БЕНДЖАМИН РАШ Влияние физических причин на моральную способность. Моральной способностью я называю способность человечес- кого духа различать добро и зло, или, другими словами, доб- родетель и порок, и делать выбор между ними. Это врожденный принцип, и, хотя его можно усовершенствовать путем опыта и размышления, он не вытекает ни из того, ни из другого. Метафизики давно уже спорят между собой о том, где же находится совесть - в воле или в рассудке. Этот спор можно различить, лишь признав, что воля - местоприбывание мораль- ной способности, рассудок - местоприбывание совести. Таинс- твенная природа единения обоих этих нравственных начал с во- лей и рассудком - это уже тема, не относящаяся к предмету настоящего исследования. Поскольку я считаю, что добродетель и порок состоят в действиях, а не в рассуждениях, и поскольку источник этих действий не совесть, а воля, я ограничу свое исследование главным образом влиянием физических причин на моральную спо- собность духа, связанную с волением, хотя, как я докажу это ниже, многие из этих причин действуют также на совесть. Сос- тояние моральной способности проявляется в поступках, влияю- щих на благосостояние общества. Состояние совести незаметно и потому находится за пределами нашего исследования. (401-402) Для того чтобы пояснить наглядными примерами влияние физических причин на моральную способность, необходимо преж- де всего показать их воздействие на память, на воображение и на способность суждения. В то же время следует указать на аналогию между их воздействием на умственные способности и на моральную способность. 1. Мы замечаем связь между умственными способностями и степенью плотности и твердости мозга в младенческом и детс- ком возрасте. Такая же связь была установлена установлена между силой и развитием моральной способности у детей. 2. Мы замечаем связь между размером мозга и определен- ными чертами лица. 3. Мы замечаем в некоторых семьях наследственный харак- тер умственных способностей определенной силы. 4. Мы наблюдаем случаи полного отсутствия памяти, вооб- ражения и способности суждения либо вследствие врожденного изьяна в мозговом веществе, либо под влиянием физических причин. (403-404) Совесть подобно мудрому и преданному законодательному совету осуществляет контроль над моральной способностью и таким образом предотвращает роковые последствия безнравс- твенных поступков. Я предвижу возражение учению о влияния физических при- чин на моральную способность, поскольку полагают, что оно поддерживает мнение о материальности души. Однако я не вижу, почему это учение должно побудить нас решить вопрос о приро- де души в большей степени, чем факты, доказывающие влияние физических причин на память, воображение или способность суждения. В то же время мне хотелось бы в связи с этим отме- тить, что все авторы, признававшие бессмертие души, причини- ли большой вред этой истине, непременно связываю ее с нема- териальностью. Бессмертие души зависит от воли бога, а не от предполагаемых свойств духа. Материя по самой своей природе столь же бессмертна, как и дух. С помощью тепла и смесей ей можно придать различные формы; однако для ее уничтожения требуется та же рука всевышнего, которая создала ее. Я не знаю иных доводов, доказывающих бессмертие души, кроме по- черпнутых из христианского откровения. Утверждать, что душа бессмертна ввиду ее безграничной способности к знаниям и счастью или ее страха перед уничтожением, было бы не более разумно, чем заявлять, что океан бессмертен ввиду его безг- раничной возможности вмещать любую массу воды или что мы должны вечно жить в этом мире, поскольку мы боимся смерти. (412) Несущественно, как именно воздействуют перечисляемые ниже физические причины на моральную способность - через посредство чувств, страстей, памяти или воображения. Их вли- яние одинаково бесспорно, действуют ли они как отдаленные причины, или как предрасположения или как случайные причины. 1. Прежде всего следует обратить внимание на влияние климата на моральную способность. Ре только у отдельных лиц, но и у целых народов моральные качества, так же как и интел- лектуальные, в значительной мере зависят от интенсивности солнечных лучей, падающих на их территорию. Вспыльчивость, легкомыслие, робость и леность в сочетании со случайными по- рывами благожелательности суть моральные свойства жителей стран с теплым климатом, тогда как эгоизм в сочетании с иск- ренностью и честностью составляет моральное качество населе- ния стран с холодным климатом. Условия погоды и времена года также имеют явное влияние на моральное чувство. 