Cтудент: Группа: Преподаватель:Волкова И.В. МОСКВА 1996год. Да будет сохранен великий человек от тех,кто никогда не сможет объять всего учения и кто ,дробя его на параграфы, разрушает гармонию ,высший дар живой души. Ромен Ролан
Имя Конфуций -латинизированная форма китайского имени Кун- -цзы (Учитель Кун).Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция ,однако его имя очень часто упоми- нается в одном ряду с именами Будды,Заратустры,пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом :теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения .Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона .Сверх того , его общественные и нравствен- ные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России . Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скры- вает завеса ,сотканная воображением последователей .Наоборот - бла - годаря им мы можем узнать о его привычках,характере,манёрах , о со- бытиях его жизни ,услышать его подлинные слова.Оказывается , в его облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже про- заичен. Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей . Ему приписывают составление и редактирование зна- менитого ''Пятикнижия'' , которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''-- ''Изречения'',составленная учениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами ''Учитель сказал ...''. В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями ан- тичных философов,например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве : какими они должны быть? 2.1 ...Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде: Стоит на своем месте В кругу других созвездий. 4.10 ...Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной А соизмеряется со справедливостью Правление -- это: 12.11 ...когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец, И сыном сын. 12.17 ...есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь вы сами? 13.6 ...Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа; Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают,хоть и прикажут. 13.10 ... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям, Они в течении ста лет могли бы победить жестоких И отринуть казни. Т.е идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру ,тогда и народ пойдет за ним ,как ''...склоняется трава вслед ветру .'' .По словам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек , которому от рождения положено править.Правитель должен быть та- кой , чтобы ''...были рады те,что близко ,и приходили те,что далеко.'' Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: ''...Если богатство распределить равномерно,то не будет бедных , если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным .Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное ,по мнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим ''управляю-щим,иначе государству не устоять''. Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится к очень интересным жизненным поучениям и правилам: 8.13 ...Всегда будь искренним , люби учиться, Стой насмерть,совершенствуй путь... Стыдись быть бедным и убогим,когда в стране есть путь; Стыдись быть знатным и богатым,когда в ней нет пути. 4.14 ...Не печалься о том ,что нет места, А заботься о том ,чем себя утвердить; Не печалься о том,что никто не знает тебя , А стремись быть тем, кого могут знать. 15.29 ... Человек может сделать путь великим , Не путь делает великим человека. Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция,которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени: 15.28 ...Что ненавидят все,то требует проверки. Что любят все, то требует проверки. 15.30 ...Лишь та -- ошибка ,что не исправляется. 17.3 ...Не происходит изменений лишь с высшей мудростью И низшей глупостью. Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере миро-восприятия Конфуция , становиться ясно,почему его учение нашло столько много последователей.Однако они не могут дать полное представле-ние об этом , влиятельнейшем учении древности .