Итальянская Республика, государство на Юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части материка к Югу, от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам палеолита (наскальные росписи в Апулии; каменные, статуэтки женщин из Лигурии и Эмилии; керамические сосуды с процарапанным или нарисованным геометрическим, узором) . В эпоху бронзы (2-я пол. 2-го тыс. до н.э.) богато орнаментированные, керамические, изделия и геометризованные бронзовые фигурки божеств и воинов отражали влияние крито-микенской культуры. На о-ве Сардиния сложился своеобразный тип мегалитических сооружений, т. н. нураге — круглые каменные башни с ложнокупольным покрытием. На севере Италии в эпоху бронзы развивалась культура террамар, названная по свайным поселениям - террамарам. К 9-5 вв, до н.э. относятся поселения культуры Вилланова, характерной для восточной части Центральной Италии к 8—2 вв. до н.э. - памятники родственной ей культуры этрусков, На территории возникших в 8—6 вв. до н.э. в прибрежных р-нах Италии греческих торговых поселений (Сиракузы, Посейдония и др.) сохранились остатки храмов, скульптура, изделия художеств, ремесла. Древне греческие, этрусские и местные художественные традиции легли в основу иск-ва Рима Древнего, к-рое развивалось на территории Италии с 5 в. до н.э. до 5 в. н.э. С падением Римской империи (476) и утверждением христианства в Италии началось формирование средневекового искусства, основанного на позднеантичных традициях, а также на воздействии искусства Византии и многочисленных варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.) , вторгавшихся в Италию. В 4—6 вв. в Риме и других городах Италии сооружались 6азилики, великолепием убранства не уступавшие другим римским императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура-в Риме) , а также центричные культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне) . Храмы украшали многоцветные мозаики (церковь Санта-Костанца в Риме) . Светотеневая моделировка и жизнерадостная красочность ранних мозаичных циклов, основанная на традициях античной художественной культуры, постепенно уступили место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобрели торжественную отвлечённость (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне) . В скульптурной резьбе долгое время сохранялись традиции позднеантичной орнаментики (капители колонн, алтарные преграды и пр.) , В 8—10 вв, ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии. Здесь сооружались базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены которых членились лопатками глухими аркадами и аркатурными фризами; рядом с базиликами строили колокольни (т. н. кампанилы; южная башня церкви Сант-Амброджо в Милане) . Получили развитие плоскорельефная орнаментная резьба и ювелирное иск-во, глубина обработки, художественная инкрустация, в которых заметно воздействие культур варварских народов. В условиях феодальной раздробленности страны романский стиль (11—13 вв.) приобретал в Италии многообразные местные черты. В Северной и центральной Италии получили распространение 3-нефные базилики (нередко с двориком-атрием; церковь Сант-Амброджо в Милане) , западные фасады которых членились аркадами и “карликовыми” аркадными галереями или украшались мраморными крыльцами-порталами с балдахинами на колонках, опирающихся на стилизованные фигуры львов (церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне) . В Тоскане возводили постройки т. н. инкрустационного стиля с полихромной мраморной облицовкой наружных стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции) . Изяществом и богатством декора отличается соборный комплекс в Пизе (баптистерий, собор и кампанила) . В романских постройках Сицилии своеобразно сочетались формы византийского, арабского и нормандского зодчества (соборы в Чефалу, начат в 1131, и Монреале) , Своеобразным вариантом византийского крестово-купольного храма является монумент, 5-купольный собор Сан-Марко в Венеции поражающий великолепием внутреннего убранства (мраморная облицовка, мозаики и пр.) , Облик большинства городов Италии сложился в 11-13вв., в период их интенсивного развития. В это время строились подчинённые рельефу местности гор, укрепления, похожие на крепости каменные дома-башни (в Бопонье, Сан-Джиминьяно) , здания ратуш и соборов со стройными кампанилами (в Бергамо, Бреше) . Скученная застройка средневековых городов имела идущую от античности регулярную (Флоренция, Болонья, Верона) или нерегулярную (Сиена, Венеция) планировку и группировалась вокруг центральной (обычно соборной) площади. В скульптуре романского периода традиции орнаментальной “варварской” резьбы постепенно сменились стремлением к ясности и ритмичной расчлененности