Федеральное агенство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В Г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по культурологии
на тему
«Культура России XVIII века»
г.Владимир, 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Развитие общественно-политической мысли, науки, образования………….. 3
2. Культура Просвещения. Деятели Русского Просвещения…………………….12
3. Литература 18 века. Оформление жанров и стилей. Классицизм и сентиментализм……………………………………………………………………..15
Тест…………………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………21
Развитие общественно – политической мысли, науки, образования.
XVIII век – век перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре России. Преобразования в первой четверти XVIII века во многом определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых, жизненно важных проблем. Научные и культурные контакты России с Западной Европой влияли на проникновение в русское образованное общество гуманистических и рационалистических учений и взглядов. В России в это время были известны книги крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса, Пуфендорфа, Лейбница и др. Общественно-политическая мысль XVIII века выдвинула целый ряд новых политических, социально-экономических, культурных проблем. Какие же проблемы поднимают российские общественные деятели?
Самый главный вопрос, получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако, единства в оценке крепостничества, крепостного права не было. М.М.Щербатов, дворянин, помещик-практик, экономист и публицист немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербатов критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая, что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Обличал он и нравы императрицы, называя ее «славолюбивой» и «любострастной». Однако, Щербатов резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян. Другой видный деятель И.И.Панин в своей деятельности выступал против крайнего ущемления крестьянства и помещичьего произвола, однако, и он остается сторонником крепостничества. Д.А.Голицын предлагал нереальную идею «самовыкупа» крестьян из рабства. И.П.Елагин работал над проектом освобождения крестьян, но был убежден в невозможности его реализации в то время. Другая часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это Сумароков, А.Д.Поленов, Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. Если большинство деятелей главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И.Новиков, наносила основной удар по моральным устоям крепостничества.
Несомненно, антикрепостническая мысль была не единственной актуальной темой общественных деятелей. Поднимались многие другие вопросы, очень важным из которых являлась и смена политического строя. В первой четверти века центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма, причем господствовало официальное направление. Утверждение или непринятие абсолютной монархии – узловой вопрос идейных столкновений. Интересы основной массы дворянства в петровскую эпоху полностью совпадали с политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти главным образом была со стороны реакционного боярства и духовенства. Последователи реформ были непримиримы к обскурантизму, косности, патриархальщине, ратовали за широкое распространение науки и просвещения, всемерное развитие промышленности и торговли, выступали против всего, что мешало развитию России, оформлению абсолютистского государства, они свято верили, что прогресс России – результат деятельности самодержавного монарха, а потому доказывали «сколь монархическое правление государству нашему прочих полезнее».
Одним из крупнейших его идеологов был Ф.Прокопович((1861-1736), теоретически обосновавший право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над церковной («Правда воли монаршей»,1772; «Духовный регламент»,1721). Еще один соратник Петра I – Ф.С.Салтыков. В своих записках «Пропозиции», «Изъявления, прибыточные государству», обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могущественную державу, отстаивал просветительские идеи. Он утверждал, что наряду с развитием промышленности и торговли для процветания России необходимо распространение образования и предлагал учредить в каждой губернии по 1-2 академии с двумя тысячами учащихся в каждой. Мысль о необходимости просвещения все больше проникала в общественное сознание, высказывая мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян (И.Т.Посошков, В.Н.Татищев). Идеолог купечества Посошков, считавший абсолютную монархию идеальным государственным строем, выдвинул оригинальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму («Книга о скудности и богатстве», 1724).
Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха назначать наследника вопреки традиции перехода престола к старшему сыну(этот указ был отменен ПавломI).Идея неограниченной власти в тот период еще во многом опиралась на традиционное понимание ее «божественного» происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи «естественного права», «общественного договора», выработанные раннебуржуазной политической мыслью XVII - начала XVIII века. В общественном сознании утверждается представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способной обеспечить «благо» всех подданных. Концепция «общего блага» понималась как достижение благополучия в стране «через служение государственному интересу». Оно становилось обязанностью каждого подданного в соответствии с его сословной принадлежностью. Дворянству при этом отводилась первостепенная роль. ПетрI, не отвергавший личное служение отечеству, был для общественных деятелей и мыслителей воплощением идеального монарха. Эта идея продолжала жить в общественном сознании и последующего, XIX столетия.
Во второй половине XVIII века умственная и духовная жизнь общества стала более сложной, углубилась дифференциация общественного сознания, общественно-политическая мысль вышла за рамки единого официального направления. В это время выделяются два направления – консервативное и просветительское.
Идеологи консервативного направления ЕкатериныII, М.М.Щербатов, Н.И.Панин, М.М.Херасков, А.П.Сумароков и др. признавали незыблемость самодержавия и крепостного права, сословное деление общества, говорили о необходимости сохранения господствующего положения дворянства, укрепления его прав и привилегий. В тоже время, понимая необходимость изменения форм проведения внутренней политики самодержавия, представители консервативного направления допускали уступки другим сословиям, если они не затрагивали основ существующего строя. Они стремились лишь подновить существующий строй, очистив его от деспотизма и «азиатчины».
