Продвижение сайтов в красноярске seo продвижение сайтов в красноярске.

Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Содержание
Введение 3
Условие выполнения задания 5
1. Теория структурно-функционального анализа. 6
2. Теория социального конфликта. 8
3. «Технологический детерминизм» 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук -- от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) -- и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания. 
Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.
В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.
Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» -- «равенство--неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и структуры социологического знания.
Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений дает известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете социологии социологи еще не пришли.
При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из самых различных объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки и никакой другой.
Условие выполнения задания
Взгляд на общество как систему, понятие «равновесия», условия выживания социальной системы, назовите эти условия и раскройте их содержательную сторону. Что такое функция в теории Парсонса, какую она роль играет для объяснения целостности общественной системы, какие функции называет Т. Парсонс, какие структурные элементы общества осуществляют эти функции. Что обеспечивает общественный порядок.
2. Раскройте теорию социального действия в интерпретации Т. Парсонса:
а) в чем специфика социального действия;
б) Основные элементы социального действия;
в) модель системы социального действия.
3. По Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер.Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий какдифференциация и интеграция - раскройте содержание этих понятий иохарактеризуйте три типа обществ в соответствии с названнымикатегориями.
1. Теория структурно-функционального анализа.
Рассматривая процесс по теории структурно - функционального анализа организационного развития предприятия через постоянные изменения, мы не можем разделять структуру и функции. Сама по себе возможность изменения структур без изменения функций не несет за собой положительных последствий. Замена одних структур на другие не может автоматически повлечь за собой адекватную трансформацию статусов и ролей. Происходит потеря функциональности структур. Но и функциональная изменчивость без структурной поддержки не эффективна и ведет к негативным последствиям в виде усиления внутренней конкуренции, снижению удовлетворенности и мотивированности сотрудников и большой текучести кадров. Таким образом, мы будем рассматривать организацию как совокупность структурно-функциональных взаимодействий. Данные взаимодействия неоднородны и могут быть классифицированы. 
Структурный функционализм часто отождествляют с творчеством Т.Парсонса.
Развернувшаяся критика парсоновской социологии в 1960-е-1970-е гг. привела к тому, что дальнейшая работа над системной теорией в социологии была приостановлена.
Структурный функционализм критиковали за сложные аналитические конструкции, оторванные от действительности, изоморфизм, реификацию абстрактных построений.
Поздние работы Т.Парсонса послужили отправной точкой для разработки нового направления – неофункционализма. Автор известного манифеста на неофункционализм Джеффри Александер ставил ударение не на пересмотре функционализма, а на его тотальной перестройке и даже реорганизации. В особенности это касалось необходимости «ассимиляции» функционального анализа с другими направлениями социологической теории.
По Парсонсу, функция позволяет, с одной стороны, выявить важность элементов, частей внутри любой системы, а с другой - понять то, как сама система взаимодействует с её окружением. «Понятие функции, - пишет он, - имеет решающее значение для понимания любых живых систем, обозначая определенные черты, во-первых, взаимодействия системы с окружение, во-вторых, внутренней дифференциации самой системы»
Парсонс считал, что любая система, чтобы быть жизненной и эффективной должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:
1. Адаптация (adaptation) предполагает приспособление системы к её внешней среде.
2. Целедостижение (gоа1 attainment) означает, что система должна вырабатывать цели и достигать их.
3. Интеграция (integration) предполагает способность системы осуществлять внутреннюю регуляцию и координацию элементов системы действия.
4. Латентность (lаtепсу) в живых организмах, по существу, выполняет функцию генетического кода, обеспечивая скрытое поддержание и воспроизводство общезначимого действия. Если имеется в виду социальная система, то латентность предполагает наличие общезначимого символа, который осуществляет «поддержание культурного образца» (связанного главным образом с языком), а также мотивацию акторов к его сохранению. Функциональную сетку AGIL Парсонс использует на всех уровнях - будь то система действия или социальная система.

