Фейербах, Людвиг Андреас
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85%2C_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=0" \o "Править секцию: 0" править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81" \l "column-one#column-one" навигация, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81" \l "searchInput#searchInput" поиск
Лю?двиг Андре?ас HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD_%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85" \o "Фон Фейербах" фон Фейербах ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Немецкий язык" нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/28_%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F" \o "28 июля" 28 июля HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1804" \o "1804" 1804, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D1%85%D1%83%D1%82" \o "Ландсхут" Ландсхут — HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/13_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" \o "13 сентября" 13 сентября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1872" \o "1872" 1872, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3" \o "Рехенберг" Рехенберг) — выдающийся немецкий HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84" \o "Философ" философ, сын HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F" \o "Криминология" криминолога, специалиста по HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE" \o "Уголовное право" уголовному праву HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%99%D0%BE%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D1%84%D0%BE%D0%BD" \o "Фейербах, Пауль Йоханн Анзельм фон" Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал богословие в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3" \o "Хайдельберг" Хайдельберге у гегельянца HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%B1&action=edit&redlink=1" \o "Дауб (страница отсутствует)" Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD" \o "Берлин" Берлине. С HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1828_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1828 год" 1828 года читал лекции в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BD" \o "Эрланген" Эрлангене; с HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1836_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1836 год" 1836 года жил около HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%82" \o "Байройт" Байройта, потом в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3" \o "Рехенберг" Рехенберге. Умер в бедности.
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=1" \o "Править секцию: Философские взгляды" править] Философские взгляды
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Сенсуализм" сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.
Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, ошибки сенсуалистов HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA" \o "XVIII век" XVIII века, Фейербах не останавливается над подробным исследованием того, как чувственность может сама по себе быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.
В этом отношении он очень напоминает Огюста Конта, у которого HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Сенсуализм" сенсуализм точно так же уживается с математическим складом ума в духе HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5" \o "Декарт, Рене" Декарта, стремящимся к установлению на твёрдых основах незыблемо достоверного познания. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное, реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B5%D1%80" \o "Шлейермахер" Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82" \o "Позитивист" позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%81,_%D0%A0%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4" \o "Авенариус, Рихард" Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=2" \o "Править секцию: Основные работы" править] Основные работы
Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).
В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D0%B0" \o "Спиноза" Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).
Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80" \o "Профессор" профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.
Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства» (есть заграничный русский перевод). В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» — Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Материализм" материализму («der Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайней левой» гегельянства.
Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB" \o "Маркс, Карл" Маркса, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85" \o "Энгельс, Фридрих" Энгельса и других духовных «вождей» немецкой социал-демократии.
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=3" \o "Править секцию: Этика Фейербаха" править] Этика Фейербаха
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Feuerbach_andreas.jpg" INCLUDEPICTURE "http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Feuerbach_andreas.jpg/200px-Feuerbach_andreas.jpg" \* MERGEFORMATINET
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Feuerbach_andreas.jpg" \o "Увеличить" INCLUDEPICTURE "http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png" \* MERGEFORMATINET
В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов- HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82&action=edit&redlink=1" \o "Идеалист (страница отсутствует)" идеалистов господствовало мнение, что HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82" \o "Кант" Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Эвдемонизм" эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%85%D1%82%D0%B5" \o "Фихте" Фихте, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C" \o "Гегель" Гегель и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80" \o "Шопенгауэр" Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B5&action=edit&redlink=1" \o "Бенеке (страница отсутствует)" Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фе
сходится с HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B5&action=edit&redlink=1" \o "Бенеке (страница отсутствует)" Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты».
Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=4" \o "Править секцию: Учение о религии" править] Учение о религии
Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B5%D1%80,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D1%8C_%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82" \o "Шлейермахер, Фридрих Даниэль Эрнст" Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.
Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82,_%D0%98%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB" \o "Кант, Иммануил" Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Атеизм" атеизму и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Натурализм" натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. у представителей «просвещения» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80" \o "Вольтер" Вольтер, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%D1%85" \o "Гольбах" Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей — с другой.
Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса религиозных чувств и представлений. Наклонность к религиозному творчеству коренится в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0" \o "Природа человека" природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Антропоморфизм" антропоморфизму. Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F" \o "Религия" Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. для Фейеребаха время её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d'être. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82" \o "Гефест" Гефеста или HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD" \o "Аполлон" Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов.
