Вариант 9. Основные направления субъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Содержание
I Теоретическая часть 2
1. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология 2
2. Теория социального обмена 9
II Практическая часть 13
Список используемой литературы 16






Символический интеракционизм. Феноменологическая социология
Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в современной западной социологии является символический интеракционизм. Его основатель, американский социолог Дж. Мид, вдохновленный идеями Ч. Дарвина, пытается создать специальную теорию человеческой эволюции. Для этого необходимо в первую очередь решить фундаментальный вопрос: что отличает человека от животных и что делает его личностью? По Миду, специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения.
Главной характеристикой человеческого действия является использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: ступень общения при помощи жестов и ступень символически опосредованного общения.
Общение посредством жестов характеризуется тем, что оно представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Такого рода жесты, берущие на себя функцию координации поведения, представляют собой прообраз языка.
Символически опосредованное взаимодействие, т. е. в первую очередь взаимодействие с помощью языка, характеризуется тем, что: а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место другого; в) позволяет видеть себя глазами другого человека.
Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально - необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и антропологически - способностью человека к созданию и использованию символов.
Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы. Понятия «мать», «отец», «хорошо», «плохо» и т.д. в своем звучании и специфическом значении являются достоянием группы, откуда отдельный индивид эти значения и черпает. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. Понятие «значимый символ» относится прежде всего к языку. Мид отмечает, что на самом деле партнеры по общению никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Вследствие этого часто возникают ситуации недопонимания или ошибочного понимания, что приводит к нарушению взаимодействия. Эти нарушения (искажения) могут быть исправлены с помощью метакоммуникации, т. е. такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений. Отсюда вытекает, что:
человек осуществляет деятельность в отношении объектов на основании тех значений, которые он им придает;
сами значения есть продукт социального взаимодействия;
значения возникают и изменяются посредством их интерпритации, переопределения.
Общество, по Миду, - это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отношения взаимодействия и чьи позиции, чье отношение являются для него основой самопонимания и планирования собственных поступков. Возникновение общества Мид объясняет в конечном счете физиологическими причинами и необходимостью удовлетворения определенных потребностей, прежде всего потребностей в питании и продолжении жизни. Но даже в удовлетворении физиологических потребностей индивид «завязан» на других людей.
Описывая реальное и идеальное общества, Мид рассматривает их через призму широты и качества взаимодействия. Идеальное общество характеризуется всеобщностью норм и вовлеченностью в процесс коммуникации всего человечества. Предпосылки возникновения идеального общества он видит в расширении мирохозяйственных связей, политических союзах государств, универсализации религий. При этом Мид подчеркивает конструктивную роль социальных конфликтов, в том числе конфликта между трудом и капиталом: в ходе этого конфликта подает голос угнетенный, лишенный слова, еще не признанный обществом и борющийся за свое признание класс. Таким образом, расширяется круг социальных субъектов, вовлеченных в коммуникацию, и результатом этого нового диалога может стать реорганизация общества. Сторонники этого направления представляют общество как сконструированную и созданную реальность. Социальный мир и человек, его создатель, тесно взаимосвязаны. Основные положения этой теории наиболее четко изложены в работе Г. Блюмера «Символический интеракционизм: перспективы и метод»:
В результате общения между людьми формируются значения тех объектов, на которые направлена человеческая деятельность. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом.
Значительное число символов для людей, принадлежащих к определенным группам, является общим.
Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
В процессе общения индивиды постоянно интерпретируют символы для лучшего взаимопонимания.
Различные группы вырабатывают свои миры, и эти миры меняются, когда объекты, их составляющие, меняют свое значение.
Дж. Г. Мид создает работу «Разум, Я и Общество», в которой уделяет значительное внимание процессу интерпретации, представляя ее как процесс внутреннего общения между «Я» (то, как себя воспринимает личность) и «МОЕ» (видение Я другими людьми). Личность формируется в результате трансформации Я через МОЕ. Глаза других людей заставляют изменить себя для облегчения интеракции.
К символическому интеракционизму примыкает социо-драматический подход, сторонником которого был И. Гоффман. Основная работа этого социолога - «Представление себя другим в повседневной жизни». Становясь участником социального взаимодействия (интеракции), индивид старается представить себя как можно в более выгодном положении. Для этого он вынужден прибегнуть к исполнению роли, которую он для себя выбрал (чтобы произвести хорошее впечатление на других). Через роль индивид дает другому участнику взаимодействия информацию о себе, но актер постоянно должен помнить, что истинную его сущность легко выдает непроизвольное самовыражение. Иногда актер так вживается в роль, что она становится его «Еgо» («Я»). Таким образом, участники интеракции постоянно разыгрывают спектакль, через исполнение ролей утаивают и скрывают истину. Процессу коммуникации присуща асимметрия: «зритель» всегда будет иметь преимущество перед действующим лицом. Асимметрия определяет определенный рабочий консенсус, когда участники интеракции принимают правила игры, т. е. принимается информация, исходя из которой каждый участник интеракции выстраивает свою линию ответных действий. Если требования не принимаются, то включается защитная реакция.
