Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт


Контрольная работа № 1
по отечественной истории
на тему: Культура и быт Руси в XIV – XVI вв.

Преподаватель Фисенко Татьяна Семеновна
Работа выполнена Фоменко Ольгой Анатольевной
факультет финансово-кредитный,
личное дело № 50042, группа № 14
Дата отправки работы ___________________
Дата регистрации работы филиалом _______
Деканатом_____________________________



Россошь 2006 г.
План
Церковь, религия, литература…………………………………………3
Архитектура, живопись………………………………………………...6
Быт русской семьи в XVI в……………………………………………10
Список литературы…………………………………………………….15







1. Церковь, религия, литература
Важный фактор развития культуры – влияние церкви на духовную жизнь общества, прочность ее позиций в государстве, а это определялось характером взаимоотношений церкви и государственной власти.
Конец XV в. ознаменовался углублением противоречий между церковью и государством. Однако, церковь и государство не только соперничали друг с другом, но и нуждались во взаимной поддержке. С начала XVI в. постепенно складывался союз государственной власти и «иосифлянской» церкви на основе взаимных уступок.
Поскольку церкви отводилась важная роль в укреплении самодержавной власти, ее идеологическая деятельность приобретает широкий размах. Церковь повела борьбу с «латинством», со светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию живописи, зодчества, литературы, всей духовной жизни.
Таким образом, культура в XVI в. развивалась в сложной и противоречивых условиях. Наряду с позитивными факторами, действовали и факторы негативные, ставившие серьезные преграды на пути культурного прогресса. Главными из них были господство церкви и рост крепостнических отношений.
Русская литература XIV – XVI вв. вобрала в себя традиции древнерусской литературы с ее яркой публицистичностью, заостренностью на важнейших политических проблемах. Особенно тесно было связано с общественно-политической жизнью летописание. В 1408 г. в Москве создается первый общерусский свод – Троицкая летопись. К 1480 г. восходит создание Московского летописного свода – одного из самых значительных летописных произведений.
В XV – XVI вв. русская литература стала разнообразнее. Она затрагивала животрепещущие вопросы жизни общества. Наиболее распространенным чтением были Жития святых, в том числе русских.
Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и вызвала к жизни цикл литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является «Задонщина» - поэма, написанная Софонием Рязанцем в конце XV в. характерная особенность «Задонщины» - ее связь со «Словом о полку Игореве». Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора «Слова» литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, которое позволяет выразить главную мысль автора: залог победы – в единстве и согласованности действий русских князей. Самым популярным произведением куликовского цикла стало «Сказание о Мамаевом побоище», в котором широко использованы народные предания о Куликовской битве и изобразительные средства устного народного творчества.
Особое место в русской средневековой литературе занимает «Хронограф» - сборник знаменитых повестей о событиях всемирной истории подготовленный в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом.
Расширение политических, экономических и культурных связей Московского государства с другими странами отражает такой известный литературный памятник этой эпохи, каким является путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», посвященный описанию его путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока в 1466 – 1472 гг.
Со второй половины XIV в. отмечается оживление книжного дела. Переписываются старые и создаются новые книги. С развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. Претерпевает изменения техника письма. Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло.
В XVI в. на пергаменте писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. На смену уставному письму (строго каллиграфическому начертанию букв) в XVI в. приходит полуустав – более беглое и свободное письмо, а затем, с XV в., - скоропись. Изменение графики письма ускоряло создание книги, удешевляло ее и делало более доступной.
В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была утверждена первая типография. В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Здесь были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец». В Львове Иван Федоров издал первый русский букварь, а грамматикой. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исправлении ошибок, неизбежных при переписывании Л.А. Кацва «История отечества», 2001 г.
.
Архитектура, живопись
С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступает новый этап, связанный с завершением объединения страны.
Масштабы каменного строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль.
В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1475 – 1479 г.г приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиорованти выстроил новый величественный успенский собор. Новый храм должен был превзойти величием древние соборные церкви Новгорода и Владимира, подчеркнуть могущество Москвы. Успенский собор стал митрополичьим кафедральным.
