Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по истории экономических учений на тему:
«Экономическая мысль периода генезиса капитализма
(меркантилисты, физиократы)»
Руководитель: ст. преподователь Кожевников Е.В.
Уфа 2007
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1 Меркантилисты…………………………………………………………...…5
1.1 Общая характеристика меркантилизма……………………………………5
1.2 Экономическая политика раннего и позднего меркантилизма…………..7
1.3 Критика меркантилизма – У. Петти, П. Буагильбера.………………...….9
1.4 Современное положение меркантилизма……………………………..…13
2 Физиократы ………………………………………………………………..14
2.1 Теория физиократов в изложении Ф.Кенэ…………………….………....14
2.2 Развитие учения физиократов в работах А.Р.Ж.Тюрго …………….…..20
3 Особенности теоретических положений……………………………….. .23
Заключение……………………………………………………………..…..24
Список литературы…………………………………………………...……26
Введение
Основы современной науки экономики были заложены в 15 веке. Первые современные экономисты очень скоро по своим взглядам разделились на два течения: меркантилисты и физиократы.
Первыми учеными экономистами нового времени принято считать научную школу меркантилистов, которая сложилась в XV веке и господствовала еще и два последующих столетия. Меркантилисты выступали против теорий Аристотеля и заявляли: богатством является лишь то, что может быть обращено в деньги. Главной же сферой, где богатство рождается, они считали торговлю, что собственно и определило название этой теории, поскольку «мер канте» по-итальянски означает «торговец, купец». Поначалу меркантилисты полагали, что важнее всего просто добиться оседания в стране как можно большего количества золота и серебра, и проповедовали принцип: «Деньги не должны пересекать границу». Поэтому они предлагали заставить иностранных купцов тратить все вырученные ими за свои товары деньги на покупку товаров, которые уже могут быть вывезены за границу беспрепятственно. Внимая этим призывам, многие страны прямо запретили вывоз золота и серебра за свои рубежи и ввели должности тайных «надзирателей», которые следили за тем, как иностранные купцы тратят выручку от своих продаж.
Одна из исторических заслуг физиократов состояла в том, что они прочно внедрили в экономическую теорию методы, применявшиеся в естественных науках. Они рассматривали экономическую жизнь как естественный процесс, имеющий свои внутренние закономерности. В своей экономической теории они проводили принцип «естественного порядка» (принцип «laisser faire»). Под естественным порядком физиократы понимали такой порядок, который построен на личной заинтересованности и свободной конкуренции и который протекает по неизменным естественным законам хозяйствования. которые следили за тем, как иностранные купцы тратят выручку от своих продаж.
Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введения огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентно способна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт.
Целью данной работы является:
рассмотреть научную школу физиократов и меркантилистов;
рассмотреть наиболее видных представителей меркантилистов и физиократов, а также их работы и взгляды на улучшения экономики страны;
ознакомиться с крупнейших представителей классической школы политической экономии;
рассмотреть какие положения меркантилистов и физиократов критикуют представители классической школы.
1 Меркантилизм
1.1 Общая характеристика меркантилизма.
XIV в. в передовых странах Западной Европы феодализм вступает в стадию разложения, происходит быстрое развитие рыночных отношений, что выражается в вытеснении натурального хозяйства товарно-денежным. Торговля становится важнейшей отраслью экономики; это приводит к возрастанию роли денег как средства обращения. Богатство все более отождествляется не с совокупностью натуральных благ, не с феодальными привилегиями, как прежде, а с деньгами. Как отмечал К. Маркс, и индивидов, и государство охватывает «всеобщая жажда денег». Сила государства начинает измеряться непосредственно его денежными ресурсами, нормальное течение хозяйственной жизни прямо зависит от устойчивости денежного обращения. Нараставший дефицит денег в обращении и одновременный рост недоверия к испорченной монете на протяжении XIV—XVI вв. неоднократно служили причинами хозяйственных и политических неурядиц. В это же время происходил процесс первоначального накопления капитала, сопровождавшийся усилением политического влияния купеческого и ростовщического капитала, источник роста которого находится в сфере обращения.[1]
На основе анализа этих экономических процессов к началу ХVв. сложился ранний меркантилизм (от итал. mercanter – купец, торговец; термин введен в XVII французскими просветителями). Меркантилизм никогда не был единой систематической теорией. То, что впоследствии назвали меркантилизмом, было совокупностью представлений и мнений множества лиц того времени относительно источников богатства, роли денег и торговли, места государства в системе хозяйственных отношений наряду с мероприятиями хозяйственной политики европейских стран в XIV—XVIII вв. Политика меркантилизма возникла даже раньше меркантилистской литературы. Теоретический оттенок появился сначала в результате стремления точнее сформулировать правила экономической деятельности купцов и государства, найти для них научное обоснование, но уже с XVI в. теория стала опережать практику, оказывать на нее влияние.
