Московский государственный университет
им. Ломоносова
факультет журналистики
Реферат по философии
на тему:
Категория Дао в трактате
«Дао дэ цзин»
Работа студентки 206 гр.
Наталии Митюшевой
Москва
2000
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ_ 2
Зарождение даосизма. "Дао дэ цзин" - главный трактат даосизма
ДАО - ИСТОЧНИК_ 4
Понятие категории Дао. Уровни понимания категории. Дао как порождающее начало. Дао -бытие и сверхбытие. Небытие.
ДАО И МИР_ 7
Каким создает Дао мир. Что значит Дао в мире.
ДАО И ЧЕЛОВЕК_ 9
Понятие мудреца. Значение шэньженя. Кодекс поведения человека в Дао - недеяние. Отход ивозвращение к Дао.
ДАО И ГОСУДАРСТВО_ 12
Как управляет государством шэньжень в рамках недеяния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 14
Значение даосизма. Почему даосизм не получил мирового распространения.
ВСТУПЛЕНИЕ
Даосизм как религиозно-философское течение возник примерно в VI-V вв. до н.э. Во всяком случае,именно в это время жил Лао-цзы – мудрец, которому китайская традиция приписывает создание даосского учения, старший современник Конфуция(по легенде Конфуций даже консультировался по некоторым вопросам в понимании философии с Лао-цзы). Поэтому, казалось бы, история философииКитая должна была начаться именно с Лао-цзы и даосизма, а не с конфуцианства.Первый китайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши-цзи» («Исторические записки») поместил короткую биографию Лао-цзы. В труде историка мудрец– вполне реальная личность. Он родился в провинции Чу и был назван Ли Эр (Лао-цзы – это псевдоним), служил историком хранителем государственныхархивов в царстве Чжоу. Однако служба тяготила его, и Лао-цзы покинул страну на быке. На одной из пограничных застав он оставил свой труд.Однако есть основания считать, что Лао-цзы - это вообще некий полулегендарныйчеловек (в отличие от реально существовавшего Конфуция), о котором ходило много легенд. Его имя символично: Лао-цзы означает «Старый ребенок».По легенде он 81 год находился во чреве у матери и родился из ее бока. Поэтому есть сомнения в том, существовал ли вообще Лао-цзы как авторглавного трактата даосов – «Дао дэ цзин».
Тем не менее, именно Лао-цзы приписывают творение «Дао дэ цзин», хотя задвухсотлетнюю историю изучения даосизма появилось много сомнений в этом. Ряд ученых небезосновательно считает, что «Книга о Дао и Дэ»никак не могла быть написана ранее 4 в. до н.э. По сути, это компиляция всех знаний даосов, так сказать итог развития даосизма, концентрациявзглядов различных школ, которые появились гораздо позднее, именно в 4 в. до н.э. К тому же в трактате содержится критика и конфуцианства,и легизма, которой не могло быть, если бы традиционная версия была верна.
Существует множество версий об авторстве «Дао дэ цзин». Некоторые исследователиприписывают трактат Чжуан-цзы, создателю второго по значимости творения даосов «Чжуан-цзы», который жил через 100 лет после Лао-цзы.Другие доказывают написание пяти тысяч иероглифов Ян Чжу или выдвигают версии о том, что произведение написано несколькими даосами, последователямиЛао-цзы, так называемыми лаоистами.
Вообще даосизм – очень обширное учение именно благодаря его всеобщности. Если длясевера, давшего начало конфуцианству, в эпоху Чжанго (эпоха «воюющих царств» - 475-221 гг.) характерно вниманиек этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслениюархаических основ цивилизации, то для юга (южная часть бассейна реки Инцзы, в провинции Чу родилсяпо легенде сам Лао-цзы) - господство стихии мифопоэтического мышления, процветание экстатичности шаманских культов,вера в существование Верховной, Высшей силы, стоящей над людьми, богами и духами. Ее еще называлито Небом, то Верховным владыкой (Шан-ди), то просто Владыкой (Ди). И даосизм, созревший видимо влоне южной традиции, соединил в себе материнскую стихию экзальтированной архаики юга и отцовскую стихию рационального севера. Даосизм соединил в себематеринскую стихию экзальтированной архаики юга и отцовскую стихию рационального севера. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не сумел бы сказать о себе языком великойкультуры и книжной образованности. Первая дала ему содержание, предоставивсозданный ею философский способ освоения творческих потенций, вторая наделила формой.
Как мы видим, даосизм более глубокое философское учение, чем конфуцианство. Конфуцийсоздал этико-политическое учение, которое в основном вопросе мировоззренияглавное внимание уделяют не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу. Проще говоря, конфуцианство только объясняет, как долженвести себя человек, будучи членом организованного общества. Даосизм, напротив, большее внимание уделяет вопросу объективной картины мирав его абстрактном категориальном аспекте – проблемами бытия, небытия, единого, многого и т.д., т.е. это учение разъясняет отношения человекас вселенной.
Здесь же следует добавить, что ни автор «Дао дэ цзина», ни другие древние даосысвое учение даосизмом не называли. Это название появляется позднее в исторических сочинениях для обозначения философии Дао путии закрепляется в ходе объединения различных даосских направлений в рамках единой религии. Точнее,речь должна идти об их осознании себя представителями единой религии, поскольку полного объединения не было и даосизм всегда существовал в видеотдельных школ и направлений, не соприкасающихся друг с другом. Это учения об управлении государством, о достижении бессмертия,предсказании судьбы, о «свершении дел недеянием», предсказании судьбы и т.д. Объединяет эти школы лишь общее знание о Дао. Даосизм зародилсяна переломе предфилософии Китая, когда по дорогам провинций бродили пилигримы и отшельники, не наделенные знанием, но с зачатками знанийо единящем начале. Они даже не называли себя даосами, так как не могли осознать первооснову – Дао, они только догадывались. Существовалии мудрецы – «истинные люди» (чжэньжэнь) или «люди, обладающие высшим умением» (нэнжэнь), получившие некий духовный импульс к несловесномупониманию высшего начала, ряд из которых даже в сравнительно доступной, хотя по-прежнему метафизически-глубинной форме, поведать о словесноневыразимом (одним из этих людей, по видимости, и был Лао-цзы). Но кто бы то ни был: монах-отшельник, врачеватель, посвященный в грязныйкульт послушник или просветленный – всех объединяло знание или предзнание о Дао. О Дао и пять тысяч иероглифов «Дао дэ цзина» - «Книги о Дао и Дэ».
ДАО - ИСТОЧНИК
У древнекитайского слова Дао широкий спектр значений. Понятия современногоиероглифического знака Дао словно образуют несколько семантических рядов. В первом из них стоит обычное и наиболее распространенное значениеДао - путь, дорога, орбита. Второй ряд включает такие смысловые понятия Дао, как метод, средство, принцип, а также мораль, этика, справедливость.В третьем ряду стоят значения: учение, истина и путь жизни. Многие из этих значений подразумеваются и обыгрываются в «Дао дэ цзине».
Вообще о Дао говорили конфуцианцы, моисты, легисты. Но для них «Дао» - это в основномпуть развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Даосы же провозглашают Дао основой всей их мировоззренческой теории.Дао – это источник и цель мира и всех вещей. Но это отнюдь не значит, что Дао наполнено каким-то определенным значением, в традиции Лао-цзы - это не понятие, адвижение, наполненное Дэ – Благой силой, а его трактат "Дао дэ цзин" ("трактат о Пути и Благой силе") – лишь посланиеэтой неназванной силы. По сути, "Дао дэ цзин" перевести адекватно невозможно. Можно лишь выразить свои ощущения от прочитанного. Говоритьо том, что Лао-цзы объясняет, что такое Дао, будет не совсем верно. Лао-цзы создал "Дао дэ цзин",бессознательно переведя своиощущения восприятия вселенной в языковые символы. Но это не значит, что никто не способен познать Дао. Это особый подход к «Дао дэ цзину»,эзотерический, пожалуй, мистический. В этом плане мы можем говорить о непознанности и невозможности понять Дао с помощью разума, рассуждений.И тогда Дао не способен понять человек, не познавший свою природу, ибо Дао бесформенно и находится как бы над природой. Оно обладаетвсераскинутостью, распределяется и «влево и вправо», и за каждым предметом, за каждым явлением таится то начало, которое определяетсуществование мира. Увидеть его нельзя, оно доступно лишь в момент просветления. Обычный же человек, даже зная о Дао, «не узнает его», -«встречаясь с ним, не увидим его лица».
Однако возможен и научно-исследовательский подход к трактату о Дао. Тогда мы можемсформулировать (весьма условно, впрочем) значение Дао во вселенной. Философия Лао-цзы в рамках одного параграфа или всего трактата сводитсяк следующему: во-первых, Дао есть; во-вторых, все, что есть, включая и Дао, есть благодаря нему и ради него; в-третьих, как человек живет вДао и как он может его утратить и вернуть, будучи ли просто человеком, или в качестве правителя. «Здесь проступает западноевропейскаяклассификация», что замечает К. Ясперс: метафизика, космология, этика и политика. С этим можно, впрочем, не согласиться. Это взгляд наканон западного человека, для понимания которого