В 1484 – 1489 г.г псковские мастера построили нарядный Благовещенский собор – великокняжескую домовую церковь.
В 1485 – 1516 г.г под руководством итальянских мастеров были сооружены кирпичные стены Московского Кремля взамен обветшавших белокаменных. В 1487 – 1491 г.г итальянскими зодчими Марко Руффо и Антонио Солари была построена Грановитая палата. В 1505 – 1508 Алевиз Новый возвел пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей, а Бон Фрязин – колокольню «Иван Великий».
На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены с Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях (к югу от столицы).
Продолжается и храмовое зодчество. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви.
В 1555 – 1561 гг. на Красной площади в Москве был возведен знаменитый шедевр русской архитектуры – собор Покрова что на рву (храм Василия Блаженного). Собор строился в ознаменование взятия Казани. Авторами его были русские мастера Борма и Постник Яковлев М.Н. Зуев «История России», 2002 г.
.
Искусство древнерусской иконописи является уникальным явлением в истории мировой художественной культуры. Беря свое начало от византийской живописи и строго следуя ее канонам, русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни.
Икона сопутствовала православному христианину на протяжении его жизни: от рождения и до смерти. В основе древнерусской иконописи лежит принцип «обратной перспективы», открывающий возможность увидеть изображение в бесконечно расширяющем пространстве. Символичными были и представления о времени, которое на подчинялось привычным законам, оно, как свиток разворачивалось в пространстве. Цвет так же выполнял особую роль. Например, золотой фон воспринимался как неземной свет вечности, белый символизировал святость христианской веры и т.д.
Сложилось несколько школ иконописи - новгородская, псковская, московская, волгоградская и др. успешно развивалась монументальная новгородская живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Он приехал из Византии в 70 г. XIV в. уже зрелым живописцем и работал сначала в Новгороде, а потом в Москве.
Феофаном Греком была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде – фрески московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Помимо фресковой живописи, им была создана большая икона «Преображения».
Иная манера была присуща гениальному русскому художнику Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире (1408), затем – в Троицком соборе в Троице – Сергиевом монастыре и в Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е г.). Самое знаменитое его произведение – икона «Троица» (1422 – 1427 гг.), написанная для иконостаса Троицкого собора. Иконописец сосредотачивает внимание на главном – спокойных одухотворенных лицах и фигурах Г.И. Данилова «Мировая художественная культура», 2005 г.
.
На протяжении многих столетий крепостные стены и башни, дома и дворцы, храмы и мосты – все строили из дерева. Деревом отапливали и освещали жилище. Из него мастерили домашнюю утварь – мебель, посуду, орудия труда, делали сани телеги и лодки.
Из сохранившихся памятников русского деревянного зодчества самый древний – церковь Святого Лазаря, установленная ныне в Кижах. Деревянные памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на севере, в окрестностях Онежского озера. На берегу озере стояла некогда в составе древнего монастыря Лазаревская церковь. Почти через 300 лет после ее сооружения, другой неизвестный мастер срубил на острове Кижи, почти в самом центре Онежского озера, другой храм. Освящен он был в честь одного из главных христианских праздников – Преображения Господня. - подлинный шедевр деревянного зодчества.
Средние века на Руси – это бесконечная череда войн и кровавых столкновений. Только за надежными стенами городов люди могли найти укрытие. А возводились они из дерева. Древнейшие укрепления Киева, Новгорода и Москвы были деревянными. Даже в XVII в., когда каменное строительство стало теснить деревянное, в Сибири продолжали строить остроги - деревянные крепости.
Трудно переоценить роль дерева в жизни наших предков. Издревле на Руси строили жилища из дерева – избы. Практично была устроена русская изба, но что за дом без украшений. В былые времена каждый хозяин старался украсить свое жилище. Богаче всего наряжали фасад, выходивший на улицу. Для этой работы приглашали профессиональных мастеров. Однако не только стремлением к красоте руководствовались наши предки, украшая свое жилище затейливой резьбой и росписью. Считалось, что изображение на фасаде отпугивает нечистую силу Ю.С. Рябцев «Путешествие в Древнюю Русь», 1995 г.
