О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ СУИЦИДОВ
В ряду актуальных проблем суицидологии одно из ведущих мест занимает вопрос о психологическом смысле суицида. В отличие от внешних обстоятельств, обусловливающих суицид (т.е. мотивов суицида, анализ которых позволяет дать ответ на вопрос "почему?"), анализ психологического смысла суицида дает ответ на вопрос "для чего?".
В философской литературе самоубийство традиционно трактуется прежде всего как свободное решение воли. Все медицинские определения "самоубийства" и "покушения" создают впечатление, что смерть - сознательная цель индивидуума. Между тем ведущие суицидологи полагают, что самоубийство и покушение представляют собой два принципиально различных рода действий, т.е. завершенный суицид - это не просто преувеличенная форма суицидальной попытки, а попытка самоубийства, как правило, не аналог лишь случайно неудавшегося самоубийства. Если при завершенном суициде агрессия направлена против собственного "Я", то при покушении она изменяет точку приложения и направлена в основном вовне, что обусловливает конечную цель покушения - апелляцию к необходимости человечных отношений. В этом - особый его социальный эффект. Различие феноменов завершенного суицида и покушения подтверждает и тот факт, что если в контингенте завершенных суицидов преобладают психически больные, то среди пациентов с суицидальными попытками превалируют лица с пограничными расстройствами, а также здоровые в психическом отношении люди с ситуационными реакциями в момент совершения попытки.
При рассмотрении психологического смысла незавершенных суицидов важнейшую роль играет проблема определения желания суицидентами собственной смерти. В литературе имеются указания, что, несмотря на заявления немалой части суицидентов о своем желании умереть в момент совершения попытки, истинное стремление к смерти у них отсутствует. В теоретических исследованиях А.Г. Амбрумовой и ее сотрудников также показано, что конечная цель попытки самоубийства (смерть) и ее психологический смысл не всегда совпадают. Были выделены различные типы психологического смысла суицида, каждый из которых в большей или меньшей степени не соответствует подразумеваемой конечной цели аутоагрессивных действий.
Задачей нашего исследования явилось изучение психологического смысла суицидальных попыток (включая анализ соотношения понятий "попытка самоубийства" и "смерть" для суицидентов) путем анализа самоотчета пациентов, не страдающих психическими заболеваниями. Цель работы - уточнение механизмов суицидального поведения и конкретизация методов вторичной профилактики суицидов.
Были исследованы 85 женщин, совершивших попытку самоубийства путем отравления, с диагнозом "острая аффективная суицидальная реакция". Основным методом исследования был клинико-анамнестический метод с подробным анализом самоотчетов суицидентов о динамике конфликтной ситуации, формирования и состояния пресуицида. Применялся опросник психологического смысла суицида, составленный на основе классификаций В.А. Тихоненко и Полдингера, Хола. Сюда вошли: "призыв" (известный в мировой литературе как "крик о помощи", где основным смыслом является привлечение к себе окружающих); "протест" (активная реакция против сложившейся ситуации); "парасуицидальная пауза" (необходимость дать себе хотя бы короткий отдых в ситуации конфликта); "избежание страдания" (необходимость "выключения" из невыносимой ситуации); "самонаказание" (стремление к наказанию себя как виновного в создавшемся положении); "отказ" (желание умереть, прекратить существование). В опроснике каждый из шести мотивов раскрывался несколькими вариантами в доступной пациентам форме.
Исследуемые были разделены на три группы в зависимости от типа суицида - истинного, аффективного или демонстративного.
Первую группу лиц с так называемыми истинными суицидами составили 24 человека (28%). Это были обдуманные суициды с длительным и постепенным формированием пресуицида. Эта группа суицидентов была наиболее молодой (18-35 лет); большинство пациенток были разведены или никогда не состояли в браке. Мотивом суицида в подавляющем большинстве случаев (79%) были конфликты любовного плана, у прочих - конфликты с родителями, одиночество, отсутствие жилплощади. Психотравмирующие ситуации отличались продолжительностью (в среднем 1,5 года).
Пресуицидальный период - период от возникновения первых суицидальных переживаний до их реализации - был пролонгированным - от одной недели до семи месяцев (в среднем 2,5 месяца). У многих пациентов неотчетливые суицидальные переживания мелькали за год-полтора до попытки. Пресуицид в рассматриваемой группе проходил в своем развитии все стадии от недифференцированной почвы и пассивных мыслей через формирование замыслов к появлению суицидальных намерений. Так называемая недифференцированная почва (когда пациентом предположительно констатируется для себя отсутствие желания жить, еще не равнозначное, однако, желанию не жить) присутствовала у всех пациентов. Чаще это были возникающие в просоночном состоянии мысли: "Зачем я проснулась?", "Мне так плохо, что у меня нет сил жить", "Почему люди так боятся умирать?". У других в течение дня "всплывают" переживания: "Я не смогу так жить" (в случае расставания с возлюбленным). При этом мысли о смерти имеют налет теоретизирования, а мыслей о самоубийстве никогда не возникает.
Таким образом, на стадии недифференцированной почвы пациенты ощущают субъективную невыносимость существования в сложившихся условиях, но в их сознании еще не перекинут "мостик" к мысли о возможности добровольной смерти. На следующем этапе уже допускается мысль о конкретной возможности смерти или суицида. Это этап внутренней готовности к суициду, наступающий за несколько дней-недель до суицида. У пациентов формируются парасуицидальные тенденции с активными фантазиями о собственной смерти, но не о самоубийстве: "Хорошо бы под машину попасть", "Просто очень хотелось, чтобы что-то со мной случилось". Другой вариант - это допущение возможности "что-нибудь с собой сделать": "Допускала, что могу к этому прийти", "Иногда с шуточкой думала об этой возможности".
В период недифференцированной почвы и пассивных суицидальных мыслей параллельно присутствует надежда на изменение ситуации, в связи с чем суицидальные тенденции непостоянны: периодически они "отступают", что коррелирует с динамикой ситуации, а также с интенсивностью событий в жизни суицидента - в период большой интенсивности событий (независимо от того, позитивные они или негативные) суицидальные тенденции как бы уходят из сознания. На этих этапах пресуицида иногда имеются суицидальные высказывания.
Далее наступает период суицидальных замыслов с обдумыванием способа суицида, нередко сомнениями в необходимости попытки и страхом перед нею. У большинства пациентов I группы он длился от получаса до трех часов, реже составлял один-три дня. Затем возникают суицидальные намерения с непосредственным побуждением к действию.
Состояние непосредственно перед суицидом характеризовалось широким спектром "депрессивных" переживаний (не в клиническом, а в психологическом их понимании): ощущением невыносимости ситуации, душевной боли, безвыходности, ненужности, а также чувством усталости ("Я в какой-то яме, из которой не выбраться никогда", "Ни на что нет сил. Пустота. Чувство краха", "Во всем мире нет человека, которому я по-настоящему нужна").
Формированию суицидальных намерений в 88% случаев предшествовал конкретный повод; чаще всего это был окончательный разрыв с любимым человеком. Суицид являлся итоговым выражением чувств пациента о невозможности существования в данной ситуации. Суицидальная попытка совершалась в одиночестве, используемые средства не были первыми попавшимися под руку, их вид и доза обусловлены имеющейся у пациента информацией о токсичности данного средства. Соматически суицид был среднетяжелым в 75% случаев. Легкие суициды были обусловлены случайным стечением обстоятельств.