изображений. Романская скульптура получила особое развитие в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене, около 1106, мастер Вилиджельмо, бронза дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне) , В Тоскане скульптура на фасадах и в интерьерах соборов органически сочеталась с полихромной мраморной инкрустацией; в Риме выделялись работы мраморщиков из семей Космати и Вассаллетти (12—13 вв.) . Во фресковой живописи и в мозаиках 11—12 вв. византийской композиционной схемы нередко сочетались с наивной повествовательностью, грубоватой выразительностью образов (фрески ниж. церкви Сан-Клементе в Риме, около 1100; мозаики соборов в Чефалу, 2-я половина 12 в., Торчелло, 12 - 13 вв., и Сан-Марко в Венеции) . В итальянской иконописи, получившей развитие в 13 в., традиции византийского искусства с характерной для него эмоциональной выразительностью и изысканностью линейного ритма и колорита соединяются со стремлением к живости наглядности и человечности образов (алтарные образы Чимабуэ) . В середине 13 в., гл. обр. в Тоскане, складывается иск-во Проторенессанса. Его родоначальниками в скульптуре были Никколо Пизано (рельефы кафедры пизанского баптистерия) , Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, в живописи—рим. живописец П, Каваллини и флорентиец Джог-то (фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуре) . В алтарной и монументальной живописи Сиены 13-14 веков проторенессансные черты, выраженные в стремлении к жизненной убедительности мира, уживапись с традициями итало-византийского иск-ва и франц. готические миниатюры (Дуччо, Симоне, Мертини, братья Лоренцетти) . В живописи болонских мастеров острая готич. характерность образов сочеталась со смелым введением конкретных жизненных деталей (фрески Кампосанто в Пизе, произведение альтикьеро и аванцо в Падуе) . Готический стиль, лишь частично воспринятый итальянской архитектурой, получил распространение в конце 13-начало 14 вв. Отд. декоративные мотивы готики придают романским по духу гор, постройкам (Палаццо Публико во Флоренции) динамическую остроту и декоративное изящество. Вертикализм архитектуры членений и богатый скульпт. декоративных фасадов готических церквей уравновешивается ясной соразмерность горизонтальных членений (соборы в Сине и Орвието) , спокойной протяженностью просторных интерьеров (церковь Сан-Петронио в Болонье, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции) . Ажурные стрельчатые галереи и узорные завершения окон в сочетании с нарядной полихромией в мраморной облицовке фасада придают светскую праздничность дворцам Венеции. Искусство Возрождения в Италии, ознаменовавшей переломный момент в культурном развитии Европы, переживало яркий расцвет в 15-16 века. В итальянском искусстве этого периода чувственное осознание красоты и поэзии земного бытия сочеталось с поисками научно обоснованных приемов и средств изображения окружающего мира. Изучение и творческое переосмысление традиций античного искусства, а также утверждение гуманистических идеалов времени сыграли исключительную роль в сложении системы художественных взглядов и формального пластичного языка искусства. В архитектуре Раннего Возрождения (15век) , особенно в творчестве Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти по-новому осознанная античная ордерная система (см, Ордера архитектурные) была положена в основу ритмичной и структурной организации зданий. Ясность ордерных членений фасадов, использование портиков и лоджий, внутренних дворов с аркадными галереями создают ощущение лёгкости пространств и свободы (постройки Лучано Лаураны, Микелоццо, Б, Росселлино и др.) . К 15 в, относятся и первые опыты ренессансного градостроительства (анс, г, Пиенца, строился по планам архитектора Росселлино с 1459) . Скульпторы Раннего Возрождения (Л, Гиберти Донателло, Якопо делла Кверча, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа) , в совершенстве овладев искусством объёмно-пространственной моделировки форм и закономерностями структуры человеческого тела, перспективным построением рельефной композиции стремились к воплощению ренессансного идеала совершенной, гармонически развитой личности (портретные бюсты, надгробия, статуи, конные монументы) . Живопись Раннего Возрождения, обладая поэтичной целостностью восприятия мира, развивалась в рамках местных художеств, школ. Жизненная правдивость, ясность и мужественность образов (работы Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, А. Ман-теньи, Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с поэтичной сказочностью и праздничным декоратизмом (Беноццо Гоццоли, К. Кривеллли, Паоло Уччелло) , с утончённой лирической созерцательностью (Фра Анджелико, Филип-по Липпи, Сандро