Сознание как предмет философского анализа
Задание 1. Анализ текста.
Известный психолог Эльконин Д.Б. писал, что нетрудно понять, что идеальное есть продукт не только природной, но и социальной организации, и идеальными социальные процессы становятся благодаря деятельности человеческого мозга и остаются таковыми лишь в рамках этой деятельности. Причем история науки и наблюдения за развитием мышления у детей позволяют однозначно решить вопрос: предшествует ли материальная деятельность в своем развитии идеальной или они возникли одновременно. Мышление ребенка « вначале отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой практической деятельности, перенимая от нее приемы и возможности. При своем возникновении наглядно-действенное мышление воспроизводит как бы вчерашний день практической деятельности».
Иными словами, прежде чем начать разумно мыслить, ребенок разумно действует, то есть логика действия предшествует логике мышления. Наглядно-действенное мышление, отмечает психолог, совершается при восприятии предмета в процессе практического действия с ним. Оно позволяет человеку перейти к наглядно-образному мышлению, мышлению в представлениях. В дальнейшем в процессе труда и освоения культуры у человека формируется способность создавать идеальный план деятельности. Идеальное приобретает относительную самостоятельность и активность, оно вплетается в материальное через практическую деятельность человека и знаковую систему, язык.
( Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.с.129-132)
Проанализируйте предлагаемый текст и ответьте на вопросы:
1. Каким образом осуществляется взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?
Основной характеристикой сознания является идеальность. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия. Они как бы «пересаживаются» (в виде образов, схем, конструкций) в человеческую голову и преобразуются в ней. Идеальность, идеальное независимы от материального, первичны в отношении к нему и внешне ему противоположны. Они обладают самостоятельностью, являются активным началом жизнедеятельности людей.
Всякая материальность имеет смысл, только будучи наполненной идеальностью человеческого сознания, проистекающей из объективности духа. Без этого идеально-объективного смысла нет языка, культуры, есть лишь «колебания голоса», как отметил еще средневековый философ Росцелин.
2. Должна ли материальная деятельность человека предшествовать возникновению и развитию мышления?
«Прежде чем начать разумно мыслить, ребенок разумно действует, то есть логика действия предшествует логике мышления. Наглядно-действенное мышление, отмечает психолог, совершается при восприятии предмета в процессе практического действия с ним».
Без деятельности не возникло бы мышления, ведь когда человек начинает действовать, он начинает размышлять как это лучше сделать или что получиться в результате и т.д.
3. Что именно позволяет человеку перейти к наглядно-образному мышлению?
«Наглядно-действенное мышление, отмечает психолог, совершается при восприятии предмета в процессе практического действия с ним. Оно позволяет человеку перейти к наглядно-образному мышлению, мышлению в представлениях».
Когда человек начинает взаимодействовать с предметом, он начинает думать что можно с этим предметом сделать, где его применить, тем самым он начинает наглядно-образно мыслить.
В процессе чего у человека формируется способность создавать идеальный план деятельности?
«В дальнейшем в процессе труда и освоения культуры у человека формируется способность создавать идеальный план деятельности. Идеальное приобретает относительную самостоятельность и активность, оно вплетается в материальное через практическую деятельность человека и знаковую систему, язык.»
Наличие идеального позволяет человеку стать объектом культуры. При этом человек не только пассивно усваивает культуру, но и активно создает ее.
Задание 2. Анализ текста.
Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь» писал: «Мы нашли, что начало развития мысли и слова, доисторический период в существовании мышления и речи, не обнаруживает никаких определенных отношений и зависимостей между генетическими корнями мысли и слова. Таким образом, оказывается, что, искомые нами внутренние отношения между мыслью и словом не есть изначальная, заранее данная величина, которая является предпосылкой, основой и исходным пунктом дальнейшего развития, но сами возникают и складываются только в процессе исторического развития человеческого сознания, сами являются не предпосылкой, но продуктом становления человека… Мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова.
Вместе с тем было бы неверно представлять себе мышление и речь как два внешних друг другу процесса…напротив мы нашли единицу, отражающую единство мышления и речи в значении слова. Значение слова…это такое единство обоих процессов, о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления. Слово, лишенное значения, не есть слово, оно есть звук пустой. Следовательно, значение есть необходимый, констатирующий признак самого слова. Значение слова есть не что иное как обобщение, или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли. Следовательно, мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления… Значение слов развиваются. Открытие изменения значений слов и их развития есть то новое и существенное, что внесло наше исследование в учение о мышлении и речи».
(Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М.,1982.т.2 с.295-297.)
Проанализируйте предлагаемый отрывок и обоснуйте ответ на вопросы:
1. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?
Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык представляют собой единство, но это – диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как и мышления без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове. Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком.
2. Справедливо ли утверждение, что отношения между мыслью и словом является продуктом процесса становления человека?
«…искомые нами внутренние отношения между мыслью и словом не есть изначальная, заранее данная величина, которая является предпосылкой, основой и исходным пунктом дальнейшего развития, но сами возникают и складываются только в процессе исторического развития человеческого сознания, сами являются не предпосылкой, но продуктом становления человека…»
Высшие животные имеют элементарное образное мышление и способность издавать звуки, но обе эти способности в основном разъединены. Человек пользуется социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная социальная деятельность. Для такого способа бытия необходим язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самосознания. Для реализации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь.
Когда развивается человек, тогда развиваются и его мысли, и соответственно слово.
3. Являются ли мышление и речь независимыми друг от друга процессами?
«Мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова».
Мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет знака, там нет отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове. Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком. Говорить – это еще не значит мыслить. Однако мыслить – это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами.
Является ли связь между словом и мыслью неизменной, или она так же находится в развитии?
Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.
Так как сознание – продукт развития материи, значит, оно может неограниченно развиваться, если же развивается сознание, то и слово тоже развивается, а значит и связь между словом и мыслью.
Задание 3. Анализ текста.
«Идеальное – это то, чего нет и вместе с тем - есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели. Именно в этом смысле идеальное бытие вещи и отличается от его реального бытия… Человек не может передать другому человеку идеальное как таковое, как чистую форму деятельности. Можно хоть сто лет наблюдать за действиями живописца или инженера, стараясь перенять способ их действий, форму их деятельности, но таким путем можно скопировать только внешние приемы их работы и ни в коем случае не сам идеальный образ, не самую деятельную способность.
Идеальное как форма субъективной деятельности усваивается лишь посредством активной же деятельности с предметом и продуктом этой деятельности, т.е. через форму ее продукта, через объективную форму вещи, через ее деятельное «распредмечивание». Идеальный образ предметной действительности поэтому и существует только как форма (способ, образ) живой деятельности, согласующаяся с формой ее предмета, и ни в коем случае не как вещь, не как вещественно-фиксированное «состояние» или «структура». Когда идеальное пытаются толковать как неподвижный, фиксированный «идеальный предмет», как жестко фиксированную форму, то получается неразрешимая проблема – формой чего она является? Ибо такой оборот мысли превращает идеальное в самостоятельную субстанцию, существующую независимо от живой человеческой деятельности в качестве ее сверхчувственного бестелесного прообраза. Между тем - это форма активной деятельности человека, обусловленная формой внешнего мира…
Идеальное есть только там, где есть человеческая личность, индивидуальность»
(Э.В. Ильенков. «Идеальное» - статья, Философская энциклопедия, т.2, 1962, с.225-227.)
Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:
1. В чем именно проявляется идеальное бытие вещи от реального бытия?
«Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели. Именно в этом смысле идеальное бытие вещи и отличается от его реального бытия… Человек не может передать другому человеку идеальное как таковое, как чистую форму деятельности».
2. Является ли идеальное специфическим отображением, свойственным только человеку?
«Идеальное есть только там, где есть человеческая личность, индивидуальность».
Под сознанием обычно понимают присущую только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе предметно-практической деятельности. Отсюда следует, что основной характеристикой сознания является идеальность. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия. Они как бы «пересаживаются» (в виде образов, схем, конструкций) в человеческую голову и преобразуются в ней.
3. Верно ли утверждение, что мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества?
Идеальность – атрибут сознания, т.е. это последнее не существует без первой. Сознание только и начинается там и тогда, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути». Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных. Сознание можно определить как продукт общественно-трудовой деятельности, как целенаправленное отражение, как субъективный образ объективного мира. Оно – продукт развития материи, одно из ее свойств; оно – функция мозга, действующего на основе потребностей человека.
Можно ли утверждать, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
«Отражение» сознанием объективной реальности понимается не как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь такой согласованности, человек просто не смог бы существовать. отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта.
Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы