Этногенез монголов
 
Взлет монгольского этноса и его быстрое падение, также как и для остальных этнических систем укладывается в приведенную выше схему развития, разве что все процессы здесь проходили чрезвычайно бурно. Рассмотрим подробнее.
Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона.
Опишем состояние к середине XII века на восточной окраине Великой Степи.
На правом берегу Аргуни кочевали татары, носившие косу, подобно своим предкам таганам. Рядом с татарами жили хонкираты - этнос, образованный смешением древних тюркских племен и монголов, большая группа которых распространилась от Керулана до Онона, В центральной части Великой степи, на берегах Толы и окраинах Гоби, жили кераиты, самый, культурный народ среди кочевников, а к западу от них - кайманы, осколок державы кара-китаев (киданий) , уведенных на запад Елюем Даши.
Основная часть этого этноса заняла Джунгарию и Семиречье. Кара китайским гурханам подчинялись ыдыкуты Уйгурии и султаны Средней Азии до Амударьи, за исключением Хорезма. От Алтая до Карпат раскинулась Кыпчакская степь, в ХII вв. отнюдь не напоминавшая пустыню. Реки были многоводны, террасы речных долин покрыты зарослями тальника, на водораздельных массивах не редки были основные боры и рощи ольхи и березы. Сухолюбива~ растительность ковыльных и полынных степей чередовалась с более влаголюбивой - злаковой. С севера эту степь замыкала стена леса, а с юга - целочки оазисов.
Но эти благодатные места потому и были так прекрасны, что население в них было очень редким: там жили куманы, т.е. половцы, потомки западной ветви динлинов - кыпчаков. Прямые потомки динлинов, енисейские кыргызы, продолжали жить в благодатной Минусинской котловине, занимаясь поливны. м земледелием и оседлым скотоводством. Они еще хранили богатое культурное наследие своих предков, но отказались от былой воинственности, толкнувшей их в IХ в. на завоевание просторов Великой степи. Теперь к югу от них расположилось многочисленное монгольское племя ойратов.
На северных склонах Саянских гор жили малочисленные и разобщенные “лесные народы” , среди которых были и угры, родственные обским остякам, и палеоазиаты, близкие к енисейским кетам, и тюрки, и даже, возможно, самодийские реликты, которых можно видеть в загадочных меркитах. От последних остались только осколки” среди телесов, телеутов, киреев, башкир и торгоутов. Уже в ХIV в. потомков меркитов называли монголами, но до покорения они в число монголов не входили.. Их причисляли с равной степенью вероятности к тюркам и к самодийцам; последнее представляется более вероятным, но прямых доказательств нет.
С юго-востока Великую степь ограничивали два могучих государства: цжурчжэньская империя Кинь (Цзинь) и тангутское царство Си-Ся. Южнее лежала китайская империя Сун, потерявшая в войнах с тангутами и чжурчжэнями исконные китайские земли бассейна Хуанхэ и превратившаяся в государство изгнанников, правивших на землях, некогда завоеванных у народов Юго-Восточной Азии, над уцелевшими остатками этих народов. С эгими, подлинными, китайцами монголы до ХIII в. не сталкивались и, по-видимому, даже не знали об их существовании, ибо это не было им интересно. Зато с чжурчжэнями и тангутами все кочевники Великой степи были в очень дурных отношениях. А от былой мощи Тибета не осталось и следа. Каждое племя, каждый монастырь, каждая крепость береглись своих соседей, но анархия не была там “матерью порядка” . Такова была Восточная Азия в середине ХII в., когда монголы вышли на арену истории.
Монголы и татары в начале ХII Северо-восточную часть Монголии примыкающие к ней области Степного Забайкалья делили между собой татары и монголы. По поводу племенного названия “монгол” существуют два мнения:
1. Древнее племя мэн-гу жило в низовьях Амура, но, кроме того, так назывался один из родов татар, обитавший в Восточном Забайкалье. Чингис-хан происходил из забайкальских мэн-гу и, следовательно, принадлежал к числу татар; название же “монгол” , вошедшее в употребление только в ХIII в., произошло от китайских иероглифов “мэн-гу” , что означает “получать древнее” . (Эта гипотеза, принадлежащая акад. В. П. Васильеву, не является общепризнанной.)