Анализ психологического смысла аутоагрессивных действий пациентов при принятии ими решения о самоубийстве выявил комплекс составляющих, не совпадающих, однако, с конечной целью суицида (смертью): желание хоть как-то ослабить напряжение с ощущением невыносимой душевной боли; стремление уйти, устраниться из ситуации, отдохнуть; желание выразить активный протест против сложившегося положения; желание отомстить любимому человеку и всему миру за свою боль. То есть психологический смысл суицида, как правило, сложный, неоднозначный, с превалированием "избежания страдания" и "парасуицидальной паузы", элементами "протеста" и в меньшей степени "обращения". "Избежание страдания" наиболее ярко выступает у пациентов I группы: человеку настолько плохо, что более всего он хочет ослабить душевную боль, страдание. Пациенты говорят об этом одними и теми же словами: "Думала - мне так плохо, мне невыносимо, а будет так хорошо и спокойно, все прекратится", "Я засну - и мне будет так хорошо...". При этом парадоксальность ситуации состоит в том, что мысли о смерти как таковой полностью отсутствуют. Пациенты говорят: "Умереть не хотела", "Ну, конкретно о самой смерти не думала, но жить так - не хотела". Пациенты употребляют слово "смерть" лишь в ответ на конкретные вопросы. Произвольно они вообще не думают и не говорят о смерти, употребляя выражения "заснуть", "что-нибудь с собой сделать". Суицид воспринимается как нечто умиротворяющее. 29% пациентов, однако, вербально констатируют желание умереть в момент суицидальных действий. Часть из них - это пациенты с низким образовательным уровнем, не обладающие способностью к тонкой нюансировке своих переживаний и обозначающие свои чувства как желание смерти потому, что просто не могут найти более точных слов для описания своего сложного состояния. Понятие "смерть" является для них лишь привычным из жизни и литературы следствием понятия "самоубийство". Небольшая часть суицидентов все же говорит именно о желании смерти, т.е. смысл деятельности и ее цель на первый взгляд совпадают. В суицидологии существует мнение, что тот суицидент, который действительно хочет умереть, достигает своей цели. Наши пациенты с "истинным" желанием умереть остались живы. При анализе самоотчетов этих лиц обращает на себя внимание та же неоднозначность психологического смысла суицида. Наряду с желанием умереть здесь также имеется "избежание страдания", "парасуицидальная пауза", а иногда и "обращение". Вот как описывает свое состояние непосредственно перед попыткой пациентка с желанием умереть и тяжелым суицидом: "Все обдумала. Хотела умереть. Ребенка воспитает свекровь. Пусть они здесь без меня... Пусть он (муж) узнает, как без меня... Надоело все... Засну, а они пусть как хотят... Хотела, чтобы ничего не было. Именно о смерти - не думала. Просто думала, что все кончится". Таким образом, вначале вербально декларируется "истинное" желание смерти, однако в динамике самоанализа пациентами раскрывается многозначность психологического смысла их действий.
Пациенты с "истинным" желанием умереть нередко констатируют, что, если бы прошло какое-то время или кто-либо помешал им, суицида не было бы. Иногда, напротив, незначительный повод является решающим в принятии окончательного решения. Так, пациентка свидетельствует: "Решила умереть. Растворила таблетки. Тут заплакал ребенок. Подумала: господи, зачем я это делаю? Уже были сомнения. Вошла бабушка (отношения с которой были резко конфликтными) и спросила: Ты помнишь, что завтра твоя очередь убирать квартиру? И тут уже стало все равно, и выпила таблетки. Если бы бабушка не вошла, наверное, не решилась бы...".
Суицидентам с "истинным" желанием умереть свойственны также фантазии о реакции близких на их смерть ("Все будут жалеть, что так обращались со мной, а мне будет так хорошо..."). При этом суициденты как бы готовятся наблюдать за внешним миром после своей смерти, не допуская реального окончания своего существования. После приема препаратов пациентов иногда охватывает сильный страх, и они, не рассказывая о самом суициде, идут к людям - чаще всего чужим. "Желание умереть" сопровождается часто потерей уверенности в летальном исходе: "Хотела умереть и в то же время краем сознания надеялась, что останусь жить".
Таким образом, истинное желание умереть в группе "истинных" суицидов отсутствует. Говоря об истинности их суицидальных действий, необходимо подчеркнуть отсутствие у суицидентов желания жить в условиях психотравмирующей ситуации, что, однако, всегда прямо коррелирует с динамикой ситуации. В отличие от пациентов с эндогенными депрессиями в случае изменения ситуации к лучшему или даже появлением надежды на такое изменение тот же час к пациентам возвращается желание жить.
49 человек (58%) вошли во вторую, наиболее многочисленную группу с аффективными суицидальными попытками, под которыми понимались аутоагрессивные действия с коротким пресуицидом, когда решение о самоубийстве принималось непосредственно и не было обдуманным, однако суицидальные действия не носили демонстративного характера. Возраст пациенток - от 19 до 45 лет; 56% не имели семьи, остальные были замужем. Мотивом суицида были в основном любовные или супружеские отношения, реже одиночество, жилищные проблемы.
Пресуицид во II группе был коротким: в 55% случаев суицидальное решение возникало на высоте аффекта, мгновенно, период принятия решения был максимально "свернут", практически отсутствовал, мысль о суициде зарождалась внезапно для самих пациентов. У других (33%) имелся короткий период переработки как бы внезапно пришедшего решения. Выбиралось чаще первое попавшееся под руку средство, которое могло повлечь за собой как соматически легкие (49%), так и, напротив, среднетяжелые (51%) суициды. Соматическая тяжесть суицидов была обусловлена здесь кроме прочего тяжестью психического состояния пациентов в пресуициде и большой силой аффективного напряжения, которое приводило в момент суицида к ослаблению сознания пациента. Более длительный пресуицид (от суток до месяца) наблюдался в 12% случаев. Однако это был лишь короткий период недифференцированной почвы и затем пассивных суицидальных мыслей ("Закралась смутная мысль"), которые вскоре полностью исчезали вплоть до момента попытки.
Эмоциональное состояние непосредственно перед попыткой по сравнению с пациентами I группы характеризовалось более широким спектром: это были ощущение душевной боли, невыносимость ситуации, возбуждение, страх, а также необходимость близких духовных контактов. Таким образом, пациенты испытывают амбивалентные чувства по отношению к суицидальному акту - они хотят избавиться от ситуации и в то же время страшатся суицида: вместе с тем их действия в большей степени являются призывом, "криком о помощи". Суицидальным попыткам не всегда предшествовал конкретный повод; в 40% случаев аутоагрессивные действия совершались в ответ на обострившееся субъективно-негативное восприятие сложившейся ситуации, на размышления о своем положении, которое пациенты оценивали в тот момент как "невыносимое". Поводом являлись как события, бывшие в глазах пациента показателем краха их жизни, так и обыкновенные ссоры со значимым лицом. Суицид, за редким исключением, совершался в одиночестве, что свидетельствует о невыраженности демонстративного компонента в группе аффективных суицидов.
Анализ психологического смысла суицида выявил, что, как и в I группе, он неоднозначен. Здесь преобладали "протест" и "избежание страдания", почти всегда присутствовал элемент "обращения"; "парасуицидальная пауза" менее характерна. В самоотчетах наряду с высказываниями об ощущении душевной боли, о невыносимости ситуации, жалости к себе и желании дать возможность близким почувствовать свою боль превалировало состояние возбуждения с мыслями: "Надо что-то сделать", "Что мне делать - куда идти, бежать?", когда на фоне кульминации возбуждения появляется стремление к аутоагрессивным действиям скорее как способу снятия напряжения. Психологически такие суициды чаще всего имеют смысл "протеста" против сложившейся ситуации. Вместе с тем, как и пациенты I группы, суициденты говорят: "Поскорее бы все это мучение кончилось, прошло", "Мне настолько плохо, что я не хочу просыпаться". Многие пациенты приводят характерную формулировку: "Я так устала, мне так плохо, а будет так хорошо и спокойно".
Представляет интерес тот факт, что при описании своих чувств в пресуициде различные пациенты с ситуационными реакциями нередко повторяют совершенно одинаковые формулировки независимо от принадлежности суицидальных действий к тому или иному типу. В 56% случаев в психологическом смысле суицида во II группе присутствовал элемент "обращения". Необходимо отметить, что "обращение" далеко не всегда подразумевает демонстративность суицида. Нередко суициды с элементом "обращения" осуществлялись на фоне выраженного аффективного напряжения, в одиночестве, были достаточно тяжелы соматически, иногда комбинированными по способу (отравление в сочетании с порезом предплечья). "Обращение" могло соседствовать даже с элементами "желания умереть": "Невыносимо было так больше жить. И показалось - или уж я умру, или, если останусь жива, он поймет, как я его люблю, и у нас снова все будет хорошо".
В группе аффективных суицидов в еще большей степени, чем в группе так называемых истинных суицидов, наблюдается рассогласование конечной цели суицида (смерти) и его психологического смысла. "Желание умереть" звучит реже (14%), оно более кратковременно, поверхностно, носит скорее формально констатирующий характер и так же, как в I группе, не всегда является истинным. Так, о последствиях своих действий пациенты обычно не думают ("Что будет, то будет, не думала об этом"); мысли о смерти носят пассивный характер ("Жить невмоготу") или они противоречивы (пациентка думает: "Меня сегодня не будет", в то же время: "Я просто немного отдохну"). Чувства и размышления суицидентов настолько неоднозначны, что при их анализе мы постоянно сталкиваемся с внешне логическими несоответствиями. Несмотря на вербальное желание умереть, почти все пациенты отмечают, что, если бы прошло еще некоторое время, или пришел кто-то из близких, или не попались на глаза таблетки, суицида не было бы. Пациенты с "желанием умереть" чаще, чем в I группе, сразу же после приема препаратов, испугавшись ("Стало очень страшно и жаль жизни"), сообщали о суициде своим близким.
Третью, наиболее малочисленную группу составили 12 человек (14%) с демонстративными суицидальными попытками, когда в психологическом смысле суицида компонент "обращения" являлся решающим и основной целью суицидента было воздействие на отношения значимых лиц. По возрасту пациенты этой группы старше (от 20 до 47 лет); мотив суицида в 71% случаев - это конфликт с мужем, а в остальных - угроза разрыва с женихом накануне свадьбы или конфликт на работе - в отличие от предыдущих групп, где психотравмы чаще касались любовных отношений с партнером. То есть демонстративный суицид имеет конкретный адрес в лице, связанном с пациентом не только неформальными, но и какими-либо юридическими отношениями и как бы несвободного от суицидента. Продолжительность конфликта была небольшой - от одного дня до одного года (в среднем пять месяцев).
Пресуицид был коротким - от нескольких минут до часа (лишь у одного человека - один день). Во многих случаях имелись сомнения в целесообразности аутоагрессивных действий. Им всегда предшествовал конкретный повод, чаще в виде каких-либо обидных слов, сказанных в адрес пациента. Суициды не носили соматически тяжелого характера, лишь 25% попыток квалифицировались как отравления средней тяжести. Состояние в пресуициде характеризовалось недепрессивными эмоциями: обидой, чувствами жалости к себе и непреодолимости ситуации, агрессией, страхом перед суицидом. Пациенты по сравнению с предыдущими суицидентами часто не отличались глубокими переживаниями, аффект не был выражен.
Анализ психологического смысла суицида показал, что ведущим его компонентом является "обращение". Это осознается пациентами, констатирующими желание привлечь внимание близких к собственному горю и отомстить. Вместе с тем демонстративные суициды чаще всего не следует понимать как реализацию полностью осознаваемого рационального решения о суицидальных намерениях с целью получить какие-либо психологические выгоды. При этом пациент понимает, что его действия не могут повлечь за собой смерть. Та или иная степень аффекта практически всегда присутствует в такого рода аутоагрессивных действиях. Об этом свидетельствует неоднозначность психологического смысла суицида: в 72% случаев к "обращению" присоединяются "протест" ("Я так уже не могла, надоело!"), реже "парасуицидальная пауза" ("Устала, хотелось отдохнуть") или "избежание страдания" ("Было так больно..."). Обычно пациенты уверены, что они не умрут. Иногда суицид совершался на глазах у значимых лиц, чаще - в квартире кто-либо присутствовал, когда суицидент сообщал близким о своих действиях.
Нужно, однако, подчеркнуть, что при рассмотрении всех типов суицидального поведения лиц, не страдающих психическими заболеваниями, элемент "обращения" в той или иной мере обнаруживается как необходимая составляющая любой суицидальной попытки и не свидетельствует прямо о ее демонстративности.
Анализ полученных данных показывает, что, несмотря на различия суицидов в трех группах по степени тяжести конфликта, серьезности суицидальных намерений, длительности пресуицида, соматической тяжести попытки, имеются и весьма существенные особенности психологического смысла суицида, общие для суицидентов с острыми аффективными суицидальными реакциями. Практически при любом суициде у лиц, не страдающих психическими заболеваниями, отсутствует истинное желание смерти. Даже в случае констатации такого желания в момент попытки при более тщательном исследовании обнаруживается, что часть пациентов по сути неверно обозначает смысл суицидального поступка, не умеет лексически точно сформулировать собственные ощущения, поэтому употребляет наиболее привычное слово "умереть". У прочих суицидентов мысль о смерти нечетка и всегда несколько двусмысленна. Как правило, под желанием умереть пациенты подразумевают желание избавиться любыми способами от невыносимой ситуации без осознанного представления о смерти как таковой. То есть они страстно хотят "НЕ БЫТЬ" (в момент покушения) без физического ухода в небытие навсегда. Это по-своему парадоксальное явление в той или иной степени присутствует всегда, когда у пациентов фиксируется желание умереть. Таким образом, суициденты как бы ждут от акта, формально ведущего их к смерти, чего-то такого, что избавит их от страданий, но отнюдь не физической смерти. Литман и Табачник говорят об этом так: "Типичная черта суицидального поведения заключается в том, что самоубийца не думает, что смерть нельзя переиграть".
Другой общей чертой психологического смысла суицидального поведения является его сложная структура, неоднозначная, разнообразная смысловая нагрузка. Практически в любом аутоагрессивном акте присутствуют три компонента: аффективное отреагирование отрицательных эмоций, попытка уйти от реального разрешения ситуации и "крик о помощи". Последний, являясь формальным показателем демонстративности суицидального акта, по нашему мнению, представляет собой необходимый элемент практически каждой суицидальной попытки у лиц с ситуационными реакциями и лишь подчеркивает отсутствие истинного желания смерти.
