ПРИМЕЧАНИЯ Раздел пятый ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕСТО В МИРЕ 1. Сущность и назначение человека 1 Надпись на пропилеях святилища Лето на Делосе.— 9 2 По Н. Кузанскому, бесконечность совпадает с единством. - 10 3 ...держит волка за уши...— поговорка, характеризующая трудное положение.-12 4 Овидий. Любовные элегии. Ill, II, 39 (пер. С. Шервинского).- 12 5 Ср.: Эзоп. Басни. 100.— 13 6 Платон. Тимей. 69 С.— 14 7 См.: Гомер. Илиада. VIII, 247; Овидий. Метаморфозы, 1, 178. - 14 8 Petitio principii (лат.) — ошибка в доказательстве, состоящая в допущении недоказанной предпосылки.— 44 9 A strange story (англ.) — странная история.— 45 10 Diamon (лат.; греч.), Daimonion - демон, божество. Так называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных поступков.— 48 11 Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество Л. Н. Толстого. При этом в его творчестве сильны христианско-морализяторские тенденции, что и отмечает Н. А. Бердяев.— 50 12 Эгоцентризм - отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я». В философии эгоцентрическая позиция ведет к солипсизму, в этике - к индивидуализму, эгоизму. - 51 13 Тоталитаризм (от позднелат. totalis — весь, целый, полный) — одна из форм авторитарного государства, которая характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.— 52 14 Век Августа имеется в виду время правления римского императора Августа (63 до и. э. - 14 н. э.), сосредоточившего в своих руках огромную власть, но при этом сохранившего традиционные республиканские учреждения.-52 15 Век Людовика XIV (1638—1715)- на период правления этого короля (1643-1715) приходится расцвет французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение: «Государство—это я».—52 16 Рецепторы (физиол.) — окончания чувствительных нервных волокон или специализированные клетки сетчатки глаза, внутреннего уха и других органов чувственного восприятия, преобразующие внешние раздражения в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. — 59 17 Эффекторы (филиол.) - конечные элементы рефлекторной дуги, изменение состояния которых служит показателем осуществления рефлекса (например, сокращение мышцы, выделение секрета железой и т. д.). - 59 18 Кассирер определяет человека как «животное, созидающее символы». Разнообразные сферы культуры, обозначаемые как «символические формы» (язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. - 59 19 Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken. Leipzig, 1921. - 60 20 Pars pro toto (лат.) —часть вместо целого. - 60 21 Animal rationale (лат.) - животное рациональное. - 60 22 Animal symbolicum (лат.) —животное, творящее символы. - 60 23 Ковентри - город в Великобритании, разрушенный во второй мировой войне гитлеровской авиацией. С тех пор руины готического собора XIV в. сохранены нетронутыми, как свидетельство фашистского варварства. - 65 24 Пайдейя (греч.) — воспитание, культура.— 71 25 Эллинизм — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинения Египта Риму). Борьба за власть между диадохами (полководцами) привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств, политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса. Культура эллинизма представляла синтез греческих и местных восточных культур.— 71 26 «Бытие и время» (1927) — основное сочинение М. Хайдеггера.— 74 27 Existentia и essentia (лат.) —существование и сущность.—74 28 Dasein (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.— 74 29 Плиоцен — верхнее подразделение толщи горных пород геогеновой системы, соответствующее последней эпохе неогенового периода геологической истории Земли.— 76 30 Pari passu (лат.) — в том же ритме, параллельно, одновременно. — 78 31 Тангенциальный прирост— изменение угла касательной.—78 32 Радиальное — лучевое, расположенное по радиусу. В книге Тейяра де Шардена речь идет о радиальной энергии.— 78 33Онтогенез — индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).—79 34 Здесь Тейяр подошел к идее генезиса сознания на базе раннесоциальных структур, но потерпел неудачу в силу недостатков своей методологии. Он признает, что появление сознания каким-то образом есть результат возрастания материальной сложности, но в то же время отмечает («парадокс человека»), что анатомическое отличие человека от других антропоидов выражено несравненно слабее, чем его «умственное превосходство». Допуская межиндивидуальное происхождение мысли, Тейяр не может сделать решающего шага к разъяснению этой межиндивидуальности, поскольку у него отсутствует трудовая теория антропогенеза. В результате он вынужден отказаться от анализа «более глубоких причин, направляющих всю игру», и скрыться под «феноменалистским покрывалом»: ему представляется достаточным позволить читателю поместить под факты генезиса сознания и интеракции любое онтологическое строение мира. «которое ему заблагорассудится», то есть как материалистическое, так и идеалистическое.