2. Теория социального конфликта.
В современной социологии соответствующая ориентация нашла выражение в социально – конфликтном движении, мотивация которого определяется стремлением к созданию «большой», всеобъемлющей и унифицирующей доктрине, способной занять командные высоты в теоретической мысли. Например, Т.Парсонс, по оценке Дж.Александера, стремился в социологии интегрировать культурный и структурный элементы, индивидуальную и коллективную силы. «Усилия Т.Парсонса были направлены на прекращение «войны между школами» современной социальной науки. Он предложил заменить старые, противоречивые направления, действия и порядки новым синтезом, в котором каждый из старых аспектов был бы включен в более широкие и концептуально целостные рамки». Вместе с тем эта попытка оказалась нереализованной, в частности, потому что Т.Парсонс стремился обеспечить преимущество для того или иного элемента предполагаемого синтеза вместо их реального снятия. Несмотря на это теория социального конфликта Т.Парсонса долгое время занимала господствующие позиции в мировой социологической мысли, а ее массированная критика явилась одним из проявлений кризиса социологии. 
Феномен конфликта рассматривается обычно в системе субъектно- объектного гносеологического отношения. Предметная теория, рефлексирующая объект исследования, в свою очередь становится предметом рефлексии более высокого уровня. Частные теории могут агрегироваться и обобщаться в теориях более высокого порядка, которые по отношению к нижележащим уровням и выполняют функцию социального конфликта.
Наряду с процессами вертикальной рефлексии в социальных системах разворачиваются и процессы социального конфликта Для их теоретического выделения модель исследовательской деятельности как субъектно-объектного отношения должна быть конкретизирована и развита в модель субъектно-субъектного отношения (первоначально объект может быть интерпретирован как контрсубъект). В системе развивающего социального взаимодействия обмен деятельностью может быть зафиксирован как на практическом, так и на духовном уровнях - обмен информацией, теориями и др.
Взаимовключение метапарадигм, возникающее вследствие устойчивых длительных коммуникаций, приводит их к содержательному сближению. При ближайшем рассмотрении видимый антагонизм доктрин оборачивается их существенным сходством. Не вдаваясь в историю коммуникаций обратим внимание на концептуальную близость теории подсистем социального конфликта Т.Парсонса и марксистско-ленинскую теории сфер общественной жизни. На мой взгляд, именно поэтому советские и российские социологи до сих пор не усматривают в столь популярной на Западе теории Т.Парсонса какой-либо значимый для них эвристический потенциал.
Теория социального конфликта является общей, сквозной для многих направлений общей и отраслевой социологии. Но она до сих пор воспринималась по преимуществу как периферийная тема, как частный факт истории персональных социологий. Даже в тех случаях, когда понятие социального конфликта выдвигалось на первый план, в силу отсутствия развернутой и проработанной системы категорий, его онтологическая роль была не ясна. В этой связи следует обратить внимание на проведенный В.Д.Ушаковым теоретико-методологический анализ представлений и концепций социального взаимодействия в наиболее известных социологических теориях разной методологической и предметной ориентации (М.Вебера, Т.Парсонса, Г.Зиммеля, П.Сорокина, представителей символического интеракционизма).

3. «Технологический детерминизм»
Выделение функциональных подсистем поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом.
Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.
Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К. Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический детерминизм).
Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических или генетических характеристик людей.
Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма.
Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М. Вебер для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.
Сущность общественной жизни кроется в практической человеческой деятельности. Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому, в какой бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер. Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью).
Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своими социальным положением различные пути и способы ее осуществления.
Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы - это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.
В условиях научной, технической и технологической революция, которые перманентно происходят в обществе, начиная с середины 20 века, в социальной философии возникли новые подходы объяснения общественной жизни. Технологический детерминизм в системе теорий экономического роста (У.Ростоу), единого индустриального общества (Р.Арон), постиндустриального общества, технотронной цивилизации, информационного общества, телематического и программированного общества (Д. Белл, Л.Мэмфорд, З.Бзежинский, У.Дайзард, Д.Мартин, А.Турен, и др.) общество ставит во всеобщую зависимость от развития техники, орудий и средств труда, машинных, интеллектуальных, в том числе информационных, экологических и прочих технологий. Сциентистский подход абсолютизирует в свою очередь познавательные возможности науки, ее социальную роль, ставит прогресс науки в обществе в зависимость от развития машинерии. При плюралистском подходе социальными философами делается попытка осмыслить историю и современное общество на основе причинного действия множества социальных сил и факторов. В таком случае одинаково важное место в системе общественных детерминант занимают и экономика, и техника, и наука. Мораль, политика, культура, человек как носитель ценностей обуславливают социальное развитие человечества.
Следовательно, на основе всех сколько-нибудь значительных подходов в социальной философии общество анализируется со стороны его сущности, природы, структуры, места и роли в общественной жизни тех или иных явлений, смысла бытия человеческого и исторического предназначения человека. Нельзя найти какой-либо один подход на основе которого выявились бы все, или даже основные пружины всемирной истории.

Заключение
Структуру и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учета того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, то есть дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется.
Таким образом, проведя систематизацию теоретических моделей, можно представить как порядок разграничения сфер компетенции различных теорий, которые сосуществуют на основе принципа взаимодополнительности. Каждая теория позволяет лучше, чем другие теории, ответить на ряд определенных вопросов. Однако исследовать социальные явления всесторонне, наиболее полным образом можно, если используются различные подходы. Тем самым осуществляется рефлексия внутри социологии и снижается вероятность принятия тенденциозных результатов в качестве абсолютно, истинных. Необходимость исследовать все возможные аспекты социальных явлений привела к возникновению сложной структуры современной социологии

Список использованной литературы
А.А.Радугин, К.А,Радугин. Социология: курс лекций. - Москва: Центр, 2006.
КондауровВ.И., Страданченков А.С. Социология: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001.
Социология. Учебник для вузовУпод ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Социология. Курс лекций. Учебное пособиеУЮ.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д, Феникс, 2006.
Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.
Радугин А.А., Радугин .К.А. .Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.
Вельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
Современная западная социология/Словарь. М., 1990.
Грошев И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб, 1997.
Капитонов Э.Н. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.
Курбатов В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор понятий. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.