Боттичелли) и подробным сюжетным повествованием, изобилующим бытовыми деталями и картинами повседневного быта (Д, Гирландайо, Джованни Беллини) , стремлением к поэтичному воссозданию величеств, картины мира (Пьеро делла Франческа, В, Карпаччо и др.) , В эпоху Возрождения получили развитие гравюра, медальарное искусство, театр. -декорационное и декоративно-прикладное иск-во. Борьба за утверждение гуманистических идеалов приобретает героический характер в период Высокого Возрождения (кон, 15—1-я четв. 16 вв.) . Ставшее выразителем общенациональных патриотических идей, иск-во этого периода обладало исключительной силой общественного звучания. Для архитектуры Высокого Возрождения характерны поиски совершенной композиции центрич. сооружения (Д. Браманте) , многообразие пространственных решений, ясная пропорциональность архит. членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.) . Для изобразительного иск-ва Высокого Возрождения характерно стремление к созданию классически совершенных, идеально-возвышенных образов, выражающих гуманистическое представление о человеке как центре мироздания. Наличие ярких творческих индивидуальностей придаёт иск-ву этого периода не6бычайную широту и многогранность: психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи, с их тончайшей игрой воздушной светотени, драматизм и героика образов Микеланджело, существуют рядом с возвышенной гармонией произведений Рафаэля, эмоциональной тонкостью и чувственным красочным полнокровием живописи Джорджоне и Тициана. Со 2-й трети 16 в- в период общего кризиса гуманистической культуры Возрождения и наступления феод. реакции развивалось драматич. и субъективно утончённое иск-во маньеризма (живописцы Понтормо, Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) . В период Позднего Возрождения драматического противоречия эпохи с позиций гуманизма осмысливания Тициан, Микеланджело, Якопо Тингоретго; в работах венецианских мастеров усиливалось стремление к раскрытию сложных взаимосвязей человека с природой, обществ. и 6ытовой средой (Паоло Веронезе, Я. Бассано) . В архитектуре Италии 2-й половины 16 в, идеалы Возрождения сохраняются и получают развитие в классич. формах построек А. Палладио; маньеристич. тенденции проявляются в работах Джулио Романо, Дж. Вазари, Интерес архитекторов Позднего Возрождения (Г, АлессИтали Дж, Виньола) к пространств. развитию композиции Аинамич, связи зданий с гор, и ландшафтной средой получил развитие в архитектуре 6арокко. Иск-во барокко формируется в Италии на рубеже 16-17 вв. и переживает расцвет во 2-й трети 17 в. Арх-ре этого времени свойственно стремление к театральности форм, грандиозным масштабам построек, к напряжённой динамич, организации внутр, пространства- Сложные планы зданий и венчающих их куполов, зрительно увеличенных иллюзионистич. живописно-декоративными эффектам и изогнутые криволинейные очертания фасадов, разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической изменчивости форм (постройки Л. Бернини, Ф, Борромини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине) . Барочные принципы оказали влияние на градостроительные ансамбли 17— 18 вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в середине 18 в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли, А. Галилеи и др.) . Изобразительное искусство Итальянской эпохи барокко (17—18 вв.) представляет со6ой сложное переплетение разнообразных тенденций. С конца 16 в. в иск-ве болонской школы были сформулированы формально-отвлеченные принципы академизма. Им противостояло тв-во Караваджо, придававшего сценам реальной жизни пластичную осязаемость и героическую монументальность, способствовавшего становлению реализма в европейских художественных школах 17 в. Расцвет скульптуры барокко в Италии связан с Бернини, произведения которого отличаются стремительной динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием с архитектурой, Крупнейшими мастерами монументальной живописи барокко были Пьетро да Кортона, А. Поццо, Л. Джордано, произведения которых свойственны смелые лерспективные построения и иллюзионистические эффекты. Бытовой живописи 17—18 вв. присущи поэтическая приподнятость и драматичная острота (Д. Фетти, Б. Строцци, Дж. Креспи) . В пейзажах часто проявляется дух романтического бунтарства (С. Роза, А. Маньяско) . Особое место в иск-ве Италии 18 в. занимала венецианская школа, живопись к-рой сохраняла праздничный, жизнеутверждающий характер (росписи Дж. Тьеполо, жанр. композиции Дж. Б. Пьяццетты и П. Лонги) . Здесь получил развитие архитектурный пейзаж, т. н. ведута (Дж. А. Каналетто и Б. Беллотто) . Поэтичные пейзажи Ф. Гварди предвосхищали пленэрные искания живописцев 19 в.. Гравюры Дж. Б. Пиранези отразили усиление классицистических тенденций. В арх-ре Итали начала 19 в. получили развитие принципы классицизма. Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) реконструировались в классицистическом духе. Классицизм в изобразительном искусстве отсталой феодальной Италии был лишён гражданств. пафоса и приобрёл академичный характер (скульптура А. Кановы) . С подъёмом национально-освободительного движения в живописи сложилось романтическое направление (портреты и исторические сцены Ф. Айеса, жанровой композиции братьев Индуно) . В живописи неаполитанских мастеров (т. н. школа Позиллипо) усилились пленэрные искания. В живописи Тосканы 1860-х гг. сложилось реалистическое направление (сцены национально-освободительной борьбы, портре-ты и пейзажи живописцев Т. СиньоринИтали Дж, Фаттори, прозванных маккьяйоли, бытовые сцены С. Леги) . Влияние импрессионизма проявилось в творчестве живописца Дж. Де Ниттиса и скульптора М. Россо. После объединения страны (1870) , усиления развития промышленности развернулось широкое строительство, особенно в промышленных и портовых городах (Турин, Милан, Неаполь) , начались градостроительные работы в Риме. В архитектуре проявились тенденции эклектизма. Разочарование в результатах национально-освободительного движения и недовольство укладом жизни капиталистического общества нашли отражение в направлении веризма, сложившегося в конце 19 в. (скульптор В, Вела) . В искусстве Италии 20 века прогрессивные художественные тенденции прокладывали себе путь в напряжённой борьбе с господствующими офиц. и модернистскими течениями. В арх-ре начала 20 в. сложился стиль “модерн” , с характерными для него причудливостью композиции и вычурностью декора (арх. 3. Базиле и Р. Д' Аронко) . Получила распространение утопическая, но не лишённая, рациональности градостроит. идей “футуристическая архитектура” (архитектура А. Сант-Элиа) . В период фашисткой диктатуры (1922--43) в арх-ре Италии сложился неоклассицизм со свойственными ему чертами ист. стилизаторства и холодной парадностью (М. Пьячентини) . В борьбе с офиц. направлением оформилось течение рационализма (постройки Дж. Микелуччи и Дж. Терраньи) . Использование современных строительных материалов, смелые конструктивные и пространственные решения, инженерная логика и эстетическая выразительность архитектурных форм отличают итальянскую архитектуру 50-70-х гг, (постройки Дж. Понти и П. Л. Нерви в Риме и Милане) . Интересны работы группы БПР, в постройках которой современные архитектурные формы сочетаются с нац. традициями. Современное градостроительные задачи решаются с учётом исторически сложившейся застройки итальянских городов. Обычно новые жилые массивы возникают на их окраинах. Принципы органической архитектуры с присущей ей игрой свободно сопоставленных пластических объёмов часто используются при строительстве частных вилл. В начале 20 в. итальянские живописцы т. н. парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали портреты и ню, в которых выражали своё субъективное, меланхолическое восприятие мира. Представители футуризма, сложившегося в Италии в начале 1910-х гг., стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи (живописец и скульптор У. Боччонни, живописцы К. Карра, Дж. Северини и др.) . В работах мастеров "метафизической живописи" (конца 1910-х-начала 1920-х гг. проявились неоклассические тенденции (натюрморты Дж. Моранди, портреты Ф, Казорати, пейзажи Дж, Де Кирико) . Обращение ряда художников к традициям искусства этрусков и греческой архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись М. Кампильи, скульптура М. Марини) . Монументальные росписи художников группы “Новеченто” (М, Сирони и других) , выражающие идеологию фашизма, сочетали приёмы авангардистских художественных течений с напыщенной риторикой. В конце 20-х—начала 30-х гг. офиц. фаш. направлению в искусстве противостоял ряд художественных группировок (“Римская школа” , “Корренте” и др.) , члены которых призывали к “свободе творчества” , выражая социальный протест в драматически экспрессивных формах (работы Шипионе, Р. Гуттузо) . С конца 40-х гг. достигло расцвета окрепшее в борьбе с фашизмом направление неореализма (живопись и графика Р. Гуттузо, Г, МуккИтали А. Пиццинато, К. Леви, Дж. Мелони, Дж, Дзигаины) , для котрого характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей остротой противоречий, демократизм и героическая приподнятость образов, выразительность художественного языка (Дж- Манцу, 3. Греко) . Реалистическое, направление в иск-ве Италии 60-80-х гг. развивается в условиях напряжённой борьбы с модернистскими течениями (живопись Р. Биролли, Э. Морлотти, М. Реджани, А. Бурри, скульптура А. Виани, П. Консагры и др.) .