заявляют о себе тем настойчивее, чем явные бедс-
твия человека - равно как и сокрытые - постепенно переходят всякие
допустимые пределы.
С того момента, как человек эпохи техники, которая находится
в руках коллективного существа, не может достичь сколько-нибудь
уверенной и устойчивой прееемственности, не пересмотрев все свои
планы и поступки, и не подчинив их требованиям все той же техники,
- с этого момента все наши заботы должны быть посвящены созданию
этических взаимосвязей... И хотя этические взаимосвязи поддержива-
ют человеческое существо временно и неполно, сохранение и поддер-
жание их необходимо... Но может ли мысль по-прежнему отказываться
от познания бытия в тот миг, когда это бытие, выходя на яркий свет
после долгого забвения, заявляет о себе потрясением всего сущего?"
И еще: "Мысль, задающаяся вопросами истинности бытия и опре-
деляющая таким образом человеческую сущность исходя из бытия и
применительно к бытию - это мысль не этическая и не онтологичес-
кая... Важнее установления всех правил и норм поведения является
тот факт, что человек призван существовать в истине бытия".
В то же время Хайдеггер пишет, что "мысль, осмысляющая истину
бытия как первородный элемент человека, носителя ek-sistence, уже
заключает в себе первородную этику". Хайдеггер противопоставляет
свою концепцию традиционному гуманизму в рациональной и оптимисти-
ческой форме XVIII-XIX веков, а также догматической форме утверж-
дения неизменных ценностей. Однако гуманизм он опровергает не во
имя антигуманизма, а во имя ek-sistence человека, его незавершен-
ности, его созидательного познания.
Французский экзистенциализм, первым выдающимся произведением
которого было сочинение Сартра "Бытие и Небытие" (1943), в ряде
пунктов не соглашается с доктриной Хайдеггера. Философия Сартра -
это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего
рода субъективистскую метафизику. Он стремится придать идее свобо-
ды социальное значение, глубоко чуждое хайдеггеровской мысли и,в
то же время, сообщить идее "ситуации" конкретно-историческое со-
держание. Наконец, он пользуется старой логикой и старой термино-
логией, восходящими к фра