.
3. Быт русской семьи в XVI в.
Рубеж XV - XVI вв. - перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.
Русские люди XVI в. по-прежнему жили преимущественно в деревянных избах. Веками крестьяне приспосабливали жилище к своему образу жизни. Жилище с давних пор было не только областью удовлетворения потребности человека в жилье, но и частью его экономической, хозяйственной жизни. Разумеется, что в особенностях жилища, его размерах, благоустроенности отражалась и социальная дифференциация общества. Почетное место в избе - «красный угол» - находилось по диагонали от печи, которая определяла планировку избы. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. Угол напротив печи, слева и справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Мебели в избе было не много – стол, лавки, сундуки, посудные полки. Главный предмет мебели – обеденный стол Ю.С. Рябцев «Путешествие в Древнюю Русь», 1995 г.
.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Подлинную картину того, как одевались наши предки в XVI веке, мы можем восстановить в общих чертах, лишь синтезируя сведения различных источников - письменных, графических, археологических, музейных, этнографических. Совсем невозможно проследить по этим источникам локальные различия в одежде, а они, несомненно, были.
Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи носились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых и знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у простонародья, вероятно, красными нитками. Главнейший элемент такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота. Ожерелье могло быть пришито к рубахе, могло быть и накладным, но ношение его нужно считать обязательным вне дома. Украшениями покрывали концы рукавов и низ подола рубах. Рубахи различались по длине. Следовательно, короткие рубахи, подол которых доходил примерно до колен, носили крестьяне и городская беднота. Богатые и знатные носили длинные рубахи, сорочки, доходившие до пят. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина для обозначения этой одежды еще не было. Обувь XVI века была весьма разнообразной и по материалам, и по покрою.
Археологические раскопки дают явное преобладание кожаной обуви плетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известны населению Руси с древности и были скорей дополни тельной, предназначенной для особых случаев обувью.
Для XVI века можно наметить определенную социальную градацию: сапоги - обувь знатных, богатых; калиги, поршни - обувь крестьян и массы горожан. Впрочем, эта градация могла быть и не четкой, так как мягкие сапоги носили и ремесленники, и крестьяне. Но феодалы всегда в сапогах.
Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати. Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, была войлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующие феодальные слои населения, больше связанные с торговлей, стремившиеся подчеркнуть свою сословную обособленность, многое заимствовали из других культур. Широко распространился среди бояр и знати обычай ношения тафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А, выходя из дому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярской спеси и достоинства.
Знать носила и другие шапки. Если отличие в основном мужском одеянии между сословными группами сводились главным образом к качеству материалов и украшений, то разница в верхней одежде была очень резкой, и, прежде всего по количеству одежд. Чем богаче и знатнее человек, тем больше на нем было платья. Сами названия этих одежд не всегда понятны нам, так как отражают часто такие их признаки, как материал, способ застегивания, что совпадает и с номенклатурой позднейшей крестьянской одежды, так же весьма неопределенной по функциональному признаку. С господствующими слоями одинаковы по названию были у простонародья только шубы, однорядки и кафтаны. Но по материалу и украшениям не могло быть никакого сравнения. Среди мужской одежды упомянуты и сарафаны, покрой которых точно трудно себе представить, но это было просторное длинное платье, так же украшенное вышивкой, обнизями. Конечно, так роскошно одевались лишь во время парадных выходов, приемов и в других торжественных случаях.
Как в мужском костюме, рубаха была основной, а часто единственной одеждой женщин в XVI веке. Но сами рубахи были длинные, до пят покрой женской рубахи нам не известен. Материал, из которого шились женские рубахи - полотно. Но могли быть и шерстяные рубахи. Женские рубахи обязательно украшались.
Конечно, у крестьянок дорогих ожерелий не было, но их могли заменять вышитые, украшенные простыми бусами, мелким жемчугом, латунными нашивками. Крестьянки и рядовые горожанки, наверное, носили поневы, плахты или подобную одежду под другими названиями. Но кроме поясной одежды, а так же рубахи, уже с XVI века выдавали какие-то горничные одежды.