2. Влияние режима питания на моральную способность бо- лее бесспорно, хотя и менее исследовано, нежели воздействие климата. Вместе с тем не только количество, но и качество пищи оказывает влияние на нравственность; так, мы находим, что упомянутые нами выше моральные болезни чаще всего возни- кают вследствие потребления животных продуктов. 3. Ре менее заметно влияние некоторых напитков на мо- ральную способность, чем на умственные способности. Хмельные напитки хорошего качества, если пить их в умеренном коли- честве, благоприятствуют таким добродетелям, как искрен- ность, благожелательность и щедрость. Однако чрезмерное их количество или плохое качество даже при умеренном их потреб- лении почти всегда приводят к тому, что всякая скрытая искра порока разгорается. 4.Сильный голод оказывает наиболее вредное влияние на моральное чувство. Несущественно, действует ли он размягчаю- ще на твердые вещества или окисляюще на жидкие вещества или же на те и другие одновременно. 5.Выше, разьясняя аналогию между влиянием болезней на интеллект и на моральную способность, я указывал, что пос- ледняя часто нарушалась лихорадкой и умопомешательством. К этому утверждению я хочу здесь добавить, что не только умо- помешательство,но и истерия и ипохондрия, а также идеопати- ческие или симптоматические состояния организма, сопровожда- ющиеся чрезвычайной раздражительностью, чувствительностью, оцепенением, остолбенением или возбудимостью нервной систе- мы, предрасполагают к порокам физическим и духовным. 6.Леность - источник всех пороков. Она упоминается в Ветхом завете как одна из причин, предрасполагавших к поро- кам жителей равнинных местностей. Всякий труд способствует проявлению добродетели. Сельская жизнь протекает счастливо главным образом потому, что тяжелые работы благоприятствуют добродетели и не располагают к порокам. Мне рассказывали, что плантаторы в южных штатах отправляют в поле на тяжелые работы домашних рабов, испорченных леностью, с целью их исп- равления. Исправительные и работные дома во всех цивилизо- ванных странах показывают, что труд служит не только весьма суровым, но и наиболее благим из всех мер наказания, пос- кольку он одно из наиболее действенных средств исправления. 7.Влияние неумеренного сна тесно связано с воздействием лености на моральную способность; мы видим поэтому, что уме- ренная и даже ограниченная продолжительность сна во всех странах мира благоприятна не только для состояния здоровья и длительности жизни, но и во многих случаях для нравственнос- ти. Опыт монахов, которые часто спят на полу и обычно встают чуть свет ради умерщвления в себе плотских желаний, без сом- нения, основан на мудрости и зачастую приводит к весьма бла- готворным моральным последствиям. 8.Действие физической боли на моральное состояние не менее примечательно, чем ее влияние на интеллектуальные си- лы. Предсмертные муки нередко сопровождаются представлениями и рассуждениями о весьма обычных предметах, свидетельствую- щими о необычном подьеме интеллектуальных сил. Такое же воз- буждающее и направляющее действие физическая боль оказывает на моральную способность. 9.Очень многое можно сказать в пользу чистоты как физи- ческого средства содействия добродетели. 10. Меня, надеюсь, извинят за то, что я отношу одино- чество к физическим причинам, влияющим на моральную способ- ность, если я добавлю, что буду говорить лишь о его действии на лица, не поддающиеся исправлению духовными или моральными средствами. 11.Следует упомянуть здесь и о молчании, связанном с одиночеством, как о механическом средстве содействия добро- детели.Обуздать некоторым образом деятельный ум детей, приу- чить их отвлекать свое внимание от внешних предметов и сос- редотачиваться на абстрактных вещах - все это имеет большое значение и приносит им значительную пользу. Хотя нельзя предположить, что молодые и деятельные умы всегда будут хра- нить молчание, когда нужно, все же приучить их к такому сос- редоточению немаловажно для приобретения постоянной привычки к терпению и сдержанности, которые редко покидают тех, кто понастоящему подготовлен к вступлению в школу мудрости на весь остаток своих дней. 12.Во всех странах известно и отмечено влияние музыки на моральную способность. По мелодиям, распространенным в том или ином народе, можно судить о его добродетелях и поро- ках с такой же несомненностью, как и по его законам. Воз- действие музыки на страсти, будучи чисто механическим, быва- ет сильным и глубоким. Все же след