Наряду со сложной структурой психологического смысла суицида каждый из трех типов суицидального поведения имеет основной компонент. Для демонстративных суицидов это рассмотренный выше "крик о помощи". В группе аффективных попыток ключом к пониманию смысла суицида является сам аффективный характер аутоагрессии, т.е. смысл суицида состоит в снятии эмоционального напряжения, отреагирования в ситуации длительной психотравмы, потребность человека в совершении хотя бы и нерационального, но действия в субъективно неразрешимом положении. При аффективных суицидах пациенты нередко испытывали в постсуициде облегчение и могли более трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию, что также свидетельствовало об отреагировании, разряде аффекта как о сущности психологического смысла таких попыток. В группе так называемых истинных суицидов психотравмирующие ситуации были наиболее длительными и объективно тяжелыми. Суицидальным действиям, как правило, предшествовали неоднократные попытки справиться с ситуацией, что не увенчалось успехом; одновременно суициденты не в силах были отказаться от своих целей. Психологически состояние этих пациентов оказывалось наиболее тяжелым. Основной смысл суицида здесь - уход, отказ от борьбы, "выключение" из тяжелой ситуации, освобождение себя от ее невыносимости и тем самым ее псевдоразрешение.
Посредством выявленных особенностей психологического смысла ситуационных суицидальных реакций становится возможным проведение дифференцированной психокоррекционной работы с суицидентами и вторичной профилактики суицидов. В зависимости от преобладания того или иного компонента психологического смысла суицида важное значение в психотерапии имеют изменение системы ценностей пациента, усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой и самоактуализации "Я" суицидента, выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующей ситуации, уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности пациентов, формирование системы компенсаторных механизмов, направленных, в частности, на появление внутренней возможности отступления в субъективно непреодолимой ситуации.
Во всех случаях необходимо усиливать рациональные стороны личности суицидентов и подробно анализировать совместно с пациентом глубинные механизмы его поступка. Немаловажная роль принадлежит также формированию адекватного отношения пациентов к смерти, изменению инфантильного отношения к данной проблеме.
Если Ты решился...

У Тебя всегда есть выбор. Ты можешь выбрать смерть, если захочешь. Жизнь и в этом дает тебе полную свободу. Что может быть проще -
Просунуть голову сквозь шершавую петлю, а потом долго стоять, готовясь к самому последнему шагу в твоей жизни. Что может быть проще - маленький полет с высоты табуретки, когда пальцы ног, не достав до пола всего нескольких сантиметров, задрожат в предсмертных конвульсиях.
...Или высыпать на ладонь горсть таблеток. Одну за другой отправлять их в рот, запивая водой. И каждая маленькая капсула будет на один шаг приближать тебя к тому пределу, откуда уже не возвращаются. А потом ты уснешь и уже никогда-никогда не проснешься
...Стоять на самом краю крыше, глядя, как там внизу в огромных лужах плещется черное небо. Ты шагнешь в пустоту, которая не поддержит тебя - ты просто рухнешь вниз. Спустя несколько секунд, твое изломанное тело застынет кровавым сгустком на плоскости асфальта.
...Или сжимать в руке лезвие, пронзительно ощущая его острый холод каждой клеточкой тела. Еще секунда – и оно вспорет твои вены. Вместе с кровью – горячей и темной будет уходить из тебя то, что Ты так ненавидишь. Твоя жизнь.
Все в твоих руках. Ты можешь выбрать все. Даже свою смерть.
У всех из нас есть очень много ограничений, но в одном мы по настоящему свободны. В любой момент мы можем сделать выбор и умереть. Просто уйти из этой жизни. И пусть на земле осень будет сменять лето, а за затянувшейся зимой яростно и бурно ворвется в этот мир весна. Но тебя уже не будет  - здесь, в этой жизни. Тебя не будет здесь – если Ты выберешь смерть. 
Самоубийство - это всегда последний шаг. Переход в другое измерение. Где можно стать тем, кого люди уже не называют человеком. Они называют его самоубийцей. И при этом сильно смущаются, понижая голос и опуская глаза, как будто чувствуют вину.
Знаешь, дружище, я очень часто думал о смерти. Бывали моменты, когда становилось так плохо, так безысходно, что, казалось, никто и никогда не испытывал такой тяжести и боли. Когда уже давно умерла вера во что-либо, когда последний уголек надежды превратился в холодную и скользкую ледышку. Хотя - нет. Оставалась одна надежда - смерть. 
Когда напрочь забываешь, что в мире существует такие чувства, как радость, счастье, покой. Хотя люди вокруг способны испытывать их и жить просто так, не задумываясь над завтрашним днем. Просто жить. И это так странно, и еще глубже загоняет тебя в яму. Ты думаешь, что ты не такой как они, ты – просто изгой. И Тебе не место на этой земле, в этом мире. Мире, где светит солнце, и поют птицы. Где небо бескрайне, а ночью пахнет звездами. Но все это – не для тебя. И ты точно знаешь, что больше никогда-никогда тебе не будет хорошо. Твоя душа высохла и опустела. Тебе не зачем больше жить. Тебе хочется умереть и больше никогда-никогда не рождаться. Ни в этом мире, и ни в каком другом. Ни-ког-да.
Отчаянье. Боль. Безысходность. Эти гости навечно поселились в твоей душе. Где  темно и беспросветно.  Холодно и уныло. Если бы жизнь имела бы какой то смысл. Если бы отыскалась в этом огромном мире то малое, ради чего стоило бы жить. Но все что вокруг - давно потеряло свою цену, а все что внутри - пусто и нелепо.
Знаешь, я слишком часто думал о смерти, слишком часто она шли  рядом, и я чувствовал ее могильный холод. Знаешь, когда я пишу эти строки, в моей душе не радость и покой. В ней нет уюта и свежести. Она пуста и уныла, и именно потому я хочу понять тебя и поговорить с тобой. Почему я до сих пор не сделал это? Что может быть проще? Избавить от кучи проблем себя и людей, которые меня окружают. Почему? 
Существует причина. Что бы ни происходило, как бы глубоко я ни пал – я знаю – все меняется. Я не знаю, сколько придется ждать. Я даже не знаю, смогу ли я выдержать. Хотя бы еще один день. Пустой и черный. И еще одну ночь. Бесконечно длинную и тоскливую. 
Но проходит день. Проходит ночь. Они как тяжелые капли ртути. Скатываются в недели. Недели в месяцы. Я уже давно не верю, что в этом мире есть что-то хорошее и светлое. Я давно потерял надежду. Я давно потерял силы, волю, мужество. Я давно потерял все. В том числе и самого себя. Все что у меня есть – это знание. Я знаю - это когда-нибудь пройдет. Обязательно. 
И это знание никогда не обманывало меня. Проходили бесконечные дни, которые складывались в вечность. Черную вечность. В серых облаках безысходности, сквозь маленький просвет первый раз показывалось солнце. И потом его вновь закрывали тучи, но я уже знал, что солнце есть. Это знание банально, но я  жив только благодаря этой банальности. 
Если Ты действительно готов умереть - для этого существует очень веская причина. И быть может - не одна. И если Ты уверен, что спустя годы,  эта причина не потеряет своей силы, что и тогда Ты не сможешь жить с этим проклятием. Если Ты уверен, что никогда-никогда в будущем из всего мирского разнообразия не найдется хотя одной причины для жизни... Если Ты уверен - чтож - ты свободен...
Сейчас, именно сейчас - все безысходно и однозначно. Сейчас - ты ясно понимаешь, что ты не в силах что-либо изменить в своей судьбе, в своей жизни и смерть – лучший и достойный выход. Если ты готов сделать последний шаг в твоей жизни, никто не в силах тебе помешать. Ты сам выбираешь свою судьбу - свою жизнь или свою смерть. Я не собираюсь вмешиваться в твою судьбу – наверное, не зря ты принял именно это решение. Но все же Смерть – это самое важное событие в жизни человека. Ты можешь прожить еще один день и еще одну ночь. Если не сделаешь этого шага. Да – этот день и эта ночь ничего не изменят. Но и ты уже будешь не в силах ничего изменить, если умрешь. Что скрывается за той гранью? Никто этого не знает. Быть может, Ты захочешь, находясь там, изменить все, но будет уже поздно. Ты можешь что-либо менять, или предоставить эти изменения другому действующему лицу - времени, только живя. Другого не дано. 