— 80 35 М. Шелер выделяет в «европейском культурном круге» пять «основных идей о человеке». Помимо тех трех, о которых идет речь ниже, он ставит в этот же ряд концепции Т. Лессинга, Л. Клагеса, П. Альсберга, Л. Болька, Д. X. Керлера и Н. Гартмана. Оставив в экспозиции данной работы лишь традиционные концепции, он придает совершенно иной масштаб своим рассуждениям.— 81 36 Вероятно, имеется в виду так называемый «голубой трубач» (Stentor coerulens).- 82 2. Проблемы жизни, смерти и бессмертия 37 Недостаточность знаний о душе оказывается основанием для страха перед смертью. В качестве довода этой недостаточности Лукреций Кар приводит несколько гипотез о судьбе души после смерти.— 87 38 Эту весьма распространенную гипотезу о переселении души, встречающуюся у пифагорейцев, Эмпедокла и др., ярко излагал римский поэт Энний.- 87 39 Ср.: Цицерон. О пределах добра и зла, V. 39; Тускуланские беседы. I. 90.-88 40 Ср.: Цицерон. О дружбе. 14; Тускуланские беседы. I. 26, 117.—88 41 Сводные братья Сципиона Африканского умерли в отроческом возрасте через несколько дней после триумфа их отца, Луция Эмилия Павла Македонского. Ср.: Цицерон. О дружбе, 90; Плутарх. Эмилий Павел. XXXV.- 88 42 Тартес — финикийская колония в Испании; ее главный город — Гады (ныне Кадикс). Об Арганфонии см.: Геродот. История. I. 163; Валерий Максим. VIII. 13.—89 43 Ср. Цицерон, Речь по поводу возвращения Марка Марцелла. 27.— 89. 44 ...мудрецу нет надобности дойти до последнего «Рукоплещите». Таким обращением к зрителям оканчиваются все дошедшие до нас комедии Плавта и Те-ренция. Ср.: Гораций. Наука поэзии. 155; Светоний. Божественный Август. 99; Квинтилиан. Обучение оратора. VI.1.52.— 89 45 Ср.: Плутарх. Солон. XXXI; Должны ли старики участвовать в государственной деятельности? 794Г; Цицерон. Брут. 27.— 89 46 ...хвататься за эту часть жизни... не покидать ее без причины.— Имеется в виду отрицательное отношение стоиков к самоубийству.— 90 47 Ср.: Платон. Федон. 6; Цицерон. О государстве. VI, 3.— Император — во времена республики высшее почетное воинское звание, которое солдаты (также и сенат) присваивали своему полководцу после решительной победы над врагом. Здесь метафора.— 90 48 Цицерон. О пифагореизме ср.: 23; 38 сл.; О государстве. VI, 15; Платон. Федон. 3.— 90 49 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. .34; 117: Плутарх. Солон и Поп-ликола, сопоставление. 1.— 90 50 Энний. Эпиграммы, фр. 17 сл. Фален. Перевод В. И. Модестова. Ср.: Тускуланские беседы. I, 34, 117.—90 51 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. I. 14; 91; V. 15.—90 52 Melleur des mondes possibles (франц.) — наилучший из возможных миров — формула Лейбница.— 93 53 in abstracto (лат.) — в абстрактном виде - 93 54 bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (лат.) — формула Гоббса о естественном состоянии людей.— 93 55 De cive (лат.) — О гражданине. Название одной из работ Т. Гоббса — 93 56 Эрида — в греческой мифологии богиня раздора, подбросившая на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды «яблоко раздора» — 94 57 Майя — понятие древней и средневековой индийской философии. Имеет несколько значений; наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте — иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность — брахмана как единственную реальность.— 94 58 Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуализации. — 94 59 Квиетнв — бездейственность, созерцательность. — 95 60 Илиада. XXIII. 103—107.—99 61 Одиссея. XI. 206—207. 218—222.—99 62 Имеется в виду герой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 110 63 Подразумевается герой романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера». — 110 64 Либидо (от лат. libido — влечение, желание, стремление) — одно из основных понятий психоанализа Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии, сублимация и т. п.). К. Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом лишил либидо его сексуального характера, рассматривая его как психическую энергию вообще, своего рода метафизический принцип психики. -134 Раздел шестой ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ I. Чем определяется ход истории? 1 ...совсем обнаженные...—как борцы в палестре. — 145 2 terra incognita (лат.) — неизвестная земля.— 146 3 toolmaking animals (англ.) - животные, изготовляющие орудия. — 167 2. Историческая необходимость и свободная сознательная деятельность людей 4 Эномотии в спартанском войске — подразделения из 25—36 человек, связанных взаимной клятвой.