Авторами хозяйственных трактатов (работы меркантилистов обычно называют памфлетами) были в большинстве своем не ученые, а практики: купцы, промышленники, финансисты. Они мало теоретизировали, посвящая свои труды конкретным хозяйственным вопросам. Количество авторов-меркантилистов огромно: только в Англии до 1764 г. Насчитывается 2377 названий работ. Наиболее видные представители меркантилизма —
У. Стаффорд (Англия), Т. Мен (Англия), Б.Даванзатти (Италия), А.Сера (Италия), Ж.Боден, А.Монкретьен, Ж.Б. Кольбере (Франция) и др.
Меркантилизм характеризуется следующими чертами:
- макроэкономический подход к анализу экономики: меркантилисты искали источники обогащения страны;
- предмет исследования — преимущественно сфера обращения;
- абсолютной формой богатства признаются деньги (золото и серебро);
- накопление богатства происходит только в форме прибыли от торговли (прежде всего внешней) или в ходе добычи благородных металлов;
- требование активного вмешательства государства в экономику: сначала — с целью поддержания активного денежного баланса, потом — для обеспечения монополии отечественных коммерсантов внутри страны и на внешних рынках и поддержки национальной промышленности.
Концепция меркантилизма не оставалась неизменной. Она развивалась и обогащалась. Поэтому принято выделять два этапа меркантилизма:
1) ранний монетаризм — XV — середина XVI вв.;
2) поздний (развитой, зрелый) меркантилизм-мануфактурная система — середина XVI—XVII вв.
1.2 Экономическая политика раннего и позднего меркантилизма
Наиболее характерным экономическим явлением для стран Западной Европы в XIV—XV вв. был растущий дефицит денег. Рост внешней внутренней торговли наталкивался на реальное препятствие — ограниченность звонкой монеты. В такой обстановке в наиболее благоприятных условиях находились страны, располагавшие природными месторождениями благородных металлов. В XIV в. На роль сильнейших и самых богатых государств выдвинулись Испания и Португалия, оказавшиеся обладателями крупнейших источников золота и серебра. Правители этих стран всеми средствами стремились сохранить и приумножить запасы денежных металлов. Вплоть до XVII в. в Испании действовал запрет на их вывоз под угрозой смертной казни.
Пример практического применения монетаристской доктрины дала Англия. Купечество занимало там более весомые позиции, чем в других странах, и королевская власть не только стремилась оградить интересы богатого сословия, но и внимательно прислушивалась к его голосу. Именно в Англии оформилась главная составляющая раннего монетаризма — доктрина активного денежного баланса. Ее видный представитель — Уильям Стаффорд, автор книги «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581). Денежный баланс понимался им как сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра. Разность ввоза и вывоза обозначалась термином «сальдо». Если ввоз превышал вывоз, сальдо положительное, баланс активный, в противном случае — сальдо отрицательное, баланс соответственно пассивный.
Трансформация доктрины меркантилизма началась во второй половине XVI в.. Под влиянием изменений, происходивших в экономике западноевропейских стран. В этот период отошла в прошлое нехватка денег. Политика монетаризма стала противоречить интересам крупного купеческого капитала, так как затрудняла торговлю а, следовательно, ограничивала прибыли. Ведущие купеческие компании фактически вышли из-под правительственного контроля и стремились навязать государству собственную экономическую политику[4]
«Классиком» зрелого меркантилизма, прямо выражавшего точку зрения объединенного в монополии купеческого капитала, стал один из директоров Ост-Индской компании, Томас Мен (1571— 1641). В работах «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» (1621) и «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства» (издана в 1664) он доказательно опроверг выгодность соблюдения денежного баланса не только для торговых компаний, но и для страны в целом. С точки зрения Мена, увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом их ввоза, а активной внешней торговлей: превышением стоимости экспорта над стоимостью импорта. Он выразил эту мысль в виде правила: «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них». Т. Мен указывал на выгодность вывоза денег (экспорта денежного капитала), Вывоз денег он отождествлял с посевом, дающим в будущем богатый урожай.