Ничего мы не знаем об обуви простых женщин, но, вероятней всего, она была идентична мужской. Весьма общие у нас представления о женских головных уборах XVI века. На миниатюрах головы женщин покрыты платами (убрусами) - кусками белой ткани, закрывающими голову и спадающими на плечи поверх одежды. Одежда знатных женщин сильно отличалась от одежды простонародья, прежде всего обилием платья и его богатством. Что касается сарафанов, то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужской одеждой, а не женской. Рассказывая об одежде, мы вынуждены отмечать и украшения. Часть украшений стала элементом тех или иных одежд. Одним из обязательных элементов одежды и одновременно украшением служили пояса. Выйти на улицу без пояса было нельзя. XV-XVI вв. и позднейшее время можно считать периодом, когда роль металлических наборов украшений постепенно сходит на нет, хотя и не во всех видах. Если археологические данные дают нам десятки разных типов шейных, височных, налобных, ручных украшений, то к XVI веку их остается сравнительно немного: перстни, браслеты (запястье), серьги, бусы. Но это не значит, что прежние украшения исчезли бесследно. Они продолжали бытовать в сильно измененной форме. Эти украшения становятся частью одежды Полная энциклопедия быта русского народа, I и II том/ Сост.: И.Панкеев.

.
Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря. Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец и амбар.
В обязанностях крестьянина Древнерусской Руси не было разнообразия – это работа в поле и по хозяйству. Осенью крестьянин пахал землю сохой два – три раза. После пахоты поле боронили. Вслед за осенним боронованием наступало время озимого сева. После него земледельческие работы откладывались до самой весны. Весна – пора ярового сева. К этому ответственному делу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, в день сева одевал белую рубаху. Так же на сев приглашали священника совершить молебен. Лето – самая напряженная трудовая пора на селе: жатва и сенокос. Жатва считалась самой страдной порой на селе. Целый день от зари до заката работал крестьянин , на покладая рук и не разгибая спины. Сенокос тоже немаловажен, так как от его успеха зависело благополучие скота.
Основа питания оставалась неизменной. Ее составляли щи, каша, хлеб, пареная и печеная рыба, а в скромные дни – вареное мясо. Серьезным подспорьем были лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему оставался хлеб. Обильным и разнообразным был праздничный стол в богатых домах, включавший пироги, меды, дорогую осетровую рыбу, привозное вино. Трудно сказать сколько раз в день ели крестьяне в XVI в.
В крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.
Обобщающим руководством по обустройству домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту крестьян стал «Домострой», написанный при участии протопопа Сильвестра в середине XVI в. «Домострой», говоря современным языком, - домоводство. Это один из многих сборников «учительного» содержания на Руси, предназначенный для домашнего чтения «Домострой» объединяет статьи не только духовного, но и бытового содержания: «как Богу молиться» и «как обрезки беречь». В нем впервые на Руси идеал аскетический «примеряется» с идеалом житейским, а добытые трудом достаток и благополучие объявляются угодными Богу. «Домострой» указывает в какие дни подавать лебедей, журавлей, петухов, перепечу, предлагает наставления к деланию меда, кваса, пива, к приготовлению каш и варений, дает список блюд и в то же время преподает господину дома назидание, как управлять женой, детьми и рабами, избегать греха и злых помыслов, угождать Богу, чтить царя, князей и вельмож, вести себя за столом, «сморкнути или плюнути, от людей заворотясь, да и потереть ногою». В «Домострое», как ни в каком другом печатном издании, отразились многие особенности быта людей того времени Ю.С. Рябцев «Путешествие в Древнюю Русь», 1995 г.
.

Список литературы
Л.А. Кацва «История отечества», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2001 г.
М.Н. Зуев «История России с древнейших времен до конца XX века», Москва, Дрофа 2002 г.
Г.И. Данилова «Мировая художественная культура», Москва, Дрофа 2005 г.
Ю.С. Рябцев «Путешествие в Древнюю Русь», Москва, «Владос» 1995 г.