Курсовая работа по социологии Гуманитарное образование - требование времени Содержание Вступление 3 I. Принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки 5 Антропоцентрированность 6 Интегративность 12 Прагматичность 16 II. Краткая характеристика наук о человеке, культуре и обществе 19 Антропогеография 21 Антропология 24 Теологическая антропология 25 Археология 25 Демография 26 Искусствознание 28 История 29 Криминология и криминалистика 31 Логика 32 Медицина 33 Мифология 34 Педагогика 34 Педология 36 Политология 37 Психология 39 Социология 40 Филология 42 Фольклористика 43 Экология человека 43 Экономика 45 Этнография 46 Языкознание 46 Паранауки о человеке 47 Выводы 53 Сноски 55 Литература 58 ВСТУПЛЕНИЕ Педагоги всех специальностей - от общественников и литераторов до технарей и физиков, а также работников образования, в разгар перестройки, заговорили о гуманитаризации образования. Все поборники гуманитаризации были единодушны в оценке чудовищных социальных и экономических последствий недостатков в гуманитарном образовании, но в понимании самой гуманитаризации по сей день царит странное противоречие. Одни считают гуманитаризацию образования всеисцеляющим средством. Так, академик Д.С. Лихачев, справедливо отмечал, что Царскосельский лицей1 давал гуманитарное образование, и именно из него вышли талантливые поэты, писатели, ученые, политики, высшие государственные чиновники. Другие за гуманитаризацию выдают вполне традиционные, хотя и слегка забытые предметы. А иногда гуманитаризацией называли простую смену названия кафедр и учебных курсов. В практическом плане разговоры о гуманитаризации образования подразумевали попытки перекроить учебные планы без изменения их предметного состава. К сожалению, редко кто относился к гуманитаризации, как проблеме требующей значительных исследований и разработок. В шуме полемики тонули голоса тех, кто считал, что на долю знаний о человеке в содержании образования отводится не более одного процента времени, а из этого львиная доля приходится на анатомию и физиологию человека. Справедливо говорилось и об отсутствии понятий о принципах гуманизма в образовании, и о крайне уродливом образе человека, создаваемом таким образованием. Очевидно, что формируясь как личность, подросток при развитии своей личности опирается на тот далекий от жизни образ человека, который реально насаждается школой, бесспорно, наиболее влиятельным проводником культуры. Если школа активно культивирует искаженный образ человека, то соответствующими будут и результаты её воспитания. Следовательно, речь должна идти не о перекраивании учебного плана, а о существенном изменении его содержания. Далее - под гуманитаризацией образования следует понимать, в первую очередь, восстановление в содержании образования более или менее полноценного образа человека, причем такого образа, который может считать основой для развития личности подростка. Иначе говоря, ядро гуманитарного образования, жизненно необходимого каждому, должны составлять знания о человеке и человечности. Слово гуманитарный, по нормам русского языка как раз и означает обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека (Ожегов, 1988 г.). Дефицит гуманитарных знаний в школе можно попытаться сократить разработкой курса "Человек и общество". Именно он и его первая часть "Человекознание" может в дальнейшем послужить точкой опоры для действительной гуманитаризации образования. Без этого предмета все гуманитарные дисциплины повисают в воздухе, так как он призван помочь учащимся сформировать в своем сознании полноценную человекоориентированную концептуальную базу, необходимую для понимания: социокультурной истории; современного разнообразия национальных культур, мировоззрений, образов жизни; проблематики общечеловеческих ценностей и фундаментальных прав человека; сложности своей собственной личности и путей саморазвития с помощью самосознания и самовоспитания. Таким образом, разработка и введение в программу общеобразовательной школы курса "Человекознание" напрямую связано с осознанием общественной потребности в повышении уровня гуманитарной культуры всех и каждого. Но перед разработчиками и преподавателями курса "Человекознание" возникают огромные трудности. Во-первых, понимание "Человекознания" как систематизированного и интегрированного знания, имеющего своими источниками не только науки о человеке, но и духовную культуру в целом, требует признания всех составляющих духовной культуры полноправными источниками необходимого для