2 Племенное название “мэн-гу” (монгол) очень древнего происхождения, но встречается в источниках очень редко, хотя отнюдь не смешивается с “дада” (татарами) . В ХII в., монголы выступили как самостоятельный народ. В 1135 г., когда чжурчжэньские войска дошли до Янцзы и громили китайскую империю Сун, монголы разбили чжурчжэньскую армию и после двадцатилетней войны добились уступки им прав на земли севернее р. Керулен и уплаты ежегодной дани скотом и зерном. Вождем монголов был Хабул-хан, прадед Тэмуджина. Это, наиболее доказательное, мнение высказано Г. Е. Грумм-Гржимайло.
Южные соседи монголов, татары, были многочисленнее и не менее воинственны. Между монголами и татарами постоянно возникали войны, но в середине ХII в. монголы добились перевеса в силах. Тот антропологический тип, который мы называем монголоидным, был свойствен именно татарам, как и язык, который мы называем монгольским. Древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и находкам фресок в Маньчжурии, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик их потомки обрели путем смешанных браков с окружавшими их многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами, которых соседи собирательно называли татарами. Для понимания истории монголов следует твердо запомнить, что в Центральной Азии этническое название имеет двойной смысл: 1) непосредственное наименование этнической группы (племени или народа) 2) собирательное для группы племен, составляющих определенный культурный или политический комплекс, даже если входящие в него племена разного происхождения.
Это отметил еще Рашид-ад-Дин: “Многие роды поставляли величие и достоинство в том, что относили себя к татарам и стали известны под их именем, подобно тому как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена, которые имели каждое свое определенное имя, называли себя монголами из желания перенести на себя славу последних; потомки же этихродов возомнили себя издревле носящими это имя, чего в действительности не было” .
Исходя из собирательного значения термина “татар” , средневековые историки рассматривали монголов как часть татар, так как до ХII в. гегемония среди племен Восточной Монголии принадлежала именно последним. В ХIII в. татар стали рассматривать как часть монголов в том же широком смысле слова, причем название “татар” в Азии исчезло, зато так стали называть себя поволжские тюрки, подданные Золотой Орды. В начале ХIII в. названия “татар” и “монгол” были синонимами потому, что, во-первых, название “татар” было привычно и общеизвестно, а слово “монгол” ново, а во-вторых, потому, что многочисленные татары (в узком смысле слова) составляли передовые отряды монгольского войска, так как их не жалели и ставили в самые опасные места. Там сталкивались с ними их противники и путались в названиях: например, армянские историки называли их мунгаптатарами, а новгородский летописец в 6742 (1234) г. пишет: “Том же лете, по грехам нашим придоша языци незнаеми, их же добре никто не весть: кто суть и откеле изыдоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их: а зовут я татары...” Это была монгольская армия.
Средневековые историки делили восточные кочевые народы на “белых” , “черных” и “диких” татар.
“Белыми” татарами назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби и несшие в империи Кинь (чжурчжэньской) пограничную службу. Большую часть их составляли тюркоязычные онгуты и монголоязычные кидани. Они одевались в шелковые одежды, ели из фарфоровой и серебряной посуды, имели наследственных вождей, обучавшихся китайской грамоте и конфуцианской философии.
“Черные” татары, в том числе кераиты и найманы, жили в Степи, вдали от культурных центров. Кочевое скотоводство обеспечивало им достаток, но не роскошь, а подчинение “природным ханам” - независимость, но не безопасность. Постоянная война в Степи вынуждала “черных” татар жить кучно, огораживаясь на ночь кольцом из телег (курень) , вокруг которых выставлялась стража. Однако “черные” татары презирали и жалели “белых” потому что те за шелковые тряпки продали свою свободу чужеземцам и покупали плоды цивилизации унизительным, на их взгляд, рабством.
“Дикие” татары Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей: они не знали даже ханской власти и управлялись старейшинами - бики, власть которых была основана на авторитете. Их постоянно подстерегали голод и нужда, но они соболезновали “черным” татарам, вынужденным ухаживать за стадами, слушаться ханов и считаться с многочисленными родственниками.
Монголы жили на границе между “черными” и “дикими” татарами как переходное звено между ними Пассионарный толчек.
В ХII в. произошел новый взрыв этногенеза. Чжурчжэни, обитавшие на равнине Уссури и Сунгари, в 1115 г. восстали против киданей и к 1125 г. сокрушили империю Ляо. Культурные кидани подчинились победителям. А отсталые, т.е. необразованные, но не утратившие степной д