Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра Философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология» на тему:
«Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи»
Преподаватель
К.ф.н., доцент Подвойская Любовь Тимофеевна
Работа выполнена
Чубовой Екатериной Вячеславовной
Факультет УС
№ личного дела 05убб00146
Группа 327
Москва 2008 год

Содержание
Введение
1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.
2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи
Заключение






Введение
Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи. В середине XIX в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно- исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.
Цель и задачи работы: рассмотреть классификацию семей и брака; изучить социальные функции семьи; проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.
Семья - малая группа, основанная па родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.
• Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена хозяйка) в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
• Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в труде женщина получает исключительное право на домашний труд.
• Эгалитарная семья (семья равных) Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая ролевая симметрия) б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, в) эмоциональная насыщенность отношений.
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.
С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или; общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается в, продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.
Хозяйственно -экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д. В нашей стране, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы. Однако массовые опросы показывают, что лишь небольшой процент женщин (5%) выбирает в качестве наиболее привлекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабочего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более половины считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск - длиннее.
Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.

2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи
Начиная с 1960-х годов, исследователи во многих странах мира выражают обеспокоенность кризисным состоянием семьи, ставя это явление в прямую зависимость от глобальных социальных трансформаций.
Между тем, институт семьи – о чем свидетельствует его многовековая история – оказался наиболее стабильной общностью.
На протяжении всего минувшего века в научной литературе ссылаются на одни и те же социальные факторы, лежащие на поверхности: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше не полных семей, нарастает количество повторных браков. В справедливости этих тенденций невозможно усомниться: в их пользу более чем столетняя статистика. И все же количественные ряды, сколь бы внушительными они не были, фиксируют лишь данность, не объясняя глубинных социальных преобразований. Одни специалисты интерпретируют преобразования, как кризис моногамии, другие – как ее трансформацию в сторону акцентирования личностного своеобразия каждого из членов союза, т.е. отстаивают идею модернизации института семьи.
Представители первой позиции декларируют, что кризис семьи – острейшая проблема современности. По их убеждению, новая демографическая ситуация превращает родительство в главную профессию страны. В. И. Переведенцев констатировал следующее: « В довоенной России, люди считали, что они живут ради детей, ради того чтобы их было больше, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Это все исчезло. Исчезла старая патриархальная семья, одним из главных признаков которой была многодетность. Возникла новая, один из главных признаков которой – малодетность.»
Все изменения, которые так или иначе претерпела патриархальная семья, специалисты связывают с нравственными преобразованиями, обусловленными в первую очередь широким женским эмансипаторским движением, охватившим большинство индустриальных стран. Женщины были лишены самостоятельности и возможности участвовать в политической и общественной жизни. Открывшаяся возможность равновероятного овладения всем веером социальных ролей не привела к утрате «полового лица», но способствовала индивидуализации как мужчин, так и женщин.
А.И. Антонов замечает, что разделение единого человека на два пола не бессмысленно, если оно биологически целесообразно для выживания. В определенный период жизни, если бы все особи были заняты рождением, им было бы трудно сохраниться. Поэтому один пол специализирован на контактах с внешним миром больше, чем другой. Иметь одинаковое поведение абсурдно, тогда не зачем было разделяться.
Иная точка зрения по поводу трансформации семьи отстаивается рядом зарубежных и отечественных исследователей. Многие проблемы современной семьи – высокий процент разводов, отсутствие родительского авторитета, отчуждение детей – возникает из того факта, что отношение семьи к своим членам строится на строго либеральной почве. Немецкий социолог У. Бек подмечает, что если в 50-60-е годы на вопрос: «Какую цель вы преследуете в жизни?» - люди четко и ясно отвечали в категориях «счастливой семейной жизни»: построить собственный домик, купить автомобиль, дать детям хорошее образование, то к началу 90-х годов многие заговорили на другом языке – по необходимости неопределенном - «о самоосуществлении», «поисках идентичности», «развитии личных способностей».
Еще в конце 1960-х годов профессор В.Т. Лисовский «засек» начало изменений, происходящих с семьей в нашей стране. Так на вопросы о желании встретить любимого человека и создать семью, были получены следующие результаты: на первый вопрос - среди девушек – 40,4%, среди юношей 38,9%, и соответственно 31,4 и 29,7 % на второй вопрос. Таким образом встретить любимого человека и создать семью для одних и тех же респондентов – события не тождественные.
Несомненное продолжение указанной тенденции зафиксировано в результате обследования в начале XXI столетия. Свыше половины опрошенных полагают, что перед регистрацией первого брака нужно пожить вместе год-два и проверить свои чувства. При опросе читательниц одного женского журнала на вопрос «Хотите ли вы выйти замуж?» получены ответы: 45,6% считают, что кольцо на пальце не имеет значение; 40% - предпочитают карьеру ЗАГСу; 14% - ждут первого шага от партнера; 0,4 % - считают замужество главной целью жизни.
