Пенза 2009 год
Содержание работы
TOC \o "1-3" \h \z \u HYPERLINK \l "_Toc243653596" Введение PAGEREF _Toc243653596 \h 3
HYPERLINK \l "_Toc243653597" 1. Диалектика и метафизика PAGEREF _Toc243653597 \h 5
HYPERLINK \l "_Toc243653598" 2. Историческое развитие диалектики как метода познания .8
HYPERLINK \l "_Toc243653599" 3. Диалектика марксизма и Гегеля PAGEREF _Toc243653599 \h 11
HYPERLINK \l "_Toc243653600" Заключение 15
HYPERLINK \l "_Toc243653601" Список использованной литературы 17
Введение
Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя диалектикой - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы «диалектикой» называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научных доказательств, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл «диалектикой», особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.
По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдиалектика свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…».
1. Диалектика и метафизика
Слово «диалектика» впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал им свой метод философствования, который по сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины.
Но еще ранее, до появления слова «диалектика» и понимания ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии. Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котором происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе, противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источником изменений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный и единый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир) без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно и тоже»
Оппозицией Гераклиту стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонит черепаху», утверждал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицательной форме поставил вопрос о диалектической природе движения.
Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.
Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы.
Как искусство спора диалектика развивается в средние века. Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику, которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой.
В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарт утверждал, что природа развивается самостоятельно, порождая новые формы, ему вторит Спиноза в своем учении о субстанции. Лейбниц учил о непрерывности развития, о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе.
В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам, а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума.
Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга.
Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.
Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым.
К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошлого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали, а не по прямой линии, как «перерывы постепенности», превращения количества в качество, внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина, которые абсолютизировали элемент борьбы, отрицания, скачки взрывного характера - революции.
Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.
Наряду с диалектикой существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм
Софистика как совокупность видов аргументации, в использовании правил логики приводила к псевдо-истине, поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного, а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению проблемы логического противоречия системы знаний.
Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к ложному отражению мира. Эклектики подменяют логическое основание сообразное поставленной целью. Сегодня эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации.
Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов:
Объекты рассматриваются вне связи друг с другом.
Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественного, но не качественного.
Истина абсолютна, застывшая, конечная она не есть процесс.
Долгое время метафизика обслуживала теологию, потом понималась как анти-диалектика.
Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII – XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.
Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.
С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы, общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной, отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную, диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме.
Такое понимание диалектики делает ее наукой, в которой совпадают:
Диалектика бытия - становящаяся теорией развития мира на уровне природных проявлений и общественного бытия.
Диалектика отраженного мира в двух формах - диалектика как теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления.
Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.
Принцип - наиболее общая идея, итог познания объективных закономерностей, вокруг которой формируется теория. Основные принципы диалектики:
принцип всеобщей связи;
принцип развития;
принципы историзма, причинности, системности.
2. Историческое развитие диалектики как метода познания
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)
В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.
Диалектике противостоят метафизика и эклектика.
Диалектика в античности и Средних веках
Первоначально этим термином обозначались:
способность вести спор посредством вопросов и ответов;
искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.
Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).
В схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно.
Понятие диалектики в немецкой классической философии
Немецкий классический идеализм (в отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.
«Тезис» — это некая идея, теория или движение.
Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса.
Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется «синтезом».
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.
Также необходимо отметить, что вместо использование терминов «тезис», «антитезис» и «синтез» диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» — взамен «синтеза».
Пример ипользования диалектического метода
В качестве примера использования диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля «Философия природы»
Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота. Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком.
Диалектика традиционной китайской философии
В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян. С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Инь» — темное, мягкое, упругое, «Ян» — светлое, жесткое, твердое; «Инь» переходит в «Ян»-темное светлеет и т. д.
Диалектика в российской философии
В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно.
Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции: Батищев, Генрих Степанович Лосев, Алексей Фёдорович Ротенфельд, Юрий Александрович.
Диалектика сегодня
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер. Рассмотрим прогресс в каждом из приведённых выше законов диалектики.
3. Диалектика марксизма и Гегеля
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели ее в материалистическую плоскость (диалектический материализм).
Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики».
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон отрицания отрицания.
В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Классический примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения.
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбу противоположностей можно проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях он ведёт себя как поток частиц, в других — как волна. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.
Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.
Злободневный пример: при развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис.
В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
Более всего термин диалектика раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:
1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.
2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».
Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьезным препятствием для диалектики.
3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.
В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:
субъективная диалектика детерминирована объективной;
первая отражает вторую;
субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;
их единство есть процесс развертывания отношения: мышление – история - природа.
Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.
Заключение
Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.
Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности.
Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями».
Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:
специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;
общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;
всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».
Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.
Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.
В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.
Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.
Категории означают основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения действительности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.
Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.
Список использованной литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.
Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, – М., 1985.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.
Философия: Учебник для ВУЗов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1998-2004
История диалектики – М.: Мысль, 1978
Спиркин А.Г. Философия. – М. Гардарики, 2001
Философия: Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003