В понимании поздних меркантилистов деньги важны как исходный пункт кругооборота Д—Т—Д, осуществляемого во внешней торговле. В отличие от монетаризма на первый план выдвигается такая функция денег, как мировые деньги. С этим связано единодушное осуждение зрелыми меркантилистами государственной порчи монеты, так как «плохие» деньги годились лишь для внутреннего оборота, а не для внешнеторговых операций.
Рассматривая внешнюю торговлю в качестве основного источника национального богатства, представители зрелого меркантилизма стремились найти пути увеличения внешнеторговой прибыли. Таких рецептов оказалось два: посредническая торговля и развитие экспортной промышленности. Последнее предпочтительнее, ибо посредническая торговля менее надежна в силу воздействия на нее малопредсказуемых факторов. Так, в центре внимания меркантилистов оказывается производство, правда, только как средство увеличения внешнеторговых оборотов.
Меркантилисты требовали от правительства мер по поощрению развития национальной промышленности. Подобная система мер была введена, например, во Франции при министре финансов Жане Батисте Кольбере (1619—1683), отчего французский меркантилизм вошел в историю под названием кольбертизма. Протекционистские мероприятия Кольбере включали:
- установление запретительных (высоких) ввозных пошлин на импортные товары, чтобы не допускать конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных производителей;
-строительство экспортных мануфактур за государственный счет;
-предоставление различных льгот мануфактуристам: снабжение дешевой рабочей силой, освобождение от налогов, рекрутской повинности, выдача льготных ссуд;
-привлечение иностранных специалистов. Протекционизм способствовал развитию промышленности, поэтому второй период меркантилизма назван еще и мануфактурным.
В отдельных странах меркантилизм имел свои особенности. Его развитие было связано с меркантилизма уровнем зрелости капиталистических (рыночных) отношений, что определяло и практические результаты национальных отношении [1]
1.3 Критика меркантилизма – У. Петти, П. Буагильбер
Отличительной чертой П. Буагильбера является отрицание взглядов меркантилистов, а экономическая политика кольбертизма признана им главной причиной упадка народного хозяйства Франции. Буагильбера защищал интересы сельского хозяйства, ратовал за свободу вывоза хлеба, не соглашался с односторонней защитой королевской властью развития промышленности.
Для выхода из тяжелого экономического положения Франции П. Буагильбер подготовил систему мер, которая включала три основных элемента: большую налоговую реформу, освобождение внутренней торговли от ограничений, введение свободного рынка зерна и допущение естественного повышения цен на него.
Основное в налоговой реформе П. Буагильбера сводилось к замене старой, регрессивной системы всеобщим, пропорциональным и слегка прогрессивным обложением. Это означало отказ от сословного характера налогообложения (когда знать и церковь налогов не платили) и переход к обложению в соответствии с имущественным положением или доходами облагаемого, что было исключительно смелым для того времени.[3]
Отказ от ограничений в торговле, по мнению П. Буагильбера, привел бы к расширению внутреннего рынка, углублению разделения труда, усилению обмена товарами и обращения денег.
Необходимость свободного рынка зерна вызывалась тем, что искусственная поддержка низких цен приводила к тому, что издержки производства не окупались (не покрывались), а, следовательно, не могло расти производство.
Свои идеи П. Буагильбер изложил в первой книге «Подробное описание положения Франции...», которую издал анонимно в 1695— 1696 гг. Однако мыслитель натолкнулся на стену непонимания. Ему запрещено было публиковать новые произведения.
Для системы взглядов П. Буагильбера характерна выработка теоретических обобщений как ответа на вопросы практической жизни: чем определяется экономический рост? В чем причина застоя, упадка хозяйства? Поиски ответа на эти вопросы привели к выявлению и определению тех закономерностей, которые действуют в экономике и способствуют ее развитию.
П. Буагильбер внес свой вклад в исследование закона образования и изменения цен. В истории экономической мысли эта проблема рассматривалась в течение многих веков, еще со времен Аристотеля. П. Буагильбер считал, что важнейшим условием экономического развития являются пропорциональные, т.е. нормальные, цены. Он различал рыночную цену и истинную, или справедливую, стоимость. Величина истинной стоимости определяется, по мнению П. Буагильбера, затраченным на производство товара трудом. Истинную стоимость данного товара представлял другой товар, на который потрачено столько же рабочего времени. Таким образом, П. Буагильбер высказал догадку о пропорции общественного производства, на базе которой происходит разделение труда между различными отраслями хозяйства. Складывается эта пропорция стихийно, на рынке, как результат свободной конкуренции.