Замужество как жизненная цель – имеет значение для минимального числа российских молодых женщин начала XXI века. Можго констатировать, что брак перестал быть нормой бытия. Однако в конце XIX столетия в России насчитывалось всего 4% мужчин и 5% женщин, которые в течение жизни ни разу не были женаты или замужем. Значит, для этого периода брак был нормальным явлением.
Обобщение отечественных данных и зарубежных литературных источников показывает – не все так беспросветно в приватном мире женщины, как заявлено теоретиками феминизма и их критиками. Женщина со второй половины XX столетия стала свободнее, раскрепощеннее по сравнению с недавним прошлым, но это лишь первые шаги. Обретение искомого лица – путь сложный, противоречивый и до сих пор не до конца проясненный.
Стабилизация семьи тесно связана с её прокреативным потенциалом. Автор считает, что сочетание двух эмансипаторских движений – ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа – содействует формированию нового – постсовременного типа семьи.
Супруги, по замечанию английского социолога Э. Гидденса, стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже более важное значение, чем их обязательства по отношению к детям. «Дом» стал местом, где агент мог получить эмоциональную поддержку по контрасту с инструментальным характером рабочей среды.
Представленный тип семьи автор называет «супружеским». В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальной), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей.
Супружеская семья – своеобразная кооперация с уникальными возможностями для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонней деятельной палитры по всем структурным каналам: «муж-жена», «родители-дети», «супруги-родственники», «дети-прародители». Словом, в границах одного семейного типа возникают богатые многослойные отношения между полами и поколениями, открывается широкое пространство для самореализации каждого из агентов.
Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Особо автор подчеркивает неиндустриальный характер отношений, симметричность прав и, что не менее важно асимметрию ролей жены и мужа. И то и другое указывает на исторически недавнее происхождение указанного феномена. Принципы, лежащие в основе супружества, могли реализоваться в полной мере как следствие глобальных социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, интернальной ответственности и автономии от социальных институтов) и распространение этих свойств на женщин, что разумеется, было бы не возможно без приобретения ими экономических и гражданских прав и свобод.
Совместное проживание мужа и жены в условиях в условиях раз и навсегда закрепленных статусов и ролей, требует адаптации их индивидуальных планов, образов и практик относительно друг друга. Существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая.
До определенного момента совместного проживания мужчин и женщин, то или иное сочетание адаптационных и интимных компонентов способствует созданию атмосферы, их эмоционального взаимопритяжения. Вместе с тем, на определенной стадии трансформации семьи в отношения супругов начинает ощущаться напряжение. Интересы каждого из супругов становятся разнообразнее семейных, а потребности и круг общения мужа и жены выходят за пределы брака; их экспрессивные устремления в «постмодерной» семье опираются не столько на обычаи (как в патриархальной) и традиции (как детоцентристской) семье, сколько на гендерные психосоматические особенности агента, поколенческие нравственные образцы, цивилизованные представления о пристойности и эстетическом идеале.
Далее проследим динамику рождаемости у родителей, официально не зарегистрировавших свои отношения. Статистика указывает на распространенность не зарегистрированных браков и рост доли «внебрачной» рождаемости. Но не заключившие по каким-либо соображениям официального союза мужчина и женщина идут на сознательное зачатие ребенка, и мало того не скрывают (вопреки идеалам иудеохристианской морали) его рождение, производя по обоюдному согласию запись в государственном учреждении.
Вместе с тем категорически отрицать регулирующую роль института брака нет оснований. Наряду с ним высветился новый агент – личность с её непременным атрибутом, избирательностью. Мужчины и женщины, избегая публичности в оформлении брака, вовсе не склоны отказываться от официального признания ребенка. Отсюда и дерегуляция – столкновение интересов социального института (брака) и агента. Одно дело когда все действия заранее предписаны – господствуют обычаи и традиции; другое, когда – решение принимается, сообразно с совокупностью обстоятельств и таких нравственных понятий как «долг» и «свобода».
Заключение
В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.
В прошлом все, за редким исключением, мужчины и женщины вступали в брак. В последнее время заметно увеличилось количество семей, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. К концу минувшего века для большинства молодого европейского населения порядок приоритетов стал иным, а рождение ребенка рассматривается как исполнение хотя и важной, но не первоочередной нужды.
Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремиться жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. Таким образом, в современной семье трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности.
Кризис семьи общепризнан. Природа этого кризиса считается структурно-функциональной по своему содержанию и производной от демографического перехода по своей причине. Институт семьи пришёл в фундаментальное противоречие с интересами все более быстро развивающегося человечества.
Список использованной литературы
Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.
Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб. Питер, 2007.
Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби. Проспект , 2004.
Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.
Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи./Социологические исследования. 2008, № 1/.