Просветительство – антифеодальная, буржуазная, по сути, идеология, возникла в 60-е годы XVIII века, когда самодержавие и крепостное право становились препятствием на пути прогрессивного развития страны, когда все больше обострялись социальные противоречия, крестьянские выступления достигли в России невиданного до того размаха и наряду с экономическими вопросами на передний план выдвигались вопросы социальные, в первую очередь вопрос взаимоотношений помещиков с крестьянами. Носителями антифеодальных, буржуазных идей в России представители передового дворянства и зарождавшейся разночинной интеллигенции. Экономически слабая, политически бесправная, тесно связанная с самодержавием и зависимая от него зарождавшаяся русская буржуазия не была и не могла стать носителем антифеодальных идей. Идеологами русского просветительства, у истоков которого стоял великий М.В.Ломоносов, были н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, А.Я.Поленов, Я.П.Козельский, И.П.Третьяков, Д.С.Аничков, П.С.Батурин, А.Н.Радищев, И.А.Крылов, радищевцы – И.П.Панин, И.М.Борн, В.В.Попугаев, А.Х.Востоков, В.В.Пассек, С.А.Тучков. В развитии просветительства можно выделить два этапа. В 60-70-е годы страна не созрела еще для буржуазных преобразований, не было широкого общественного движения, и речь шла об ограничении, смягчении; ликвидации наиболее вопиющих сторон крепостничества. Просветители резко критиковали различные стороны феодально-крепостнической системы, возлагали надежды на всесилие просвещения и деятельность просвещенного монарха. Но эта критика подготовила идейное отрицание всей феодальной системы уже в 80-90-е годы. Эти годы ознаменовались для России дальнейшим углублением разложения феодально-крепостнической системы, обострением социальных противоречий. Феодальный строй потрясли революция в Америке и во Франции. В такой обстановке Екатерина II тот политики «просвещенного абсолютизма» переходит к открытой дворянской диктатуре. Именно в этот период Радищев разрабатывает цельный политической идеал просветительства на основе анализа всей общественной системы тогдашней России. В 80-90-е годы он выдвигает в «Путешествии из Петербурга В Москву» идею народной революции, как средство уничтожения самодержавия.
Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII - начала XIX века стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-этическое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII века. В России масонство получило распространение в последние десятилетия этого столетия главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры – члены тайных обществ в XVII – XVIII века в Германии, Нидерландах и других странах). Нравственная философия масонства с ее идеей совершенствования личности через просвещение, «деятельное человеколюбие» привлекали в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры, для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного развития.
Но в конце XVIII века революционный путь борьбы с абсолютизмом просветителями был отвергнут. Немалую роль сыграли здесь крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева и революция во Франции 1789-1794 годах. Русское общество было ими напугано и расценило как «кровавый бунт». Радищевцы продолжали думать о положении крестьян, крепостном праве, обосновывали пути его ликвидации, критиковали социальные устои, политические учреждения, но уже без революционных выводов.
Культура XVIII века во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701году в Москве в здании бывшей Сухаревской башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук – первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали математические и навигационные науки (арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию). Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 году, была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее – горные школы. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только дя дворянских детей. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр I запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказалось введение в 1708 году гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 года. По приказу 1714 года в губерниях были открыты 42 цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для обучения мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, а затем они прекратили свое существование. Преемниками и продолжателями цифирных школ стали солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей. Это - наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская). К середине XVIII века уровень образованности в России был еще невысок, однако она стала модной среди дворян. Дворянские дети зачастую обучались в семьях, их учителя в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали создавать закрытые сословные учебные заведения для детей дворян (всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей): Пажеский корпус, где детей-дворян готовили к придворной службе; Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге; Шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный) для подготовки офицеров. Они давали широкое по тому времени общее образование, в них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков. Из закрытых дворянских учебных заведений выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию. Были в то время и церковно-приходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20393 человека. Разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали, и общее образования и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. В 1786 году был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно – урочная система.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук – важнейшего результата деятельности Петра I в развитии науки. В неё входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный класс. Вначале среди академиков не было ни одного русского. Первый русский академик – Михаил Васильевич Ломоносов, ученый мирового значения, ученый-энциклопедист. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755 году стараниями и усилиями М.В.Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И.Шувалова был создан Московский университет, имевший философский, юридический, медицинский факультеты. Студенты, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность. Лекции в университете читались на русском языке. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я.Чаадаев, будущие декабристы Н.И.Тургенев, И.Д.Якушкин, А.Г.Каховский. Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – Танцевальная школа, в Москве – Балетное училище и Академия художеств.
