Введение.
Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу. Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и детей, труд которых особенно низко оплачивался. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции — просветители XVIII века.
Выражая протест против социальной несправедливости, социалисты-утописты «мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров». Подобно философам-просветителям XVIII века, социалисты-утописты думали, что достаточно просветить и перевоспитать людей, чтобы общество поднялось на новую ступень, стало социалистическим. Они придавали огромную роль воспитанию и окружающей среде в формировании человека, но, подобно французским материалистам, рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.
Утопический характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был результатом того, что на грани XIX века пролетариат лишь складывался как класс и не был еще способен к самостоятельным политическим действиям.
Учение Р. Оуэна.
Роберт Оуэн (1771-1858) – сын деревенского шорника и торговца изделиями, мальчик в мануфактурной лавке, в 18 лет совладелец небольшой мастерской, а в 20 – директор прядильни в Манчестере. Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. Роберт Оуэн еще в 1800 г., став во главе фабрики, начал опыт в Нью-Лэнарке, увлекшись идеями Гельвеция, Руссо, Морелли, Локка и Гоббса. Под влиянием просветителей он приходит к мысли, что нельзя ставить в упрек человеку его невежество и другие пороки, поскольку человек – продукт среды и его недостатки – следствие пороков существующего общества. Свою формулу «среда – характер» Р. Оуэн называет единственным открытием, которое спасет человечество.
Воспитание детей он рассматривает как одно из важнейших условий переустройства общества, подготавливающих «новый нравственный мир».
Неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию положения детей на фабриках, Р. Оуэн описывал вопиющие картины использования детского труда в Англии и Шотландии. Он был родоначальником фабричного законодательства. По закону, подготовленному им, на английские фабрики стали принимать детей только с 10 лет.
Осуществляя эксперимент сначала в Манчестере, затем в Нью-Лэнарке, Оуэн занимался филантропической деятельностью: сократил рабочий день, повысил заработную плату, построил для рабочих новые жилища, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрослых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в Нью-Лэнарке, насчитывающий 2,5 тыс. человек, средоточие всех пороков, превратился в дружное общество. Были устранены все меры принуждения, включая полицию. Оуэн стал кумиром «долины чудес».
Экономический кризис 1815-1817 гг. породил у него критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. В докладной записке парламентскому комитету по борьбе с безработицей Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков – общин без частной собственности, духовенства и властей. С обоснованием проектов утопического коммунизма он выступает на страницах газеты «Таймс» и на митингах. Через 30 лет, оценивая переход в своей деятельности от благотворительности к социальным преобразованиям, Р. Оуэн сказал: «Это был величайший день в моей жизни, я исполнил свой долг!».
Он ратовал на создание коммунистического общества без революционных потрясений, пытался убедить в полезности своих проектов английский парламент, королеву Викторию. В 1825 г. ему удалось организовать в США коммунистическую колонию (Новая Гармония), в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония просуществовала с 1825 по 1829 г. В Англии им были созданы колонии («Орбистон» и «Мизеруэлл»), которые распались, не выдержав натиска капиталистической системы.
Р. Оуэн устраивал в Лондоне меновые базары, где деньги заменялись трудовыми бонами – рабочими деньгами, учитывающими количество труда, затраченного владельцами товаров на их производство. Но капиталистический рынок смел и меновые базары. Принцип оплаты труда с помощью «рабочих денег» был в социальной системе Оуэна шагом в сторону уравнительства.
Взгляды Оуэна, его работы и высказанные в них идеи о строе общности, о новом человеке, об объединении людей для созидания, об уничтожении частной собственности звучали тогда злободневно. Его деятельность на этом поприще не принесла ему прибыли, он разорился, что позволило некоторым английским историкам иронизировать: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». В начале 30-х годов XIX в. Оуэн участвовал в профсоюзном и кооперативном движении, основал «Великий национальный союз производств». В дальнейшем это нашло развитие в кооперативном движении Англии и в некоторой мере предвосхитило синдикализм.
Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последователей социалистов-утопистов и в других странах.
Учение К. Сен-Симона.
Клод Сен-Симон (1760-1825), потомок старинного рода аристократов, получил хорошее образование. Весьма рано мальчик проявил недюжинный характер: в 13 лет он категорически отказался от первого причастия. Он был волонтером в войне североамериканских колоний за независимость от Англии. Участвовал во многих сражениях, позднее он с гордостью говорил, что считает себя «одним из основателей свободы Соединенных Штатов».
Когда в 1789 г. началась революция во Франции, он был ее солдатом, санкюлотом, пропагандировал идеи равенства, братства и свободы. Сен-Симон отказался от своего дворянства и графского титула, расстался с родовой аристократической фамилией и стал называть себя «гражданин Боном» (т.е. простак).
Деятельность Сен-Симона в революционные годы полна противоречий. Отвращение к разрушению приводит его к отходу от революции. С 1797 г. он обращается к научным изысканиям: занимается в библиотеках, слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Последние годы жизни он посвятил философии, создав новое социальное учение — сенсимонизм и целую школу последователей.
Среди сочинений Сен-Симона следует выделить наиболее значимые: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802); «Очерк науки о человеке» (1813—1816); «Труд о всемирном тяготении» (1813—1822); «О промышленной системе» (1821); «Катехизис промышленников» (1823—1824); «Новое христианство» (1825).
В социальной философии Сен-Симон особое место уделял развенчанию капиталистического строя, предрекая ему неминуемую гибель, одновременно с этим он предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Строя план перехода к золотому веку, утопист возлагает надежды в первую очередь на человеческий разум.