человека знания о нем самом. Поэтому новый предмет должен интегрировать или сплавлять как знания из разных гуманитарных наук, что само по себе весьма не просто, как и вообще все выдающиеся творения человеческого духа, воспитывающие человека. Во-вторых, преподавание "Человекознания" не имеет никакой традиции - ни плохой, ни хорошей и многое приходится делать впервые. В-третьих, основная цель "Человекознания", как и всех других гуманитарных дисциплин, заключается в приобщении подрастающего поколения к культуре, пробуждении в нем тяги к добру и потребности в самосовершенствовании, в овладении средствами для формирования собственной личности. Чтобы приблизиться к достижению такой высокой цели, необходимо очень и очень многое. Мало подобрать нужный материал для занятий, написать хороший учебник или составить хорошую программу. Важной предпосылкой успеха является сам учитель - его личность, его отношение к ученикам, его подход к преподаванию. Гуманитаризация образования подразумевает и гуманизацию методов обучения и демократизацию взаимоотношений педагога с учащимися. Речь идет об особом стиле общения учителя с обучаемыми, который был очень точно назван "педагогикой сотрудничества". Дискуссионность, диалогичность, неавторитарность должны стать китами методики преподавания "Человекознания". Пример такого отношения подан еще 2,5 тысячи лет назад Сократом, который в воспоминаниях своих учеников Платона и Ксенофонта - предстает не только гениальным философом, но и талантливым учителем. Любимым занятием философа были беседы с людьми. Он ходил по Афинам и умело вызывал людей на разговор. Метод сократической беседы, судя по всему, явился первой попыткой проблемного обучения. "Педагогическое значение основной идеи этого метода необъяснимо велико: Сократ заставил взглянуть на учение, как на совместное искание... Идеи его остались вечным богатством для человечества"2. Больше всего Сократа интересовал человек, пути его к нравственному совершенствованию. В платоновском "Георгии" Сократ говорит: "Ты поставил мне в укор, калликл, предмет моих разысканий, но допытаться, каким должен быть человек и каким делом ему должно заниматься, и до каких пределов в старости и в молодые годы, - не самое ли прекрасное из разысканий?". Учение и сама жизнь Сократа были подчинены двум девизам: "Познай самого себя" и "Я знаю, что ничего не знаю". И, наконец, в-четвертых, чтобы новый курс оказался полезным, он должен увлекать и преподавателей, и тех, кому он предназначен. А это значит, что необходимо ни на один миг не упускать из виду возрастные особенности психологии старшеклассников и опираться на естественный интерес в подростковом возрасте к себе и другим. А поскольку цель курса - приобщение к богатству и многообразию человеческой культуры, хотелось бы подчеркнуть именно приобщение, поскольку культурный багаж человека должен не подавлять, не принижать личность, а напротив, помогать найти себя, способствовать осознанию своей причастности к человечеству. В данном пособии не ставится задача раскрыть все проблемы гуманитаризации образования (что совершенно невозможно сделать в данной работе), не ставится задача показать содержание и методику преподавания курса "Человек и общество". В пособии ставится задача показать принципиальные характеристики содержания "Гуманнитарного образования Человекознания” и дать краткую характеристику наук о человеке, культуре и обществе. I. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОДЕРЖАНИЯ ГУММАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ "Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался". Л.С. Выготский Исходя из понимания гуманитаризации образования курс "Человекознание" должен отвечать следующим основным требованиям: адресоваться подросткам 14-15 лет и преподаваться 2 года (в 8-м и 9-м классах); быть гуманным по содержанию и методам обучения; охватывать все культурные пласты и разрезы гуманитарного знания не замыкаясь в границах науки; - правдиво отражать существующие общественные нравы не допуская ни приукрашивания, ни очернения; стимулировать логический анализ и сравнение различных точек зрения по одним и тем же вопросам, широко используя диалоговые методы работы на уроке; формировать привычку мыслить в широком междисциплинарном и межкультурном поле знаний; быть интересным, увлекательным и дружественным по отношению к учащимся; основываться на общечеловеческих ценностях - уважении прав и свобод личности, бережном отношении к природе и памятникам культуры, сострадании