В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся.
В первые десятилетия XVIII века развитие науки было связано в основном практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук. Тогда были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в тот период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII века географом И.К.Кирилловым «Атласа Российского» ( в середине XVIII века лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И.К.Кириллова). Экспедиции В.Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П.Крашенников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С.Челюскина, двоюродных братьев Д. и Х.Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. Во второй половине XVIII века активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского государства, чего не удавалось историкам в первой половине XVIII века. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С.Палласа, С.Г.Гмелина, И.И.Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов положили начало русской исторической науке.
2. Культура Просвещения. Деятели Русского Просвещения.
Гавриил Романович Державин (1743-1816) был крупнейшим русским поэтом конца XVIII века. Его волновали и красота окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы. Все это он умел выразить ярким слогом, в котором смело сочетал «высокий» и «низкий» стиль, радикально меняя язык русской поэзии.
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) – русский писатель, просветитель, создатель социальной комедии. Служа в дипломатической коллегии под началом Панина, он увидел истинный характер «просвещенного правления» Екатерины II. Одним из первых начал разоблачать миф о «философе на троне», обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях «Бригадир» и «Недоросль» воспроизвел яркую картину помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – писатель, историк, автор «Истории Государства Российского», основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» Карамзин изображает русских крестьян в чувствительно-сентиментальном духе, в образе идиллических пастушков и пастушек, а помещика – заботливым отцом своих крестьян. Это полностью соответствовало его идее, что крепостное право само по себе не зло, что оно может быть основой благополучия крестьян, если помещик просвещен и гуманен.
Значительного развития достигла в XVIII веке русская наука в лице Щербатова, Ломоносова, Татищева.
Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), выходец из богатой аристократической семьи, принимал участие в работе Уложенной комиссии, отстаивал интересы дворянства и боролся с либерально настроенным меньшинством. Щербатов выступал против ликвидации крепостнических порядков, видя в этом начало анархии в стране и ослабления государственной власти. Его перу принадлежит «История российская от древнейших времен», доведенная до 1613 года. Он ввел в обращение большое количество документальных материалов, однако допустил много фактических неточностей. Кроме этого, им был приготовлен к изданию архивный материал времен ПетраI, опубликована открытая Татищевым «Русская правда».
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был выдающимся ученым XVIII столетия, интересы и занятия которого охватывали различные области наук. Главная заслуга его как организатора науки состояла в основании и открытии Московского университета (1755). Мировое признание получили труды Ломоносова по естественным наукам, учебник по металлургии, открытие закона сохранения материи и движения, учение о молекулярном движении, о природе электричества. Им были созданы многочисленные приборы по метеорологии, перископ, «ночезрительная труба». Одни из первых Ломоносов стал читать лекции на русском языке, а в1755 году выпустил «Русскую грамматику», заложив основы современного русского языка. Ломоносов внес вклад и в историческую науку, став главой антинорманнского направления.
С именем Василия Николаевича Татищева (1686-1750) связана пятитомная «История Российская». Он ввел в научный оборот законодательные памятники, такие как Судебник 1550года, законы о крестьянах разных лет, обработал и свел воедино сведения русских летописей, положив начало критическому подходу к источнику. Татищев считал возможным достижение экономического прогресса в России в рамках существовавшего строя и не ставил вопроса о ликвидации крепостнических отношений.
Русское портретное искусство XVIII века имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера: Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский и Федор Рокотов.
Кисти Рокотова принадлежат парадные портреты Екатерины II, Павла I, графа Орлова. Особенно удавались ему женские образы, среди самых совершенных – портреты Струйской и Новосильцевой.
Впервые имя Левицкого получило известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть блестяще написанных портретов. Писал портреты Дидро, Екатерины II, отца просветителя Новикова, создал серию портретов «смолянок» - воспитанниц Смольного института благородных девиц. Изобразив их исполняющими концертные номера, он смог отобразить человека в действии, раскрыв черты его характера.
Боровиковский был учеником Левицкого и смог превзойти в искусстве портрета своего учителя. Портреты Лопухиной, сестер Гагариных относятся к числу лучших лирических произведений. Одним из образцов мужского портрета является портрет князя Е.Б.Куракина. Его привлекали натуры энергичные, люди сильных чувств.
О жизни крепостного художника И.П.Аргунова сохранилось мало сведений. Известно, что он происходил из крепостных живописцев и архитекторов графа Шереметева. Героями его картин были люди из народа. В 1785 году Аргунов создал одну из лучших своих работ – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».
В скульптуре, как и в живописи, начинает преобладать психологический портрет. Среди мастеров надо выделить сына холмогорского крестьянина Ф.И.Шубина (1740-1805). Ему принадлежит галерея скульптурных портретов, в том числе Екатерины II, ее фаворитов полководцев Чернышова и Румянцева, богатых купцов и промышленников; портреты Павла I и Ломоносова особо выделяются своим «внутренним характером». А среди монументальной скульптуры следует отметить «Медного всадника» французского скульптора Э.М.Фальконе.