Идеи Фейербаха в области психологии религии сообщили толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81,_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4" \o "Штраус, Давид" Штрауса HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Трубецкой, Сергей Николаевич" кн. С. Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8D%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D1%80,_%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%82" \o "Тэйлор, Эдвард Бернетт" Тэйлора, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82" \o "Спенсер, Герберт" Спенсера, Группе и др.). Наконец, они дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге). Очень напоминают идеи Фейербаха мысли Lesbazeille’я в его статье «Les bases psychologiques de la religion»; он только оттеняет роль коллективного внушения в эволюции мифов. Учение HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%81" \o "Авенариус" Авенариуса об «интроекции» (в его книге «Человеческое понятие о мире») и о том виде «тимематологической апперцепции», который он называет «антропоморфическим», также навеяны Фейербахом. Есть много общего с Фейербахом в религиозных идеях Конта и Милля, но ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Фейербаха. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8" \o "Википедия:Ссылки на источники" [источник не указан 145 дней]
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=5" \o "Править секцию: Цитаты" править] Цитаты
«Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека». «Сущность христианства».
«Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии». «Сущность христианства»
«Этими словами, господа, я заключаю свои лекции и желаю лишь, чтобы мне удалась та задача, которую я себе поставил в этих лекциях и которую я изложил еще в самом начале курса, а именно — превратить вас из друзей бога в друзей человека, из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются „наполовину животными, наполовину ангелами“, — в людей, в цельных людей». «Сущность религии» или «Лекции о сущности религии».
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=6" \o "Править секцию: Сочинения" править] Сочинения
«De ratione una, universali, infinita» (Эрл., 1828, pro venia legendi)
«Gedanken ueber Tod und Unsterblichkeit» (1830)
«Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B. Spinosa» (1833)
«Darstellung, Entwickelung und Kritik d. Leibnitzschen Philosophie» (1837)
«P. Bayle» (1838)
«Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung auf den der hegelschen Philosophie gemachten Vorwurf der Uncbristlichkeit» (1839)
«Das Wesen des Christenthums»/« HYPERLINK "http://socialistica.lenin.ru/txt/f/feuerbach_1.htm" Сущность христианства» (1841)
«Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie» (1842)
«Grundsätze der Philosophie der Zukunft»/«Основы философии будущего» (1843)
«Das Wesen der Religion»/«Сущность религии» (1845)
Полное собрание сочинений в 10 томах вышло в 1846—66 гг.
«К критике философии Гегеля». (1839)
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=7" \o "Править секцию: Судьба сочинений" править] Судьба сочинений
Необходимо заметить, что лишённый возможности при жизни излагать своё учение с университетской кафедры, Фейербах и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со стороны представителей официальной науки. Литература о Фейербахе очень бедна. Наиболее ранняя монография, посвящённая философии Фейербаха, «Darstellung und Kritik der Philosophie L. Feuerbach’s» (1847), принадлежит Шаллеру.
В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1874" \o "1874" 1874 появилась книга Грюна «L. F. in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung», заключающая в себе ценный сырой материал.
В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1888" \o "1888" 1888 вышло сочинение Энгельса «L. F. und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie». Интересна статья Wintzer’a в «Archiv für Syst. Philos.» 1892 г. по этике Фейербаха (стр. 187).
Более обстоятельные в философском отношении монографии — Штарке, «L. F.» (1885), и Bolin, «Ueber L. F.'s Briefwechsel und Nachlass» (1891). Курьёзно то, что Штарке — датчанин, а Болин — финн.
В интересной статье Н. Н. Страхова («Борьба с Западом в рус. литературе», 1883, т. 2) разбирается теория познания Фейербаха.
Этические воззрения Фейербаха превосходно изложены Иодлем в «Истории этики» (т. II, 219—236, пер. под ред. В. С. Соловьёва). Ценные замечания о Фейербахе имеются в «Истории материализма» Ланге и в «Истории новейшей философии» Гёффдинга.
[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81&action=edit§ion=8" \o "Править секцию: Библиография" править] Библиография
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81_%D0%9A." \o "Маркс К." Маркс К. HYPERLINK "http://lugovoy-k.narod.ru/marx/03/01.htm" Тезисы о Фейербахе
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81_%D0%A4." \o "Энгельс Ф." Энгельс Ф. HYPERLINK "http://revarchiv.narod.ru/marxeng/oeuvre/ludfeier.html" Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Иодль Ф., Л.Фейербах, его жизнь и учение. — СПб., 1905.
Булгаков С. Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. — М., 1906.
Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954.
Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах. — М., 1967. — 240 с.
Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Л.Фейербаха. — М., 1971.
Володин А. И. Николай Добролюбов и Людвиг Фейербах // Философские науки. — 1986. — № 4. — С. 91-99.
Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.
Ойзерман Т. И. Людвиг Фейербах о религии и путях челововеческой эмансипации // Общественные науки. — 1990. — № 3. — С.154-163.
Чупров А. С. Проблема смерти и бессмертия в философии Людвига Андреаса Фейербаха //Немецкая философия второй половины XVIII -конца XIX вв. — Екатеринбург; Нижневартовск, 1990. — С.145-160.
В. В. Антропов Этика и религия в философии Людвига Фейербаха // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 2004. — № 1. — С. 98-117.
Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005. — № 1. — С.90-107.
При написании этой статьи использовался материал из HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B0_%D0%B8_%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0" \o "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).