— 170 5 Триады — полразделения из 30 человек. — 170 6 Сиссити — совместные трапезы у спартанцев. — 170 7 Эфоры - коллегия из 5 человек, выбиравшаяся на один год. Первоначально выполняла, по-видимому, судейские функции, а позднее — функции надзора и контроля. Узурпировала даже часть царской власти.— 170 8 Совет старейшин (или герусия) — из 28 членов. Вместе с двумя царями совет был высшим органом власти в Спарте.— 170 9 Этот инцидент показывает полный контроль афинского народного собрания над исполнительной властью.— 171 10 Т. е. не был отрешен от должности.— 171 11 Этим качеством в высшей степени обладал Фемистокл. — 172 12 Имеется в виду не только патриотизм, но и готовность аристократов (таких, как Кимон, Перикл, Клиний) сотрудничать с демосом.— 172 13 Ср. I, 140—144 и II, 13, 9.— 173 14 Ср. IV, 28, 2.— 173 15 Ср. речь Клеона (III, 40, 4).— 174 16 Ср. слова Клеона (III, 37, 2).— 174 17 Неясно, кого имеет в виду Перикл; во всяком случае - не крайних олигархов.- 174 18 Обычная сентенция: ср., например, Soph. Phil. 1316—1317. — 174 19 Некоторые полагают, что эти слова написаны Фукидидом уже после катастрофы 404 г. (ср.: Gomme A. W., II, 178). — 174 20 Алкивиад повторяет эту мысль, относя ее к самому себе.— 174 21 Возможно, здесь автор имеет в виду Спинозу.— 180 22 Amor intelleclualis Dei (лат.). Интеллектуальная любовь к богу. (См.: Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 610). — 195 23 Иксион — царь Фессалийских лапифов, осужденный за оскорбление Геры вечно вращаться на огненном колесе.— 199 24 А. И. Герцен имеет в виду стихотворение Баратынского, начинающееся словами: «Предрассудок! Он обломок давней правды».— 203 25 Libre arbitre (франц.) — свободная воля; свобода воли.— 206 26 Homo homini lupus est (лат.)—человек человеку волк (Плавт).—207 27 Минерва — в римской мифологии богиня — покровительница ремесел и искусств. С конца 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой богиней Афиной, почиталась также как богиня войны и государственной мудрости.— 210 28 Катедер-социалнзм — разновидность буржуазного социализма; возник в Германии в 60—70 гг. XIX в.— 216 29 «Phanomenologie des Geistes» — «Феноменология духа», одна из основных работ Гегеля.— 217 30 Утилитаризм — принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения каких-либо целей. Основанное Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков, в XIX в. получило широкое распространение в Великобритании.— 226 31 Пария — представитель одной из «неприкасаемых» каст в Южной Индии.— 226 32 Инка — первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI—XIII вв. на территории современного Перу. Инки — создатели одной из древних цивилизаций в Южной Америке.— 226 33 Авраам — мифический родоначальник евреев, в библейской мифологии отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву богу, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.— 230 3. Личность и социальные общности как субъекты исторического процесса 34 Термин «полития» обыкновенно употребляется для обозначения республиканского строя, преимущественно демократического.— 234 35 Эпигамия — право браков между гражданами двух государств, утверждаемое особым договором.— 235 36 Моисей — в библейской мифологии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из египетского рабства сквозь расступившиеся воды «Чермного» (Красного) моря. На горе Синае бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями. У иудаистов, мусульман и христиан Моисей - пророк.— 239 37 В поэме Г. Гейне «Атта Тролль» медведь Атта Тролль (в котором Гейне сатирически изобразил немецких мелкобуржуазных радикалов) представляет себе бога — творца мира в виде огромного снежно-белого медведя.— 246 38 Volens nolens (лат.) — хочешь не хочешь.— 246 39 В «Философии истории» Гегель, рассматривая рабство как несправедливое состояние, вместе с тем утверждал, что оно является необходимым моментом для перехода к более высокой ступени развития общества.— 246 40 Нарциссизм — термин психоанализа. Происходит от имени Нарцисса — в греческой мифологии прекрасный юноша. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: влюбился в собственное отражение в воде (отсюда выражение «самовлюбленный Нарцисс») и умер от неразделенной страсти. Превращен богами в цветок.— 255 41 Солипсизм — крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании.— 256 42 Man (нем.) — неопределенно-личное местоимение. У М. Хайдеггера — мир безликого неистинного существования.— 261 43 Эрос — любовь. У Платона и в платонизме — побудительная сила духовного восхождении, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.