Начать, по его мнению, нужно с частичных реформ: отменить право наследования, выкупить землю у тех, кто ее не обрабатывает, устранить от власти тех, кто не занят производительным трудом. При этом он предлагает объединить буржуазию и рабочих в единую группу промышленников.
Очевидно, что идея ассоциации наемников и работодателей стала следствием неприятия утопистом одиозных сторон Великой французской революции. В «Письме Американцу» К. Сен-Симон пишет: «... если я задам вопрос, какая страсть вызвала французскую революцию и какой класс общества испытывал ее сильнее всех, я отвечу: страсть к равенству, и люди, принадлежащие к последнему классу, были склонны больше всех в силу своего невежества, как и в силу своего интереса, неистово отдаться ей. Последствием страсти к равенству было разрушение социальной организации, существовавшей в момент взрыва». В этом отрывке ясно выступают социалистические тенденции в учении Сен-Симона, очевидна и его высокая оценка созидательной деятельности рабочего класса.
К. Сен-Симон считал французскую революцию закономерным явлением, уничтожающим господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но произошла ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых.
«Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, — считал Сен-Симон, — а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в развитии производства на научной основе, передаче власти «промышленной системе», т.е. ученым и индустриалам, предпринимателям. Эгоизм в обществе может быть преодолен с помощью научных знаний, морали сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди — братья!»
По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. История в развитии соответственно проходит три фазы: теологическую — период господства религии (охватывает рабовладельческое и феодальное общества); метафизическую период крушения теологической и феодальной систем; позитивную — будущий общественный строй как закономерный результат предшествующей истории.
Общество будущего, считал Сен-Симон, должно быть основано на научной и планово организованной крупной промышленности, при сохранении частной собственности. Господствующую роль в этом обществе он отводил ученым и промышленникам. Понятие «промышленник», по Сен-Симону, трактуется широко: это и рабочие, и фабриканты, и купцы, и банкиры. Все имеют право на труд, и каждый работает по способностям.
Ближайшие ученики Сен-Симона — Б.П. Анфантен (1796—1864) и С.А. Базар (1791—1832) сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому — по его способностям, каждой способности — по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828—1829 гг. чтение публичных лекций, которые затем были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение идей социализма в Европе и России. Но у Сен-Симона и сенсимонистов был очень влиятельный и авторитетный противник в самой Франции — Шарль Фурье, который до конца жизни выступал против сенсимонистов. Остановимся подробнее на его взглядах.
Учение Ш. Фурье
Франсуа Мари Шарль Фурье (1772—1837) родился в семье коммерсанта и вынужден был обучаться купеческому делу. Он был бухгалтером и кассиром, экспедитором и письмоводителем, коммивояжером и биржевым маклером, изнутри увидел жестокость строя, где один наживается за счет другого. И на всю оставшуюся жизнь возненавидел эту «мастерскую лжи», этот мир торгашества и спекуляции.
Фурье не получил серьезного систематического образования, хотя основательно занимался самообразованием. Он увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Изучал физику, химию, астрономию, анатомию. С помощью анатомии пытался понять и увязать телесное устройство человека с его страстями.
Проблема человека стала главной в социальной философии Фурье: человек и счастье, человек и природа, человек и общество – центр его интересов.
На его мировоззрение оказали влияние и французский материализм XVII в., хотя в его произведениях нет ссылок на труды материалистов, и французский мистицизм. Фурье разделял веру мистиков в одушевленность миров. Источником его прозрений был и промышленный Лион, поездки по другим городам Франции, занятия коммерцией, и проблемы восставшей Франции, антагонизм нищеты и богатства.
Среди богатого наследия ученого-утописта наиболее значительными трудами являются: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808); «Теория всеобщего единства» (1822); «Новый промышленный мир и общественный мир» (1829); «Новый хозяйственный социетарный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти!» (1829).
Шарль Фурье особенно интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анархия, разгул страстей: человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека – право на труд.
Для создания «гармонии страстей» необходимо социетарное, правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это – фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах — дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению социетарного строя. Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в соотношении 5:4:3. Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились.
В деталях и мельчайших подробностях описывал Ш. Фурье в своих произведениях идеальный строй будущего и возможные пути перехода к нему. Воображение часто перехлестывало границы разумного, неуемная фантазия иногда забивала научный, здравый подход. Фурье писал об океане лимонада, о превращении ночи в день, о выведении людьми антикрокодилов и антиклопов. Над этими представлениями, как и над страстью Фурье все классифицировать, немало потешались. Но сквозь все эти фантазии пробивалась главная мысль: буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, что неизбежно – чем раньше, тем лучше — должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшествующей историей.
Изобретатель (так он любил себя называть) выдвинул множество разнообразных идей в различных областях человеческого знания. Но Фурье был сыном своего времени, поэтому он многого не понимал. Он был полон иллюзий, но в одном был убежден вполне: настанет время, когда люди будут счастливы.
В созданное воображением Фурье общество гармонии верили целые поколения. И не только верили, но и пытались вслед за учителем воплотить грезы в действительность.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по истории экономических учений
на тему:
«Проблематика и экономические программы социалистов-утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)»
Факультет: Учетно-статистический;
Специальность:
Группа: вечерняя;
Личное дело:
Студента 2 курса:
Дата отправки работы в филиал или институт:
Преподаватель:
Список литературы:
История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391 с.
История экономических учений: Учебник /Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
История экономических учений /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
План:
Введение;
Учение Р. Оуэна;
Учение К. Сен-Симона;
Учение Ш. Фурье.