Биоэтика Игорь Котяхов 1996 МГАХМ Философия Автор мой друг Изготовлено в Б-205 СОДЕРЖАНИЕ 1. Этика жизни или биоэтика. .............................. 2 2. Этика жизни и традиции русской философии. ............. 3 3. Биоэтика и традиции современной американской культуры. 7 4. Модели моральной медицины в современном американском обще- стве. 4.1. Модель технического типа. ........................... 9 4.2. Модель сакрального типа. ............................ 9 4.3. Модель коллегиального типа. ......................... 11 4.4. Модель контрактного типа. ........................... 11 5. Принцип информированного согласия. .................... 12 6. Биоэтика и психиатрия. ................................ 15
- 2 - БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обус- ловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека ( в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием но- вых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования. Этика жизни или БИОЭТИКА. Формирование биоэтики обусловлено прежде всего теми грандиозными изменениями,которые произошли в технологическом перевооружении совре- менной медицины,кардинальными сдвигами в медикоклинической практи- ке,которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии,трансплан- тации органов,биотехнологии,поддержании жизни пациента.Все эти процес- сы обострили моральные проблемы,встающие перед врачом,перед родствен- никами больных,перед медперсоналом.Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека?Допустима ли эвтана- зия?С какого момента следует считать наступление смерти?С какого мо- мента зародыш можно считать живым существом?Допустимы ли аборты?Или аборты есть убийство живых существ?Таковы лишь некоторые из тех вопро- сов,которые встают перед врачом,а также и перед широкой обществен- ностью в условиях невиданного оснащения современной медицины. БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного ха- рактера сформировалось в кон. 60-х -- нач.70-х гг.Термин "БИОЭТИ- КА" предложен В.Р.Поттером в 1969 г.Трактовка ее разнородна.Прежде всего биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой,ограни- чив ее содержание этическими проблемами отношений "врач -- паци- ент".Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологи- ческих,социальных проблем и проблем,связанных с системами здравоохра- нения и с отношением человека к животным и растениям.Кроме того ,тер- мин"биоэтика" указывает на то,что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в те- рапии или нет.Иными словами,биоэтика ориентируется на достижения сов- ременной биологии при обосновании или решении моральных коллизий,воз- никающих в ходе научных исследований.
- 3 - Этика жизни и традиции русской философии. Русскую этическую мысль можно назвать э т и к о й ж и з н и. Для нее характерно прежде всего осознание самоценности жизни,нравственное ос- вещение жизни как фундаментальной ценности,наполненной духовным смыс- лом.Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных фило- софских концепциях. Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов , как Н.Ф.Федоров, Ф.М.Достоевский,В.С.Соловьев,Н.А. Бердяев, С.А.Булгаков, С.Л.Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства,прежде всего православия,понимаемого отнюдь не догматически.Здесь обсуждаются многие проблемы теоретической этики -- жизнь и смерть,история,место человека в космосе.Идеи правос- лавия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений русских философов -- от космизма этики всеединства В.С.Соловьева до философской антропологии Н.А.Бердяева,от проекта Н.Ф.Федорова воск- решения отцов и победе над смертью до христианского социализма С.Бул- гакова.Как мы видим,идеи православия послужили истоком различных фило- софско-этических концепций. Этика составляла ядро русской религиозной философии.Даже экономи- ческие и социологические построения,осуществленные,например,С.Булгако- вым и С.Л.Франком,основывались на фундаментальных нравственных принци- пах этики солидарности.Более того,в русской философии была предложена концепция этической гносеологии,т.е. гносеологии,включающей в себя этические регулятивы. Этические концепции,развитые в русской религиозной философии,не смогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики.Они лишь задавали ведущий вектор отношения человека к миру,к жизни,к окружающей природе. В отечественной философской мысли существует и другое направле- ние,которое можно охарактеризовать как этику жизни.Это--" живая эти- ка",развитая рядом представителей буддистской мысли.Наиболее известным представителем этого направления является Н.К.Рерих--создатель так называемой "Живой этики".Согласно Н.К.Рериху,наша планета вступила в эпоху Огня,где возрастает роль психических энергий и вообще космичес- ких энергий.Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы.Это была этика взаимной солидарности,милосердия
- 4 - и справедливости,основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Менее известно то,что К.Е.Циолковский также связывал свою "косми- ческую этику" с буддизмом.В ряде своих работ он развивал философию панпсихизма,которая исходит из идеи одушевленности Вселенной,допущения бессмертия духовных атомов,блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы. Существовало в России и третье направление в этике жизни,которое было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям,трпебующим морального выбора.Это направление можно назвать натуралистическим,поскольку оно ориентируется на естественные науки,на биологию прежде всего,хотя и указывает на ограниченность существующих в естествознании теорий.Представителей этого направления объединяет стремленеие осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обос- новать этику из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в нач. ХХ в. был Н.А.Умов--выдающийся русский физик.Он развивает комплекс идей,обосновывающих этику жизни,исходя из того,что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских по- нятий и методов.Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийнос- ти.Умов утверждает,что человеку не присуща "нестройность" неорганизо- ванной природы:"Прирожденные нам стройности заключают уже в себе эле- менты этики.Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ,природа которых была бы образована из нестройностей".Он наста- ивает на том,что основная цель этики--в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь приро- ды,в превращении хаотических сил природы в организованные,"строй- ные".Он выдвигает новую заповедь новой этики:"Твори и созидай на основе научного знания".Этические идеалы должны быть выведены из жизни,из первичных форм стройностей,существующих в органической жизни и разви- вающихся до высшей формы--этических идеалов добра и любви.Тем самым Н.А.Умов задает новый ориентир этике--ориентир борьбы с силами хао- са,беспорядка во имя утверждения жизни."Величественная задача гения человечества--охранение,утверждение жизни на земле". В это же самое время П.А.Кропоткин разрабатывает этику альтруиз- ма,которая,по его словам,представляет собой новую реалистическую науку о нравственности,освобожденную от религиозного догматизма,суеверий и метафизической мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувс-
- 5 - твами и светлыми надеждами,внушаемыми нам современными знаниями о че- ловеке и его истории.Наука должна дать основы этики.Принимая за науч- ное обоснование этики теорию Дарвина,Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбы за существование.Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи:"Взаимная помощь-- важнейший фактор эволюции".В своих ра- ботах Кропоткин уделяет много внимания описанию различных форм взаимо- помощи в животнм мире для того,чтобы показать--этические нормы укоре- нены в природном мире,истоки альтруизма--в инсинкте взаимопомощи и об- щительности,присущих уже животным.Этика обретает сциентистское обосно- вание.В то же время Кропоткин развивает этику анархизма:"Мы признаем полнейшую свободу личности.Мы хотим полпоты и цельности ее существова- ния,свободного развития всех ее способностей.Мы не хотим ничего ей на- вязывать..." За обществом отрицается право наказания отдельных его членов,тем самым свобода подменяется своеволием человека.Но если исхо- дить из интересов общества,то это неумолимо приводит к отрицанию само- ценности личности,ее свободы и нравственного выбора.При ближайшем рассмотрении этическое учение П.А.Кропоткина раскололось на два уче- ния,нестыкующихся друг с другом. В 1903 г. В.Вересаев писал:"Как это ни печально,но нужно сознать- ся,что у нашей науки до сих пор