Твоя жизнь может быть счастливой или несчастной. Но это - не самое главное. По настоящему важно только одно. Твоя жизнь – это единственное, что ты имеешь. Понимаешь? Быть может ты думаешь, что обладаешь сотней других вещей в этом мире. Но многие из них были или будут и после того как ты умрешь. Жизнь – это единственная ценность. Хотя, сейчас эта ценность скорей всего напоминает обузу. Но тем не менее - Твоя жизнь. Несчастная или счастливая, плохая или хорошая. Какая бы она ни была – она только Твоя. Это – твое единственное достояние, твоя единственная ответственность, твоя единственная судьба. 
И если нет надежды, нет смысла, нет вообще ничего, то есть только одно – и это твоя жизнь. Ты можешь сделать с ней все что угодно. Да, сейчас ты не способен наполнить ее смыслом, силой, любовью. Наполнить ее жизнью. Но, как ни странно, все в этом мире меняется. Ты спросишь: «Но когда же?» Никто не сможет ответить на этот вопрос. Никто. Даже ты.
Каждый из нас зачем то пришел на эту Землю. Кто-то для того чтобы вершить великие дела, а кто-то только для того, чтобы понять какую-нибудь малую истину. Ты уверен, что завершил свои дела.? Ты уверен, что выполнил свою задачу? Ты уверен, что сделал все, что смог сделать? Ты уверен, что готов уйти? 
Если Ты уверен, то - завершай свои дела и уходи.
Но если единственная истина, которую ты вынес из прожитой  жизни - это то, что Жизнь -  большое-большое дерьмо, то вряд ли это то, для чего ты приходил на эту Землю. Поверь - будущее существует. Оно не обязательно может начаться сегодня. Или завтра. Но оно существует. И возможно - это будущее - для Тебя.  
Да - мне нечего предложить тебе кроме слов. А слова - это только слова - не более того. Я предлагаю тебе взглянуть на Жизнь. Правда, сейчас ты находишься слишком низко - на уровне Смерть, и для этого Тебя придется подняться и сделать несколько шагов - на уровень ЖИЗНЬ. Нет - никто не отнимает у тебя право на смерть, просто взгляни еще раз. HYPERLINK "http://www.lossofsoul.com/LIFE_is/miracle.htm" На ЖИЗНЬ.
ЖИЗНЬ - это Чудо

Жил был один человек. И звали его Ог Мандино. Однажды, к нему в руки попала рукопись, текст которой без изменений приводится ниже.
 
МЕМОРАНДУМ ГОСПОДА
Кому? — Тебе.
От кого? — От Господа.
Прими Мой совет.
Ибо Я слышу твой безутешный плач.
Голос твой проходит сквозь тьму, пробиваясь сквозь облака, сливаясь со светом звезд, находит по солнечному лучу путь к Моему сердцу.
Я невыразимо страдаю, слыша несущийся ко мне отовсюду плач — плач зайца, бьющегося в силках, плач воробья, выпавшего из материнского гнезда, плач ребенка, беспомощно барахтающегося в пруду, и плач сына, пролившего свою кровь на кресте.
Знай, что Я всегда слышу тебя. Живи с миром. Посели в душе своей спокойствие.
Я дам тебе то, что облегчит твою печаль и скорбь, ведь Я знаю их причину... Я избавлю тебя от них.
Ты плачешь, вспоминая свои детские мечты, исчезнувшие с годами.
Ты плачешь, видя, что самолюбие твое разбилось о бесчисленные неудачи.
Ты плачешь, жалея, что променял свои огромные возможности на привычную серую жизнь.
Ты плачешь, видя, что толпа растоптала твою индивидуальность.
Ты плачешь, зная, что растратил свой талант понапрасну.
Ты не можешь смотреть на себя без брезгливости и страха. «Что это за пародия на человека?» — говоришь ты отражению в зеркале. И в страхе бежишь от него.
Где грациозность твоих манер и красота тела, где быстрота и уверенность твоих движений? Где ясность твоего ума и чистота языка? Кто выкрал у тебя все это? Знаешь ли ты этого вора? Если нет, то его знаю Я.
Однажды ты прилег на траву в поле Отца твоего, посмотрел на небеса, на бесчисленные храмы облаков, плывущие над тобой, и вдруг понял, что со временем все сокровища Вавилона станут твоими.
Когда-то ты читал книги и писал, веруя, что, познав всю мудрость Соломона, превзойдешь его.
И казалось тебе, что со временем ты воплотишь мечты свои в реальность, станешь царствовать в созданном тобой саду Эдемском.
Помнишь ли ты того, кто внушил тебе эти планы, мечты, кто посеял в тебе семена надежды?
Нет, ты не можешь его знать.
Ты не помнишь, как в тот момент, когда ты появился на свет из утробы матери, Я возложил на твой лоб свою руку. Не помнишь ты и той тайны, что Я шепнул тебе на ухо вместе с благословением.
Помнишь ли ты ту тайну?
Нет, ты не можешь ее помнить.
Прошедшие годы разрушили твою память, они наполнили разум твой страхом и сомнениями, печалью и ненавистью. И не осталось в сердце твоем места для радостных воспоминаний.
Не плачь. Я с тобой... и этот момент станет поворотной точкой в твоей жизни. Все прожитое кануло в реку забвения, сейчас ты снова ребенок, только что появившийся на свет. Все, что было, — мертво. Так оставим же мертвое мертвым.
Сегодня ты вернулся к жизни.
Сегодня Я сделаю то же, что сделал Илия с сыном вдовы, и ты возродишься.
Сегодня Я, как Илия, прикоснусь к твоим глазам и губам, к рукам и сердцу и отдам тебе Свое тепло.
Ныне Я, словно Иисус у могилы Лазаря, говорю тебе: «Выйди вон!», и ты покинешь пещеру свою и выйдешь к свету, дабы начать новую жизнь.
Сегодня — день твоего рождения, твоего нового рождения. Твоя первая жизнь была всего лишь увертюрой, репетицией. Но сейчас занавес поднят, и ты выступил на авансцену. Мир ждет и готов осыпать тебя аплодисментами. Смотри же, сыграй свою роль достойно!
Зажги свечи, поделись своим хлебом и налей вина, ибо ты родился сегодня.
Ты, словно бабочка, которая обрела крылья, лети ввысь и не бойся тех, кто будет мешать тебе достичь высших радостей жизни.
Ты чувствуешь, что Я возложил на тебя руку Свою?
Вслушайся в Мой голос.
Дай Мне вновь сказать тебе тайну, ту самую, что ты забыл.
Ты — Мое величайшее чудо.
Ты — величайшее чудо в мире.
Эти слова ты услышал при рождении. А затем ты заплакал. Все дети плачут, появляясь на свет.
Тогда ты не поверил Мне... и все прожитые годы неверие твое было нерушимо. Ибо как же ты мог считать себя величайшим чудом в мире, если в жизни ты терпел лишь неудачи и поражения? О каком чуде мог ты думать, если сам считал себя презреннейшим из всех? О каком чуде может идти речь, когда ты не смог сделать и малого? Что толку говорить о чуде, если ты беден и находишься в отчаянии? Уж где там помнить о чуде, когда у тебя одни долги и ты не знаешь, на что купить еды завтра?
Довольно! Пролитое молоко прокисает. Скольких пророков, художников и писателей, скольких композиторов и философов посылал Я к тебе с напоминанием о твоей божественной сущности, о твоих неисчислимых возможностях и о твоем предназначении! Слушал ли ты их?
