ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории экономических учений

Контрольная работа
по дисциплине «История экономических учений»
Вариант 3.
Тема: Охарактеризуйте разницу в трактовке античными и средневековыми мыслителями проблем богатства и доходов.



Омск, 2007г.
Содержание.




Античные мыслители.
Общая характеристика эпохи.
Античность – особый период в истории народов Средиземноморья. Он начинается приблизительно в VIII веке до н.э. Экономика в этот период носит преимущественно натуральный характер. Основная масса населения занята в сельском хозяйстве, причем в основном в земледелии. Выделка тканей и одежды из них – основное занятие женщин и девушек Античности. Высоко развиты ремесла, особенно гончарное, кузнечное и строительное. Значительных масштабов достигает дорожное строительство, кораблестроение. Развивается торговля. Формируются рынки: зерна, скота, вина, масла, строительных и отделочных материалов, оружия, рабов. Развиваются товарно-денежные отношения. Формируется единая, конвертируемая система мер и весов. Социальная структура античной эпохи весьма сложная. На вершине социальной пирамиды – аристократия, патриции – крупные земельные собственники и рабовладельцы. Основную массу населения составляют свободные земледельцы, собственники небольших наделов земли, а иногда и рабов. На самом низу социальной лестницы стоят рабы. Промежуточное положение занимали ремесленники и торговцы, чье занятие не считалось почетным, а даже презренным. В период поздней античности появились еще две социальные группы: люмпены – граждане, лишенные самостоятельных источников существования и чиновно-бюрократический аппарат управления.
Экономическая мысль античности представлена в работах великих философов: Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Сенеки; в речах и трудах видных общественных деятелей: Магона, Катона, Колумеллы, Цицерона.
Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), греческий историк, сын богатых афинских аристократов, который писал исторические и политические сочинения. Два его произведения посвящены экономическим вопросам: «О доходах» и «Экономикос» («Домострой»). Он был сторонник крупного рабовладельческого хозяйства, отрицательно относящийся к ремесленникам и торговцам. Но с уважением относился к деньгам как орудию обмена и накопленному сокровищу. Он понимал, что деньги являются специфическим товаром, но эту специфику ограничивал только принципом ненасыщаемости – «только денег не бывает слишком много». Также он не исключал возможности использования торговли для обогащения рабовладельцев. Одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра и поддерживал введение железных денег, которые делают богатство «неудобным». Он первым из древнегреческих писателей обратил внимание на значение разделения труда и вместе с тем учил рабовладельцев, что для «обогащения хозяйства» необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.), греческий философ родился в аристократической семье, был учеником Сократа. Он специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства. Он считал, что государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Он одним из первых говорил о пользе конкуренции и о необходимости иметь первоначальный капитал, чтобы начать свое собственное дело. Он стремился доказать, что большое богатство и счастье несовместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, так как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо. Он считал, что деньгами должны быть бумажные знаки, что исключит торговлю с соседними странами. А все имущество должно подвергаться учету, основываясь на котором, государство отбирало бы у граждан любой излишек, превышающий установленный максимум. Платон в одном из трудов «Законы» предлагал запретить иметь золото и серебро. У него были догадки о том, что деньги выполняют не только функции средства обращения и сокровища, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и осуждал ростовщичество.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, ученик Платона. Он был убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений. Рассуждая о путях приобретения богатства, он разделил экономику - естественную сферу, цель которой – приобретение потребительских стоимостей, необходимых для жизни и ведения домашнего хозяйства, и хрематистику - неестественную сферу, которую он сравнивал с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Аристотель считал, что рабство необходимо, так как орудия труда не могут сами работать. Рабы есть основа богатства, первый предмет владения, приносящий доход. Но он был против большого богатства. В отличие от Платона, он был сторонником частной собственности. Он понимал под богатством «совокупность средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины» История экономических учений: Учеб. пособие/Под ред В.Автономова.- М., 2003.- стр.15
.
Катон Старший (234 – 149 гг. до н.э.), римский политик, оратор и писатель, выходец из знатной семьи. В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти». История экономических учений. Ч.1: Учеб. пособие/Под ред В.А.Жалина.-М., 1989.-стр.25
В целях получения высокой прибыли следовало продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен. Также для повышения доходности хозяйства он давал ряд советов, одни из них касались организации рабского труда. Он, как и греческие мыслители, советовал использовать материальные и моральные стимулы. Катон писал, что рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать. Иначе они не смогут производительно работать, и хозяйство понесет ущерб.
Варрон (116-27 гг. до н.э.), писатель и ученый-энциклопедист. Экономические вопросы были освещены им в произведении «О сельском хозяйстве». Как и Катон, он считал главной целью производства получение прибыли. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства, совершенствовать организацию труда.
Цицерон (107-44 гг. до н.э.), политический деятель, философ, оратор. Сторонник частной собственности, крупного земледелия и оптовой торговли. Отношение к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал отдачу денег в рост с убийством человека, а с другой стороны резко осуждал антиростовщическое движение. Выступая за справедливое отношение к ростовщикам, Цицерон заявлял, что «государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обязательна» История экономических учений. Ч.1: Учеб. пособие/Под ред В.А.Жалина.-М., 1989.-стр.27

