РЕФЕРАТ "РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КИЕВСКОЙ РУСИ" ОДЕССА-2000 ПЛАН : 1. Введение ......................................... 1 2. Истоки православия. ............................... 1 3. “Фотиево крещение” росов. ......................... 4 4. Православие - государственная религия Киевской Руси.. . 8 5. Заключение. ...................................... 10 6. Список использованной литературы. ................. 11 1. Духовный и моральный облик нации - сила любого государства. Христианство и является той силой, которая поможет Украине в возрождении духовного состояния его народа. Вся история украинского народа неразрывно связана с христианством. Многие века Украина хранила верность и почтение к Православной вере. И эта Великая вера в свою очередь помогала как самому народу, так многим его лидерам. Так Даниле Галицкому христианство значительно помогло в борьбе против монголо-татарского нашествия; с оружием в руках защищал украинский народ Православие в годы польского владычества и католической экспансии. Православие всегда оказывало огромное влияние на формирование и развитие государственности, политико-правовых идей, общественного строя. Но эти два института имеют разные задачи. Главная задача Церкви - заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе Иисуса Христа, о приближении их к Христу, о единении их с Христом. Государство должно заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать права и свободы граждан, следить за тем, что бы всем людям были обеспечены равные права и обязанности, чтобы все были равны перед законом, заботиться о материальном благосостоянии граждан. Церковь и государство отличаются объемом своей деятельности. Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также существует различие в способах влияния на население. Государство часто применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять насилие, должна действовать только путем убеждения и примера. Однако, не смотря на значительные различия. Церковь и государство на протяжении всей истории Украины всегда существовали взоимосвязанно. 2. Как средневековое грекоязычное государство Византии начала свою историю в 5 в. н. э., после разделения Римской империи. Восточная Римская империя была названа византийской только в трудах западноевропейских гуманистов в 16 веке, т. е. уже после падения Константинополя и взятия его турками в 1453 году, после гибели самой империи. Жители Константинополя именовали себя ромеями, приемниками древнеримской государственности. Обосновывали это тем, что Римская империя не просто исчезла, а уступила свое место Византии и преобразовалась в последнюю. Византийцы называли свою государственность “ромейской”, т. е. римской, так как это была единая и непрерывная традиция государственности. Период Византийской империи конца 1Х-середины XII века был временем наивысшего расцвета империи и полного воплощения того сложнейшего духовно-исторического образования, которое получило условное обозначение “византизма”. Этот термин употреблялся как правило, для обозначения всей совокупности политических, этнографических, культурных, церковных особенностей восточной греко-римской империи. Важнейшей особенностью византизма была высокоразвитая государственность, которая строилась на идеи абсолютной авторитарности. В религиозной жизни византизм характеризовался теснейшим союзом государства и церкви. Императоры из династий Македонских, Комнинов и Палеологов, обладали большим багажом богословецких познаний, хорошо разбирались в религиозно-филосовских проблемах. Формально византийская церковь по своим законам и канонам была свободной и независимой, право церкви на самостоятельность не отрицалось императорами и законами империи. Особенностями византийской культуры выделяется Православная форма византийского христианства, это говорит о том, что до разделения христианской церкви на западную и восточную в недрах религиозно-общественной жизни византийской империи родились и получили развитие, были сформулированы основные принципы и положения Православного учения. С второй половины 9 века в Византии наступил период политической и религиозной стабилизации. Византийский император Василий 1 выступил за более тесные связи с странами славянского региона. Во время его правления относится миссионерская деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия. Очень тесными были внешне политические контакты Византии с Болгарией. К концу 8-начала 9 века, мощь Болгарского царства насколько возросла, что стала представлять реальную угрозу Византии. Походы византийских императоров Константина 6 и Никифора 1 на Болгарию успеха не принесли, а поход 811 года закончился разгромом византийского войска, и гибелью императора. В 812 году болгарский хан Крум разбил войска императора Михаила 1 под Андианополем, и подступил к стенам Константинополя.3 Распространяться в Болгарии христианство начало именно во время правления Крума. Официальный статус христианство получило в Болгарии после крещения князя Бориса и его ближайшего окружения, что имело место приблизительно в 846-865 годах. Исторические источники свидетельствуют о значительной активизации внешнеполитической деятельности Киевской Руси в начале 10 века, что не могло не привести к тесным политическим, экономическим и религиозным контактам с христианскими Византией и Болгарией. Киевская Русь была вовлечена в контакты с Византией по двойной причине. Первая - молодое, крепнущее государство с раннефеодальной структурой социальной организации совершало военные набеги на богатого соседа. Второе- Киевская Русь была вовлечена Византией в ее внешнеполитическую деятельность в качестве соседа и партнера. Русско-византийские контакты стали проявляться после официального принятия христианства в качестве государственной религии Киевской Руси. Уже в 989 году, киевский князь Владимир посылает в помощь Константинополю военный отряд. В 1016 году, император Василий 2 после разгрома болгар предоставил третью часть союзной Руси. Неудачная война с Византией, о которой летописец упоминает под 6551 (1043) года, привела к тому, что при сыне князя Владимира – Ярославе с 1019 года киевским митрополитом впервые был поставлен русский священник Илларион. Его деятельность как киевского митрополита длилась недолго (1051-1054), после него на митрополичьей кафедре вновь была восстановлена греческая иерархия (второй русский митрополит Климент Смолятич появился лишь в 12 веке). Большое влияние на распространение Киевской Руси оказала Болгария. Крещение Болгарии" предшествовало принятию христианства как государственной религии Русью и по этому соседнее славянское государство могло служить наглядным примером, иллюстрирующим последствия этого важного и ответстъеннопг шага. При этом развитие древнеболгарской письменности основанной на древпеславяпской азбуке - кириллице, можно считать важнейшей основой общности двух народов. Такие памятники болгарской письменности как “Сказание о письменах” черноризца Храбра, “Шестоднев” Иоанна Экзарха Болгарского, отмечают несомненный факт значимости культуры для культуры Киевской Руси памятников болгарской письменности имевшие хождения в Киевской Руси, а позже в Московском государстве. Таким образом, основной причиной обращения Киевской Руси к культуре Византии было то, что Византийская империя 11-10 веков, была передовой страной средневекового мира, способной дать высокие образцы культуры и государственности. Следовательно, Византия и Болгария сыграли важную роль в христианизации и культурном развитии Киевской Руси: первая как источник высокоразвитой христианизированной греческой культуры, вторая как связывающее звено, особо эффективное благодаря славянской языковой общности. 3. Говоря о духовном смысле и значении принятия Киевской Русью Православия в качестве государственной религии нельзя не обратиться к первому массовому крещению словяно-росов, связанному с именем святителя Фотия, Патриарха Константинопольского и получившему название “Фотиево крещение Руси”. В июне 860 года, царствовавший в Византии император Михаил 3 отправился в поход против сарацин, у стен Константинополя внезапно появились корабли “свирепого варварского народа рос”. Не встретив сопротивления, росы высадились на берег залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности, начали осадочные работы под стенами города. Положение византийской столицы было критическим. Император Михаил извещенный константинопольским епархом о случившемся. Не до оценил размеры опасности, и возвратился в столицу без войска. 18 июля 860 года, Блаженный патриарх Фотий обойдя во главе крестного хода стены осажденного города приблизился к морю и опустил в волны край ризы Божьей Матери, взятой в Влахернской церкви. Поднялась буря. Флот росов стал терпеть бедствие, многие ладьи были разбиты о скалы, многие опрокинулись и потонули. Это великое чудо заставило росов снять осаду с города и отступить. После чего росы прислали в Константинополь