СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….2
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности……………3
Стадии, способы и средства социализации личности………………….10
Вопрос……………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..15
Список используемой литературы………………………………………16
Введение
Социологи личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.
Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; марксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», его основных признаков.
Начнем с того, что человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, то есть как существо биосоциальное. Эти его качества гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, прежде всего такие, как способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловившие историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом.
Однако из того, что социальные качества человека, проявляющиеся в его многочисленных социальных свойствах, играют ведущую роль в развитии человека и в его социальной жизнедеятельности, не следует делать вывод о незначительной роли в этом его биологических качеств. Напротив, роль их весьма существенна как в функционировании собственно биологического организма человека, так и в его социальной жизнедеятельности.
Основные сущностные свойства человека — его способность к труду, другим видам общественной деятельности, общению, а также его мышление и речь, порождены и развиты именно социальным содержанием его жизнедеятельности. Это и есть те общечеловеческие социальные качества, которые возвысили человека над природой, явились социальной основой его развития. Биологические же функции его организма выступают в качестве природной основы его социальной жизнедеятельности. Так что можно сказать: если содержание и структура человека биосоциальны, то есть представляет собой единство его биологических и социальных свойств, то его сущность социальна. В своей сущности он выступает как субъект социальной деятельности, сознания и общения.
Социолог, изучающий человека, исследует, прежде всего, его социальную сущность и социальное содержание его жизнедеятельности. Изучение более конкретных социальных свойств людей — их социального статуса, классовой принадлежности, национальных особенностей, политической и духовной культуры, а также особенностей их деятельности и т.д., приводит нас к рассмотрению проблемы отдельных человеческих личностей.
Итак, социальные свойства человека специфических социальных проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны — как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.
Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.
Личность и общество - это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. Выше мы касались многих ее сторон. В данном случае еще раз укажем в качестве общего и в некотором смысле итогового вывода о том, что взаимоотношения
личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.
Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. И здесь мы еще раз укажем на главное обстоятельство: реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей.
Такой подход опровергает постулаты так называемого методологического индивидуализма тех социологов, которые, по сути, игнорируют значение общества и его интересов в жизнедеятельности отдельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как самодостаточного субъекта, который исключительно сам творит и реализует себя. Отсюда мифы о способных и удачливых личностях и остальной массе неспособных и потому неудачливых людей. Социальные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются.
Чего здесь больше — заблуждений или лукавства?? Ведь кажется ясным, что никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством. Все это говорит о том, что методологический индивидуализм, с позиций которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практической точки зрения.
Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.
Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.
Любая человеческая личность хар