И все же Я люблю тебя и Я снова с тобой. Я — в словах пророка, что возвестил: «И приидет Господь во второй раз, и наложит на вас руку Свою, и воскресит вас из мертвых».
Первый раз Я уже наложил на тебя руку. Вот, делаю это вторично.
И воскрешаю тебя.
Бессмысленно спрашивать, слышал ли ты слова пророка, читал ли, понимал ли или кто разъяснил тебе их истинное значение.
Нет, не знал ты и не слышал, равно как и не понимал.
Тебе говорили, что ты — воплощение божественности, Бог в образе шута.
Тебе говорили, что ты — особое творение Бога, благородное по природе, неистощимое по возможностям, прекрасное по форме. Тебе говорили, что ты подобен ангелу, результат Божьего промысла.
Тебе было открыто множество тайн, ты мог бы двигать горы, и все было подвластно тебе.
Но ты никому не поверил. Ты сжег карту, где был отмечен твой маршрут к счастью; ты отрекся от мира в душе своей; ты задул свечи, что Я поставил на пути твоем к славе твоей, и предпочел идти, спотыкаясь, в темноте, жалкий и недовольный... Непродолжителен и печален был путь твой; ты пал в пропасть, которую выкопал для себя сам.
Там ты плакал и молил о помощи, бил себя в грудь и проклинал свою злую судьбу. Ты отказывался признать, что пожал плоды своей собственной мелочности и неправедных дел. Ты искал козла отпущения, того, кого ты мог бы обвинить во всех своих бедах... Как же быстро ты нашел его.
Ты обвинил во всем Меня.
Ты кричал, что во всем виноваты твои физические недостатки, твоя посредственность, отсутствие хороших возможностей... Ты договорился до того, что сказал: такова воля Божья.
Как же ты был не прав!
Давай попробуем во всем разобраться, давай для начала проанализируем твои физические недостатки. Иначе как Я смогу просить тебя что-либо строить, если не узнаю, что ты можешь сделать, а что — нет?
Ты слеп? Ты не видишь ни восхода, ни заката?
Нет, ты не слеп... сотни миллионов рецепторов способны насладиться прекрасным цветком, снежной пушинкой, ты видишь и ручей, и плещущихся в нем рыб, ты видишь улыбку ребенка и радугу, ты видишь взгляд, полный любви...
Разве ты глух? Ты не слышишь, как смеется или плачет ребенок?
Нет, ты слышишь и шум ветра, и шелест листьев, плеск морской волны и пение птиц; ты слышишь музыку... и мои слова. Я люблю тебя.
Ты не способен говорить? Ты шевелишь губами, но изо рта твоего несется нечленораздельное бормотанье?
Нет, ты можешь говорить... а этой способностью не обладает ни одно из Моих созданий, кроме тебя; твои слова могут вызывать ярость или смех, они способны ободрить оступившегося, согреть теплом несчастного, пожалеть побежденного, научить незнающего... ты можешь сказать, что Я люблю тебя. Это ли не благословение, данное тебе Мной? Запомни его.
Ты парализован? Ты лежишь без движения и не можешь шевелиться? Неужели ты так беспомощен?
Нет, ты способен двигаться. Ты — не трава, которую может примять и ветер, и животное, и человек. Ты все можешь — смотреть, петь, двигаться, работать. Именно для этого Я вложил в тело твое пятьсот мышц, сотню костей и более десяти километров нервных окончаний. И ты — их властелин. Стоит тебе только захотеть, и они сразу станут повиноваться тебе. И по-твоему, это не благословение?
Давай смотреть дальше.
Тебя не любят? Или ты не способен любить? Ты одинок и дни твои похожи на ночь?
Уже нет, ты не один, ибо отныне ты знаешь тайну любви. Она состоит в том, чтобы отдавать свою любовь, не надеясь что-либо получить взамен. Любовь ради удовлетворения, любовь, цель которой потешить свою гордость, — это не любовь. Любовь — дар, и, как всякий дар, она не требует отдачи. Отныне ты знаешь, что беззаветная, лишенная эгоизма любовь — сама по себе награда. И даже если любовь безответна, не возвращается любовью, она не напрасна. Любовь истинная в отдаче не нуждается, она сама по себе греет душу любящего, размягчает самое жесткое сердце. Это высшее из благословений. Запомни и его.
У тебя слабое сердце? Ты не способен двигаться так, как тебе хочется?
Нет, сердце твое крепко. Положи руку на грудь, и ты услышишь его биение. Час за часом, день за днем, год за годом бьется твое сердце. Оно качает кровь по всему твоему телу. Ни одному человеку в мире не удавалось еще сделать такую машину. Это ли не Мое благословение? Сочти и его.
На тебе нет кожи? Увидев тебя, люди в страхе отводят глаза?
Тоже нет. И кожа твоя прекрасна, особенно если ты ухаживаешь за ней. А она нуждается в уходе. Даже сталь со временем ржавеет и устает, однако кожа твоя не портится и не рвется. Более того, она обновляется, ибо полученная рана скоро заживает, и старая кожа заменяется новой. Прибавь и это благословение к предыдущим, и пойдем дальше.
Разве легкие твои плохи и ты не можешь дышать? Или ты задыхаешься и каждый глоток воздуха сопряжен с болью?
Нет. Ты не только можешь дышать, ты способен это делать в любой обстановке. Твои легкие вбирают воздух, фильтруя его, питают им тело и затем выбрасывают отработанный воздух. Это тоже благословение. Сочти и его.
Давай перейдем к следующему благословению.
Твоя кровь заражена? Или она недостаточно хороша?
Тоже нет. Кровь твоя прекрасна, она способна восстанавливать погибшие клетки, питать твое тело. Это ли не благословение? Запомни его, и перейдем к следующему.
Ты не способен думать? Или твой разум отказывает тебе?
Тоже нет. Твой мозг — непостижимо сложный механизм. Равного ему нет во всей Вселенной, поверь Мне. В твоем мозгу тринадцать миллионов нервных клеток, в три раза больше, чем людей на Земле. Триллионы молекул ввел Я в твой мозг для того, чтобы ты с момента своего рождения мог различать звуки, мысли и желания, каждый запах и каждое действие. Ты обладаешь памятью, ты способен вспомнить все, что произошло в твоей жизни. А чтобы помочь твоему мозгу контролировать твое тело, Я снабдил твое тело тысячами разных детекторов, чувствительных к касанию, боли, температуре. Да ни один национальный банк не имеет такой защиты, как твой организм! Ни одно из древних чудес света не сравнится с тобой!
Ты — лучшее из Моих творений.
В тебе заложен колоссальный запас энергии, куда как сильнее атомной! Ты способен стереть с лица Земли целые города... и заново воссоздать их.
Ты беден? В твоем кошельке нет ни золота, ни серебра?
Ты ошибаешься! Ты сказочно богат! Только что мы с тобой перечислили все, что у тебя есть. Тебе недостаточно? Тогда перечитай снова и подумай!
Почему ты предал себя? Зачем ты кричал о том, что у тебя ничего нет? Для чего ты обманывал себя, говоря, будто ты немощен и не способен изменить свою жизнь? Разве у тебя нет талантов и чувств, способностей и инстинктов, воли и гордости? У тебя не осталось надежд? Почему ты скрываешься в тени рядом с неудачниками, почему пополняешь армию безвольных существ, постепенно сползающих в адскую бездну? Ты что, всерьез считаешь, что твое положение так безнадежно?