Мыслители средневековья.
Общая характеристика эпохи.
Исторические рамки Средневековья в современной экономической науке принято ограничивать тысячелетием между падением Западной Римской Империи (конец V в. н.э.) и началом эпохи Великих географических открытий (вторая половина XV в.). С социально-экономической точки зрения, это период общего упадка и деградации общественных институтов и систем. Ухудшается структура питания, сокращаются показатели продолжительности жизни. В раннее средневековье приходят в упадок города и ремесла, наука и культура. Многие хозяйственные навыки Античной эпохи оказываются утраченными. Упрощается социальная структура. Основную массу населения составляют находящиеся в различной степени зависимости от владельца и «охранителя» земли крестьяне. Вместе с торговцами и ремесленниками крестьяне образуют податное сословие – они уплачивают основную массу налогов. На другом полюсе социальной пирамиды находятся владельцы земли – феодалы. Они освобождены от уплаты налогов, но должны нести военную службу. Основным распределительным отношением в средние века является рента. Известны три ее формы: барщина, оброк и денежная. На развитие европейской (как и арабской) экономической мысли в Средние века влияли два основных фактора: католицизм (мусульманство) и феодальный уклад хозяйственной деятельности. На экономическую мысль Средневековья существенное влияние оказала античная мысль. Особенно это относится к практическим наставлениям по ведению хозяйства.
Августин Блаженный (354 - 430 в. н.э.), основатель школы раннего канонизма, будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. Осуждал торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Выступал против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупную торговлю, ссудные операции, как грешные явления, запрещал. Богатство рассматривал как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд.
Фома Аквинский (1225-1274), доминиканский философ и монах. Являлся крупным представителем канонистов. Считал, что вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться. Тем не менее для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро). Бесчестное накопление золота и серебра не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества, но, по Аквинскому, «справедливые цены» могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что не является грехом. Вслед за Аристотелем он утверждал, что «деньги не могут порождать деньги», поэтому он осуждал ростовщичество, но с некоторыми оговорками. Поэтому в результате, по его мысли, процент за ссуду все же должен присваиваться ростовщиком, если при этом очевидно, что он совершает вполне благопристойные деяния. Противоречивым было отношение Фомы Аквинского к торговой прибыли. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью получения барыша. С другой, торговая прибыль признавалась правомерной, если выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благородных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров.
Ибн-Хальдун (1332-1406), арабский мыслитель и государственный деятель, занимавший высокие административные посты. Он являлся идеологом расцвета феодализма в арабских государствах. Ибн-Хальдун уделял внимание богатству в форме товара и выдвигал глубокий тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена по стоимости». Он учил, что золото и серебро «служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом» и отличал от стоимости рыночную цену. Так, он указывал, что если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше «стоимости их труда». Получение промышленной прибыли он объяснял тем, что богатые нанимают кого-нибудь, так как эти люди не получают за свой труд что-либо равноценное. Торговая прибыль получается за счет покупки продукта по дешевой цене, а продаже по дорогой. Деньги он считал важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом, ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища».
Вывод.
Таким образом, античные мыслители были сторонниками рабовладельческого хозяйства, считали, что можно получать доход от труда рабов и они являлись основой богатства. Они придерживались мнения, что богатства не должно быть много, государство должно вести учет имущества и отбирать излишки, тогда не будет ни бедных, ни богатых. Богатство должно приобретаться естественными путями: ремесло и земледелие. Античные мыслители были категорически против оптовой торговли и ростовщичества, так как это неестественный способ приобретения богатства. Также они выступали против накопления денег, так как они не являются богатством. Богатством они считали средства, необходимые для жизни и ведения хозяйства.
Средневековые мыслители Западной Европы под богатством понимали материальные блага (в натуральной форме) и считали, что оно должно приобретаться только с помощью труда. У них было двоякое отношение к оптовой торговле и ростовщичеству. С одной стороны они считали получение таким способом прибыли грехом, с другой стороны не осуждали, если все деяния торговцев и ростовщиков были благопристойными, да и сама католическая церковь, по-тихому, занималась ростовщичеством. Накопление золота и серебра считалось неестественным способом приобретения богатства. В арабских странах к торговой прибыли относились положительно, не отрицали накопление денег, а золото и серебро считалось воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом.
Список литературы.