1. Предмет психологии и основные этапы ее становления. Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики. В древние времена душа не отделялась от тела. Душа - двойник человека; ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Культовое отношение к душе - первоначальная форма религии. Идея о нематериальной природе души. Демокрит (5-4 век до н.э.), Эпикур (4-3 век до н.э.), Лукреций (1 век до н.э.): душа - это орган тела, дух - материальное начала. Разум руководит процессом жизни. Платон (428/27-347 до н.э.) ввел понятие о частях души: разум, мужество, вожделение (в голове, груди, брюшной полости). Преобладание одной из них определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Он является родоначальником дуализма, т.е. рассматривал материю и дух, тело и психику как два самостоятельных начала. Аристотель (384-322 до н.э.) идея неразделимости души и живого тела. Учение о растительной, животной и разумной душе. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Теория о формировании характера, в реальной деятельности. Труд «О душе». Зарождается понятие о сознании. Человек способен иметь не только восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, знать, что произвольные действия исходят от него. В 3 веке до н.э. врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. Не тело, а определенные органы (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Интроспехцианизм. Плотин (3 век), Августин (4-5 век): знание заложено в душе, которую постигает собственная деятельность. Это знание - внутренний опыт. Декарт (1596-1650) открыл рефлекторную природу поведения. Рефлекс - закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Мышца способна отвечать и без вмешательства души, в силу устройства нервной системы. 17 век - Гоббс (1588-1679) изучал душу. Единственная реальность - механическое движение, законы которого являются законами психологии. Психология стала учением о душевных явлениях. 17 век - Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие о бессознательной психике. Разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию. Идея - о непрерывном развитии психического, о сложном соотношении между сознательным и бессознательным. 18 век - Дж Локк (1632-1704) родоначальник эмпирической психологии. Опыт имеет два источника: деятельность внешних органов чувств и внутренняя деятельность ума. Материалисты - Гартли, Дидро, Радищев • выводили внутреннее содержание человека из взаимодействия с окружающим миром. Идеалисты (во главе с Беркли) считали, что это создание является "первичным. Главным законом психологии являлся закон ассоциации (связи) идей. Ассоцианизм становятся господствующим направлением в психологии. 18 век - Психология способностей - Вольф (герм.) и Рид (англ.) - душе изначально присущи внутренние силы. В этом вехе постепенно созревает учение о психике как функции мозга (французские материалисты). Начало процесса мышления - впечатления, конечный - выражение мысли, а между этими процессами совершаются нервные процессы в мозгу. В первой половине 19 веха общепринято, что организму свойственны произвольные и непроизвольные движения (Чарлз Бэл - англ. И Франсуа Мажанди - фр.) Сеченов «Рефлексы головного мозга» (1S63). Идея рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Психические явления - ответы мозга на внешние и внутренние воздействия. Павлов (1849-1936) выдвинул учение о двух сигнальных системах. Психология - наука о фактах, законах и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе которых осуществляется управление поведением и деятельностью. Сознание образуется высшим уровнем психики - высшая форма психики, результат общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности. СТРУКТУРА: совокупность знаний (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение - познавательные процессы); различение субъекта и объекта - самопознание; целеполагание деятельности; отношения; язык. Бессознательное - совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных воздействиями, во влияния которых человек не дает себе отчета. К ним относятся: сновидения, ответные реакции на неощущаемые раздражители, побуждение к бесцелевой деятельности, некоторые патологические явления. 2. Основные методологические проблемы психологии на современном этапе. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как - особой формы жизнедеятельности. Выделяют два типа методологических проблем: 1. Собственно-методологические (проблема предмета психологии). 2. Содержательно-методологические: • Проблемы личности; • Проблемы мышления: • Проблемы деятельности; • Проблема средств -Далее следует рассказать о: 1) Проблема соотношения биологического и социального ( вопрос 19, 20); 2) Проблема соотношения обучения и развития (вопрос 20); 3) Проблема развития знаковых функций сознания; 4) Проблема ведущей деятельности (вопрос 20); 5) Проблема предмета психологии (вопрос 1,48) 6) Проблема личности (вопрос 58, 59); 7) Проблема мышления (вопрос 7). 3. Факторы, определяющие строение психологической науки. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. : Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. Фактор - взаимосвязь некоторых компонентов, оказывающих определяющее влияние на события, явления или область знаний. Являются определяющим при исследовании науки. 3 факта: 1) уровень развития культуры; 2) философское мировоззрение; 30 факты психической жизни. Уровень развития культуры - Вилыейм Вундт, является основателем экспериментальной психологии. Психология возникает тогда - когда возникает определенный уровень культуры, когда есть экспериментальные данные. Чем выше уровень развития общества, тем дальше оттягивается период детства (пример, какое-либо племя не имеет представления о детстве, и как только ребенок начинает ходить, его приобщают к общественным обязанностям). Предмет психологии появился, когда детство выделилось в особый период. Боэйер первым затронул проблему детства. Уровень развития культуры определяет факт детства. Фрейд - его психоанализ формировался в условиях политических и экономических преобразований (после 1-ой мировой войны). Человечество поняло, что способно на агрессию. У человека есть мощное начало на стирание других. «Под напором инстинктов сексуальности и бессознательности психических процессов («Я» не хозяин в собственном доме). В конце 19 в. появился широкий интерес к бессознательному не только в специальной литературе, но и в философии. Философию Фрейда продолжил Фромм и другие. Психологические и философские направления возникли на определенном уровне культурного развития. Факты психической жизни связаны с уровнем культуры: • Детство, Этот факт появился с развитием индустрии и техники, которыми маленький ребенок не может овладеть, что приводит к исключению ребенка из жизни взрослых. Наблюдая за жизнью ребенка и других, люди стали выводить закономерности. • Конформность - внешнее согласие при внутреннем не согласии. В три года ребенок еще не вошел в группу сверстников ( жестко выполняет правила) - неконформен. В пять лет начинается расшатывание правил - конформен. Конформность ребенка появляется как факт, как результат развития - это механизм вхождения ребенка в группу. Открытие фактов конформности связано с появлением бихевиоризма, а интерпретация - с философскими толкованиями и мировоззрениями. Наличие факта и его интерпретация строят науку. Как только человек попадает в незнакомую группу, его конформизм резко увеличивается. Возникнув в 20в. на базе философского воззрения, психология идеологизируется. Фрейд выявил два вида инстинктов: агрессивный и либидозный. Личность состоит из «ОНО» - ядро личности; «Я», «СВЕРХ-Я» - мораль. Внутри «ОНО» находиться основные инстинкты. Существует зашита из «ОНО» в «Я» и из «Я» в «СВЕРХ - Я», которая не пропускает инстинкты. Они все же проникают из «ОНО» в «Я» через творчество или другие начала. Когда инстинкты не могут проникнуть через защиту, то возникает невроз. В основе развития ребенка появляется Эдипов комплекс (к пяти годам): ребенок любит родителей противоположного пола. За основу Фрейд взял идеи Дарвина. Фрейдовская методология повлияла на развитие западной культуры. Гуманистическая психология имеет разновидности: франц. школа и датская школа. Существует 2 идеи: 1. человек рождается индивидуальностью, а общество стирает эту индивидуальность и делает человека как все (датская школа). 2. Человек начинает физически плохо чувствовать, когда его индивидуальность хотят стереть. Человек способен себя актуализировать и отстаивать таким каким он есть. Культура, традиции рождают философское мировоззрение, которое начинает структурировать саму личность. Экзистенциальная психология - при интенсивном развитии общества человек смог остаться личностью. 4. Виды внимания. Внимание - необхо