Ты владеешь многим. В тебе столько Моих благословений и... и ты так расточительно обходишься с ними. Они тебя попросту испортили, как портит ребенка видимая с детства роскошь.
Ответь себе.
Да за одну только малую толику тех богатств, что ты имеешь, любой старик мультимиллионер отдал бы все свое золото.
А теперь узнай первую тайну счастья и успеха: у тебя есть все Мои благословения, и ты обязан добиться и богатства, и славы. Сейчас твое сокровище, фундамент, на котором ты станешь строить свой успех, — ты сам.
Поэтому считай Мои благословения, данные тебе, и знай, что ты — величайшее из Моих творений.
Это — первый из законов, которым ты обязан повиноваться для того, чтобы совершить величайшее чудо в мире — возродиться к новой жизни.
И будь благодарен за уроки, данные тебе в бедности. Но не считай себя бедным, ибо не тот беден, кто мало имеет, но тот, кто многого желает... материальное состояние измеряется не имеющимися у тебя вещами, а теми, без которых ты свободно можешь обойтись.
Что же касается твоих физических недостатков, то они существуют только в твоем воображении.
Считай благословения Мои. И слушай о втором законе.
Второй закон подобен первому. Говори о своей уникальности.
Ты выбросил себя на свалку. Ты останешься лежать там, переживая свои неудачи, кляня себя и сжигая душу ненавистью к себе. Ты злишься оттого, что дела твои были дурны и по отношению к другим, и по отношению к самому себе.
Ты запутался в своих мыслях.
Не удивляет ли тебя то, что Я готов простить тебе твои неудачи, твои прегрешения и ободрить тебя в твоем унижении... тогда как ты сам себя простить не можешь?
Ныне же Я обращаюсь к тебе по трем причинам. Во-первых, ты нуждаешься во Мне. Во-вторых, ты не одинок, подобных тебе множество, и все вы, сбившись в стадо, состоящее из посредственностей, сокрушая все, мчитесь к самоуничтожению. В-третьих, ты — уникальнейшее из созданий.
Вспомни о великих творениях — картинах Рембрандта, скульптурах Дега, скрипках Страдивари и пьесах Шекспира. Их поразительная ценность определяется тем, что их мало, и тем, что их создали истинные мастера. Но ведь и в живописи, и в музыке, да в любой сфере были и .другие.
Из семидесяти миллиардов человек, населявших и населяющих нашу планету, ни один не похож на тебя.
И до скончания века не будет второго такого, как ты.
Но ты и не знал об этом, иначе бы давно доказал свою уникальность.
Из отца твоего в момент наивысшей любви вытекло семя, состоящее из четырехсот миллионов частичек, и все эти частички погибли, за исключением одной. Это и был ты!
Ты один остался жить в мягкой утробе своей матери, искал свою вторую половину, такую же крошечную, и ты нашел ее, хотя вероятность подобного исхода крайне мала. Ничтожна! Но ты выжил! Ты начал новую жизнь.
Ты принес с собой весть о том, что Я все еще продолжаю любить людей. Две клетки соединились и дали миру чудо, две клетки, каждая из которых состоит из двадцати трех хромосом, а каждая хромосома состоит из генов, в которых заложено все о тебе: от цвета глаз до твоего характера, от красоты твоего тела до размеров мозга.
И все эти комбинации находятся в Моих руках. В процессе появления на свет ребенка Я могу изменить все. В Моей власти не допустить, чтобы ты родился.
Но родился именно ты. Единственный из единственных, уникум из уникумов. Бесценное сокровище, ни по внешнему виду, ни по манерам не похожий на других. Не было на Земле такого человека, как ты, нет и не будет.
Так почему же ты сам ценишь себя так низко?
Какое ты имеешь право слушать тех, кто принижают тебя?! И даже более того — верить им?!
Подумай о себе. Перестань скрывать свою уникальность, не уходи в тень. Выйди на свет и покажи себя миру! Не подражай чужой походке, не старайся голосом походить на своего вождя, не работай, как посредственность. Никогда и никого не имитируй, ибо, забывшись, ты можешь взять на вооружение все дурное! Тот кто подражает другим, сознательно ограничивает себя, убивает в себе заложенный потенциал. Оставайся самим собой и всегда по называй миру свою уникальность. Мир осыпает уникальных золотом.
Это и есть второй закон. Говори о своей уникальности.
Вот теперь тебе известны два закона.
Считай Мои благословения, данные тебе. Говори о своей уникальности.
Нет у тебя недостатков, и ты — не посредственность.
Я вижу, ты киваешь. Даже пытаешься улыбнуться. Значит, ты признаешь, что унижал себя.
Так о чем ты еще говорил? О том, что у тебя не было возможностей показать себя?
Подумай и поймешь, как ты был не прав. Теперь же Я даю тебе закон, следуя которому, ты придешь к успеху в любом из своих предприятий. Много веков тому назад закон этот дали твоим предкам на вершине горы. Многие последовали ему, и они процветают, они рвут цветы и плоды счастья, они преуспели и достигли благополучия и мира. Однако большинство отвергло этот закон. Они пошли кривым путем, начали искать счастья в магии и поклонении сатане, называемому удачей. Они ждали, что она осыплет их золотым дождем. Надежды отступников не оправдались, со стоном они проклинали судьбу свою и сваливали на Меня свои ошибки. Не так ли поступал и ты? Ведь ты тоже во всем винил Меня?
Закон, что Я даю тебе, очень прост. Молод ты или стар, нищ или богат как Крез, белый или цветной, мужчина или женщина... все могут воспользоваться этим секретом, дающим преимущество, ибо все речи, книги и правила, описывающие, как добиться успеха, — ничто перед данным законом. Лишь один метод не давал и никогда не даст осечек: с тем, кто заставит тебя пройти с ним одну милю, иди две.
Третий закон даю Я тебе... этот секрет стоит таких богатств, что тебе и не снились. Пройди и третью милю!
Единственное определенное средство успеха — сделать для кого-то больше и намного лучше, чем от тебя ожидается. И не бойся, что задача твоя будет трудна, а путь — долог. Помни — с начала веков эта привычка присуща всем преуспевающим людям. Нет без нее преуспевания. Следовательно, как Я уже и говорил тебе, самый верный путь до конца дней своих оставаться серой посредственностью — делать ровно столько, за сколько тебе платят. Не смущайся, отданное возвратится к тебе сторицей.
И не думай, что тебя обманывают, когда отдаешь больше серебра, чем получаешь. Маятник успеха качнется и в твою сторону, не сегодня, так завтра, и ты не только вернешь потраченное, ты получишь неизмеримо большее. Человек посредственный никогда не найдет в себе сил идти вторую милю, поскольку он все время боится, что его обманут. Но ты — не серая посредственность и должен понимать, что идти вторую милю — это привилегия людей инициативных. И ты не должен, не имеешь права отказываться. А если ты все-таки откажешься идти дальше, то знай — ты сам виноват в своей неудаче.
Отныне ты понимаешь, что любое твое дело принесет отдачу. Так не печалься, ныне отдавая больше. Ты обязательно возместишь утраченное.
Причина и следствие, средства и цели, семена и плоды неразделимы между собой. Ты еще только ставишь цели, а твой успех начинает расцветать, ты еще только думаешь сеять, а плоды уже начинают зреть. Но как без средств не бывает цели, так без семян не бывает и плодов.
Иди же следующую милю!
Даже если твой хозяин не отличается благодарностью, работай, не заботясь о своем процветании. Работай больше.