В первой половине XVIII века господствующем стилем в архитектуре был барокко. Наиболее яркими произведениями барокко являются Зимний дворец, Смольный монастырь и дворцы в Петергофе, построенные итальянским архитектором В.В.Растрелли.
Во второй половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися мастерами, как В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.
Баженову принадлежат: дом Пашкова в Москве (здание Российской государственной библиотеки), проект Михайловского замка в Петербурге и неосуществленный проект Кремлевского дворца в Кремле. Трагически сложилась и судьба дворца в Царицыно, разрушенного по приказу Екатерины II за близость Баженова к Новикову.
Творений Казакова сохранилось больше: здание Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов), Голицынская больница, здание Сената в Кремле, Петровский дворец (ныне Академия имени Н.Е.жуковского).
Классицизм в Петербурге выражен в творчестве Старова. Им построен Таврический дворец, собор Александро-Невской лавры.
3. Литература 18 века. Оформление жанров и стилей. Классицизм и сентиментализм.
Во второй половине XVIII века, когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти XVIII века служила в основном средством пропаганды правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII века было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Идеалы классицизма – стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами – классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума – над чувствами, порядка – над хаосом, цивилизации – над природой. В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полно пафоса гражданственности, были сильны просветительские тенденции и резкая обличительная сатирическая струя. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более «низким» жанрам. В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова. А.Д.Кантемир явился одним из родоначальников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Поэт – филолог В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый краткий способ к сложению российских стихов» он сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения, которые позволили приблизить русский стих к русской разговорной речи. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.
В архитектуре классицизм пришел на смену барокко (Зимний дворец В.В.Расстрелли). Величие и простота, оригинальность композиции совмещалась в архитектурных постройках с компактностью объемов, светлой краской, богатством отделки здания и ограды. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов(Дом Пашкова), И.Е.Старов(Таврический дворец), М.Ф.Казаков(здание Сената в Кремле, университета, дом князей Долгоруких – ныне Дом Союзов).
В первой половине XVIII века общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. В скульптуре первой половины XVIII века господствовал барокко, во второй половине – классицизм. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи – памятник Петру I Э.М.Фальконе, явившийся символом великого исторического призвания России.
Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII века, был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 году государственного публичного профессионального театра во главе с русским купцом Ф.Г.Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были И.А.Дмитревский, П.А.Плавильщиков, Т.М.Троепольская.
Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г.И.Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалось больше ограниченность классицизма – отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.
Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. В конце XVIII века начинает развиваться стиль сентиментализма, характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в обществе. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы. Главный герой – обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина, создателем жанра сентиментальной повести. Примером может служить «Бедная Лиза», также автор «Писем русского путешественника». Он воспитывал в читателях способность глубоко чувствовать и сопереживать, он был убежден, что чувствительность, а не чины и звания определяют истинную ценность человека. Основное сочинение Карамзина «История государства Российского»(в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науки и вместе с тем образец русской прозы.
Влияние сентиментализма отразилось и архитектуре, особенно парковой, с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой природы». Одна из работ дворянского мемуариста А.Т.Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII века было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М.М.Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах, а на коротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С.Ф.Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В.Л.Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М.И.Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Ранние полотна Д.Г.Левицкого отличались мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характеристик.
Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В.Померанцев. Театр 70-80-х годов XVIII века часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные крестьяне поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, там нам барин и отец!»
Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.
ТЕСТ:
Установите соответствие художественных стилей и их характерных черт:
Авангард;
Готический стиль;
Экспрессионизм;
А. Столкновение контрастов, преувеличенная резкость изломанных линий, замещающее реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармоничной, неестественностью пропорций;
Б. Ребристые своды, включающая в себя стройные каменные арки, расположенных диагонально, поперек и продольно. Соборы приобрели общий характер легкости, устремились ввысь, стали динамичнее и экспрессивнее;
В. Стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися традициями, поиск новых необычных средств выражения;
ОТВЕТЫ:
1 – В
2 – Б
3 - А
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Пособие по истории России для поступающих в ВУЗы», том 1// Под. ред. В.И.Моряков, В.А.Федоров, Ю.А.Щетинов – М.: «Манускрипт», 1993
«История России. Учебник 3-е издание»// Под ред. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина – М.: «Проспект», 2006
«История России. Пособие для поступающих в ВУЗы»// Под ред. М.Н.Зуева – М.: «Высшая школа», 1994
«Русская культура»// Под ред. А.Д.Волков, Б.П.Голдовский, Ю.А.Дмитриев – М.: «Энциклопедия», 2007
«Культурология»// Под ред. А.Н.Маркова – М.: «Юнити», 2003