Таким образом, контакт в интеракции есть исполнение определенных ролей. Для удачного исполнения актер использует передний план, определенную обстановку. Особенно важен личный передний план (умение одеваться, речь, лицо, жесты).
После выбора переднего плана наступает период театрального воплощения (подбор театральных эффектов). Исполнитель во время спектакля находится в постоянном напряжении, так как исполнение требует также и внутреннего контроля. Для удачного спектакля необходимы сплоченные действия всей команды. Помимо зоны исполнения в жизни человека важна также зона закулисья, где человек может снять маску и стать самим собой.
Итак, Гоффман рассматривает социальное взаимодействие как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя окружающую обстановку для создания определенных впечатлений. Человек одновременно является и продюсером, и актером, и режиссером своего социального мира.
Последователи Мида само социологическое исследование понимают как коммуникативный процесс, цель которого состоит не в создании теоретических конструкций для объяснения реальности, а в воссоздании, в «реконструировании» намерений и стратегий действующих индивидов на основе метода понимания.
Феноменологическая социология.
Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации, определение того, что возможно, допустимо, а что абсолютно исключено, зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта. Шюц подчеркивает, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Социально нормированные «конструкции мира» очень вариативны.
«Жизненный мир»(life-world) (Lebenswelt) — “естественное HYPERLINK "http://voluntary.ru/dictionary/567/word/%CE%D2%CD%CE%D8%C5%CD%C8%C5"отношениеОТНОШЕНИЕ(attitude) — усвоенная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо ситуации или ...”, которое содержится в повседневных понятиях о действительности и предполагает "не только "природный" опыт..., но также HYPERLINK "http://voluntary.ru/dictionary/567/word/%D1%CE%D6%C8%C0%CB%DC%CD%DB%C9"социальныйСОЦИАЛЬНЫЙ(social) — 1. (Некоторые виды насекомых и животных, включая человеческий род) живущий вместе в о...  мир " (Шюц и Лукман, "Структуры жизненного мира", 1973). Если HYPERLINK "http://voluntary.ru/dictionary/581/word/%D4%C5%CD%CE%CC%C5%CD%CE%CB%CE%C3%C8%DF"феноменологияФЕНОМЕНОЛОГИЯ- направление в социологии, которое фокусирует внимание на том, как человек воспринимает и переж...  Гуссерля заключала "HYPERLINK "http://voluntary.ru/dictionary/568/word/%CF%CE%CD%DF%D2%C8%C5"понятиеПОНЯТИЕ- форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свой..."  в скобки, для Шюца оно является "допустимым", "обыденным", вызывая больше всего впечатлений в отличие от науки. "Запасы знания" ("что каждый знает") и "интерпретативные схемы", используемые социальными актами в осуществлении повседневной деятельности, как наглядно продемонстрировал Шюц, становится предметом этнометодологии. Мысль Шюца также повлияла на формулировку Гидденсом структурационной теории.
Затем все представления об общественной жизни в результате интеракции приобретают интерсубъективность,( «интерсубъективность» - состояние, при котором люди получают возможность взаимодействовать на основе согласования своих представлений и ожиданий с представлениями и ожидания...) происходит взаимовлияние конструктов сознаний личностей. В результате коммуникаций сознаний образуется формальная структура общества, т. е. объекты социального мира конструируются людьми в ходе их жизненной практики.
Таким образом, единичные субъективные значения, человеческие представления о социальном мире, формирующиеся в потоке переживаний индивидуального субъекта, оказывают значительное влияние на объективные социальные феномены. Феноменологические социологи считают, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется "в мире повседневности. Повседневность — это одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, которая есть «высшая реальность» и основа формирования различных социальных миров.
Возникает вопрос: возможно ли в таком случае объективное понимание мотивов человеческих действий, т. е. их субъективного смысла? Если да, то на основе чего оно возникает? Возможность понимания, утверждает Шюц, заложена в самой основе повседневной жизни, в «мире повседневности». Именно это позволяет решить главную, по мнению Шюца, задачу социологии - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Но социолог, создавая теоретическую модель жизненного мира, должен придерживаться следующих правил (Шюц называет их постулатами).
Постулат релевантности (представительности). Модель социального мира должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета, оставляя без внимания «избыточное» содержание, которое не связано непосредственно с изучаемой проблемой.
Постулат адекватности. Социологическая модель и содержащиеся в ней знания, мотивы, планы, действия должны быть выстроены таким образом, чтобы с точки зрения здравого смысла они тоже воспринимались как «разумные и понятные».
Постулат логической последовательности. Понятия, которыми пользуется социологическая наука, следует согласовывать друг с другом, и основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу.
Постулат согласования. Социолог не изобретает мир заново, он строит свою объяснительную модель таким образом, чтобы ее можно было эмпирически проверить1.
Итак, феноменологическая социология впервые рассматривает повседневность как основу и необходимую предпосылку исследования в социальных науках и как тему, предмет этого исследования.