Представь, что не хозяину, а Мне ты служишь, и считай, что Я — твой должник. Не беспокойся, если награда твоя не скоро находит тебя. Чем дольше ее ожидаешь, тем она ценнее и тем приятнее получать ее. Ты не волен управлять успехом, ты можешь только добиться его... а теперь ты знаешь великую тайну, как измерять редкую награду успеха.
Так иди же еще одну милю!
Где то поле, на котором ты плакал, что нет для тебя открытых возможностей? Оглядись! Оглядись и увидишь! Посмотри, где ты, жалкий и подавленный, был вчера. Теперь же ты мечтаешь о золотом ковре. Кажется, что ничего не изменилось? Ошибаешься, изменился ты сам, а ты — это все.
Ты — Мое величайшее чудо!
А теперь вот тебе три закона счастья и успеха:
Сочти Мои благословения! Говори о своей уникальности! Пройди еще одну милю!
Будь терпелив, не ожидай немедленного прогресса. С благодарностью считай Мои благословения, с гордостью говори о своей уникальности и иди вперед, не считая пройденные мили... Путь твой будет долог, но запомни — чем тяжелее тебе достались твои приобретения, тем дольше они будут с тобой. Заработанные деньги более ценны и разумнее тратятся, чем полученные в наследство.
И не бойся вступить в новую жизнь. Каждое приобретение, каждый шаг связан с риском. Тот, кто боится препятствий, новых опасностей, не получит награды своей. Отныне тебе известно, что ты — величайшее чудо в мире, следовательно, тебе неведом страх.
Будь горд собой, ибо ты — не ошибка эксперимента, проведенного Создателем. Ты — не раб непонятных тебе сил. Ты — проявление Моей силы, только Моей и ничьей больше. Ты пришел в мир с определенной целью.
Вот тебе Моя рука. Слушай слова Мои.
Ты нуждаешься во Мне... а Я — в тебе.
Нам с тобой суждено переделать мир... и если для этого потребуется сделать чудо — что ж? Мы оба — чудо, ты и Я. Я никогда не теряя веры в тебя. Даже в тот момент, когда выбросил тебя из моря на прибрежный песок. Ты был слаб и беспомощен, жалок и раздавлен, но Я все равно верил в тебя. Более пяти миллионов лет прошло с тех пор. Много изменилось за это время. Прошли века, и тридцать тысяч лет назад ты достиг совершенства. Ничто не изменилось в тебе за этот срок.
Да и как можно улучшить чудо? Ты стал прекрасным бриллиантом, которым Я любовался. Я дал тебе весь мир, ты стал править им.
Затем Я вновь коснулся тебя Своей волшебной рукой и даровал тебе способности, неведомые ни одному другому живому существу, обитающему во Вселенной. Сейчас ты обладаешь поистине поразительным потенциалом!
Я наделил тебя способностью думать.
Я наделил тебя способностью любить.
Я наделил тебя способностью повелевать.
Я наделил тебя способностью смеяться.
Я наделил тебя способностью воображения.
Я наделил тебя способностью создавать.
Я наделил тебя способностью планировать.
Я наделил тебя способностью говорить.
Я наделил тебя способностью молиться.
Я безгранично гордился тобой. Ты стал вершиной, лучшим из всего того, что Я смог сотворить, Моим величайшим чудом. Совершенное живое существо, способное приспосабливаться к любому климату, способное переносить любые трудности и лишения. Способное управлять своей собственной судьбой. Способное чувство и восприятие понять не инстинктивно, а разумом. Способное претворить мысль в реальность. Способное улучшить жизнь и себе, и всему остальному человечеству.
Вот теперь мы и подошли к четвертому закону успеха и счастья... поскольку Я наделил тебя еще одной способностью, способностью, которой обладают лишь ангелы.
Я наделил тебя способностью... выбирать.
С этим даром ты стал выше ангелов, поскольку ангелы не могут избрать грех. Я дал тебе возможность распоряжаться своей судьбой. И Я сказал тебе, что отныне ты сам будешь в соответствии со своей собственной волей выбирать свою судьбу. Не земной, не небесный по природе, ты обрел свободу стать тем, кем хочешь, обрести любую форму. Ты получил свободу разлагаться, превращаться в грязь, но одновременно Я даровал тебе способность, повинуясь велению души твоей, возрождаться. И это — божественная способность.
И никогда Я не лишал тебя способности выбирать.
Но как ты распорядился Моим священным даром? Посмотри на себя! Подумай о том, что ты сделал в своей жизни, чему посвятил себя? Неужели ты ни о чем не жалеешь? Неужели у тебя не было моментов, когда ты делал неправильный выбор? И не хотел ли ты кое-что изменить в своей жизни?
Что было, то прошло... теперь ты знаешь четвертый закон счастья и успеха... Разумно пользуйся данными тебе способностями, правильно делай свой выбор.
Выбери любовь, а не ненависть.
Выбери радость и смех, а не злобу и уныние.
Выбери созидание, а не разрушение.
Выбери стойкость, а не слабость.
Выбери хвалу, а не хулу.
Выбери врачевание, а не раны.
Выбери возможность дарить, а не отнимать.
Выбери действие, а не болтовню.
Выбери широту, а не ограниченность.
Выбери рост, а не загнивание.
Выбери молитву, а не проклятие.
Выбери жизнь, а не смерть
Отныне тебе известно, что все твои несчастья — это не проявление Моей воли, а следствие твоих мыслей и поступков, результат твоего выбора. Я дал тебе очень много, когда-то этого было даже слишком много для твоей слабой натуры. Теперь ты вырос, стал мудрым и сам будешь взращивать
свои плоды.
Ты — больше, чем человек. Ты способен и убить в себе человеческое, и снова стать человеком.
Ты способен творить великие чудеса. Твой потенциал безграничен. Кто еще из всех живых существ смог покорить огонь? Кто еще из всех живых существ проник в космос, уничтожил страшные болезни? Кто еще из всех живых существ научился справляться с засухой и наводнениями?
Никогда не принижай себя. Не стремись достичь мелочей. Отныне не смей зарывать свой талант! Вспомни, как обычно говорят дети: «Когда я стану большой...» Что тогда случится? А что имеют в виду большие мальчики, когда говорят: «Вот когда я вырасту...»? Но, вырастая, они же говорят: «Вот женюсь...» А что потом? А потом следует: «Вот выйду на пенсию...» Но приходит и пенсия, и что случается? Они оглядываются назад, на пройденный путь, и холодеют от ужаса. Жизнь прошла, а они так и не сделали чего-то самого главного. Максимально используй каждую минуту сегодня, а если будет завтра — то и завтра, и послезавтра. Каждый день должен быть у тебя насыщен до предела. Ты был мертв, но возродился к жизни.
И ты больше не станешь лить слезы жалости по себе, ты встретишь каждый новый день с радостью и желанием активно жить. Можешь выбрать слабость, отчаяние и поражение, а можешь — счастье и успех. Все в твоих руках. Ты — хозяин своей жизни и волен распоряжаться ею по своему усмотрению А Я... Я, как и раньше, с радостью или с горечью, буду смотреть на тебя и на дела твои.
Так запомни же четыре закона счастья:
Считай Мои благословения. Говори о своей уникальности. Иди еще одну милю.
Мудро распорядись данными тебе способностями.
Запомни и еще один закон, в дополнение к первым четырем. Все, что ни делаешь, делай с любовью — любовью к себе, ко всем остальным, любовью ко Мне.
Отринь плач и слезы, они не к лицу тебе. Вот тебе Моя рука. Возьмись за нее и стой прямо, непоколебимо.
А Я с твоей помощью развею окружающие тебя злые тучи.
И ты навсегда запомнишь этот день.
 
ТЫ — ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО В МИРЕ