— 262 Раздел седьмой КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 1. Феномен культуры: общая характеристика 1 «Тотем и табу» — работа 3. Фрейда, 1913 (русский перевод 1923).--292 2 Idem per idem (лат.) —то же через то же. Логическая ошибка в определении. — 304 3 Obscurum per obscurius (лат.) — объяснять неясное еще более неясным. — 304 4 Классицизм — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.— 307 5 Барокко — основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI — середины XVIII в. Стилю свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию искусств. - 307 6 Славянофилы — представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX в. Выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее самобытности; противостояли западникам.— 309 2. Наука и искусство как формы культуры 7 Речь идет о книге Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».— 328 8 Тэн И. «Философия искусства».— 336 9 «Искусство для искусства» — название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились в теорию в середине XVIII в. во многом как негативная реакция на утилитаризм буржуазных общественных отношений (Т. Готье, группа «Парнас» во Франции).—340 3. Нравственные аспекты культуры 10 Homo homini dens est (лат.) — человек человеку — бог. - 364 11 Гнозис (лат.)—познание.—366 4. Социокультурная роль религии 12 Quia (лат.) — так как.— 376 13 См.: Аристофан. Облака. 368—407.— 378 14 Ср.: Лактанций. Divinus Institutiones (Божественные установления), III, 24; Августин. О граде божьем (De Civitas Dei). XVI, 9.—378 15 Второзаконие, XXV11I, 15—30.—382 16 Имеется в виду судебный процесс против маршала Марийяка, организованный по приказу французского короля Людовика XIII (1610—1643) и кардинала Ришелье (1624—1642) — всесильного первого министра.— 384 17 Бузирис — легендарный древнеегипетский царь, убивавший всех попадавших в его страну чужеземцев и приносивший их в жертву богам.—385 18 Речь идет о Ф. М. Достоевском. В статье «Достоевский и отцеубийство» 3. Фрейд представляет Достоевского сторонником воззрений такого рода.— 395 19 Суд над учителем биологии Д. Скопсом в Дейтоне (штат Теннесси) в июле 1925 г. Религиозные фундаменталисты привлекли учителя к уголовной ответственности за то, что в нарушение закона штата он преподавал теорию эволюции Дарвина в школе. Процесс получил широкую известность как пример столкновения научного знания и религиозного фундаментализма с его буквальным истолкованием «творения в шесть дней».— 396 20 Речь идет о вендетте, форме кровной мести, распространенной на Корсике, которая заключается в праве и обязанности родственников отомстить за убийство сородича, совершенное членом другого рода. Месть распространяется не только на самого убийцу, но и на его родственников.— 397 21 Августинианство — учение Блаженного Августина. - 399 22 Ex nihilo (лат.) — из ничего.— 399 23 Окказионализм — направление в европейской философии XVII b., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходил из дуалистической философии Декарта и картезианства. Главные представители: А, Гейлинкс и Н. Мальбранш, В философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии.— 399 Раздел восьмой РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Направленность и основные этапы исторического процесса. Идеал общественного устройства 1 Пропуск в тексте. Смысл может быть восстановлен приблизительно так: «или в данном случае возможны некоторые исключения?».—408 2 Пословица приписывалась Пифагору.— 409 3 Иначе судит Платон (Legg. 670 с.): «...смешна толпа в своем мнении, будто она достаточно распознает, что гармонично и ритмично и что нет...» В духе Аристотеля выражается комедиограф Кратин (FCG II, 192): «Привет тебе, толпа великая, не вовремя смешливая, в день после праздника ты нашей мудрости из всех судья отменный».— 410 4 По предположению С. А. Жебелева, Аристотель имеет в виду Платона (Polit. 291 d). Отрицает такую возможность Зуземиль.—414 5 Т. е. поочередно властвовать и подчиняться.—417 6 С. А. Жебелев, следуя Виламовицу-Меллендорфу, исключает из текста слова ё oligakis (или немного раз).—417 7 Имеется в виду вознаграждение за участие в народном собрании и в суде. - 417 8 Народ означает здесь «народное собрание».—418 9 Все последующее до конца главы Иммиш вслед за Зуземилем заключает в квадратные скобки.— 418 10 В рукописном тексте — «не имея в своем распоряжении...». С. А. Жебелев вслед за рядом издателей принимает здесь поправку Бойезена, исключающего из текста отрицание «не» (me).—419 11 Вместо «и не заботятся о делах посторонних» можно перевести также «и не жаждут чужого». — 419 12 Это место иногда понимают в том смысле, что на должности выбирают людей, которые могут, благодаря своим материальным средствам, подобающим образом отправлять должностные обязанности.— 420 13 Согласно учению Эпикура, мельчайшие частицы мира — атомы, которые разделяет пустота. Их многочисленные случайные столкновения и соединения в конце концов могут привести к возникновению той или иной вещи. Кант иронизирует по поводу мнений тех, кто полагал, что наступление идеальных отношений между государствами может быть делом случая, в частности результатом одной лишь доброй воли или разумности правителей.— 442 14 О преимуществах «состояния дикости» Ж. Ж Руссо рассуждает в своих сочинениях «О причинах неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права».— 443 15 Хилиазм (от древнегреч. chilias—тысяча)—в христианской теологии и религии учение о тысячелетнем царстве праведников после «второго пришествия» Христа.— 444 16 Libre—penseur (фр.)—свободомыслящий, вольнодумец.—463 17 Писарев в ряде работ высказал отрицательное отношение к тенденциозности Маколея, полагая, что в его работах слишком много «лиризма», т. е. предвзятого морализаторства. Впрочем, в статье «Идеализм Платона», заявляя: «Трудно быть субъективнее Маколея...», Писарев тем не менее отказывался упрекать его в пристрастии и узкой односторонности.—465 18 В тексте «Русского слова» за этим следовало: «исторического деятеля: я честнее такого-то». — 465 19 «Атлантида», точнее, «Новая Атлантида» (1624 г., первый русский перевод с французского появился в 1821 г.) — незаконченная утопическая повесть английского философа Ф. Бэкона (1561—1626), центральное место в которой занимает описание научно-технических достижений общества «Соломонова дома» - замкнутой ученой корпорации идеального государства. — 467 20 Троица — один из основных догматов христианства, согласно которому бог един по своей сущности, но существует в трех «ипостасях»: бог-отец, бог-сын и святой дух. Термин появился в конце II в. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах.—468 21 Доктринеры — группа умеренных буржуазных либералов, игравшая видную роль в политической жизни Франции в эпоху Реставрации. Доктринеры были ярыми противниками демократии и республики, отрицали принципы революции и ее правомерность, но признавали новый гражданский порядок, т. е. новый, буржуазный экономический строй.— 476 22 Костанжогло - персонаж из второй части «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.— 476 23 См.: Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 336.— 477 24 Имеется в виду персонаж шеститомного романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».— 496 25 Оперная драматургия немецкого композитора Р. Вагнера опирается на скандинавскую мифологию. Вальгалла — чертог мертвых, дворец, куда после смерти попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь. - 497 2. Глобальные проблемы цивилизации 26 Ортега имеет в виду стремление Ницше выразить специфические интуиции философии жизни через понятия, отражающие голос крови, язык тела и т. д. - 520 27 Неолит — новый каменный век, период (ок. VIII—III в. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство), хотя присвоение продолжало играть большую роль. - 525 28 Sui generis (лат.) —своего рода. - 528 29 «Eppur si muove!» (итал.) — «А все-таки она вертится!» Слова, приписываемые легендой Галилею и якобы сказанные им, когда он 21 июня 1633 г. выходил из судилища инквизиции после своего вынужденного отречения от принципа вращения Земли вокруг Солнца.— 534 30 Weltanschauung (нем.) — мировоззрение.—536 31 И наоборот: он по-настоящему универсализируется, лишь сверхперсонализируясь. В этом все различие (и двусмысленность) между подлинным и ложным мистицизмом, будь он политический или религиозный. Ложный мистицизм уничтожает человека, тогда как подлинный завершает его посредством «утраты в большем, чем он сам».— Прим. автора.— 538 32 Ясперс имеет в виду драматургию Иоганна Фридриха Шиллера (1759 1805), пронизанную мятежным стремлением к свободе, утверждением человеческого достоинства, ненавистью к феодальным порядкам.— 548 33 Автор подразумевает дидактическую поэму Лукреция Кара «О природе вещей» — систематическое изложение материалистической философии древности.— 549 34 Римский клуб — международная общественная организация, созданная с целью углубить понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции. Основан в 1968 г. Итальянский экономист А. Печчеи был председателем Римского клуба в 1968—1987 гг.—564 35 Молох — в библейской мифологии грозное и жестокое божество, для задабривания которого сжигали малолетних детей. В переносном смысле — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв.— 574