Нарушение свободы конкуренции он видел в установлении максимальных цен на зерно. Уже говорилось, что в проекте он предполагал снять эти ограничения, считая, что если отменят максимальные цены, то рыночные цены на зерно повысятся. Это увеличит доход крестьян, возрастет спрос крестьян на промышленные изделия, что будет стимулировать развитие производства, и т.д. Такая взаимозависимость обеспечит синхронное и всеобщее установление «пропорциональных цен» и подъем экономики.
Но требование о снятии ограничений на хлебные цены не следует понимать как отрицание П. Буагильбером регулирующей роли государства. Он придавал важное значение экономическим функциям государства, особенно в проведении разумной налоговой политики, благодаря чему можно добиться высокого уровня потребления и спроса. Следовательно, речь идет о двух факторах роста производства и богатства — накопления и потребительского спроса.
П. Буагильбер выступал против денег, которые, по его мнению, нарушали равновесие товарного обращения. Он признавал только вещественное богатство, т.е. потребительные стоимости, и не понимал функцию денег как меры стоимости. В этом проявилась ограниченность его мышления.
Сопоставление взглядов П. Буагильбера с меркантилистическими показывает существенные их различия. Если меркантилисты исследовали сферу обращения, то П. Буагильбер — экономические закономерности в сфере производства, отдавая приоритет сельскому хозяйству. Если для меркантилистов богатство — это деньги, то П. Буагильбер противопоставлял им реальное богатство, воплощенное в массе товаров. Отличие П. Буагильбера от меркантилистов и в провозглашении экономической свободы.[5]
В центре анализа английской классической политэкономии находился закон стоимости. Поскольку во Франции еще не сложилось общество с крупным промышленным производством и свободной конкуренцией, то ее теоретики, в том числе П. Буагильбер, не имели возможности наблюдать и понять действие закона стоимости.
П. Буагильбер не дошел до понимания двойственной природы труда, поэтому он не признавал стоимостную (денежную) форму богатства, в которой воплощался абстрактный труд. Отсюда ограниченность в его взглядах на деньги. Фактически он выступает против них, тогда как товары и деньги представляют неразрывное единство. Кроме того, не изменив капиталистическое производство, нельзя освободиться от денег. Резко критикуя социальное неравенство, П. Буагильбер не мог вскрыть классовую природу буржуазного общества.
В отличие от меркантилистов Уильям Петти (1623–1687) видел источник богатства не в деньгах, не во внешней торговле, а в труде. Он считал, что материальной основой богатства служит земля, природа, а создатель богатства – труд в различных сферах материального производства. В качестве основы экономического анализа Петти выдвинул процесс производства (а не сферу торговли, обращения).
Многие авторы считают, что У. Петти положил начало формированию концепции, позднее получившей название классической школы политической экономии.
Рассматривая вопрос о том, какие факторы участвуют в производстве продукции, создании богатства, Петти выделяет четыре фактора.
Первые два фактора – земля и труд – основные.
Петти считал, что «оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям, к земле и труду; т.е. нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль, и сюртук – произведены землей и человеческим трудом».
Два других фактора, участвующих в создании продукта, важны, но они не основные. К не основным факторам Петти относит, во-первых, квалификацию, искусство работника; во-вторых, средства его труда – орудия, запасы и материалы. Эти факторы делают труд производительным. Но они не могут существовать самостоятельно, т.е. без труда и земли.
Таким образом, у Петти мы находим два мерила стоимости (ценности): труд и землю. В своих рассуждениях он приходит к заключению, что в любом виде труда есть нечто общее, позволяющее сравнивать все виды труда между собой.
Петти понимает, что богатство нации не только в золоте или серебре, но и прежде всего в земле, материальных ресурсах – домах, сооружениях, постройках, кораблях, домашнем имуществе, запасах. Будучи автором «Политической арифметики», одним из первосоздателей экономической статистики, Петти предпринял попытку подсчитать размеры национального богатства Англии.
Еще за сто лет до появления классического труда А. Смита У. Петти выдвинул ряд важных идей, которые позже вошли как составные элементы в классическую политическую экономию [4]
1.4 Современное положение меркантилизма.
Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введения огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентно способна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. В стране осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма.
Но в данный момент существуют такие станы, которые отказались от это политики и живут за счет корпораций, которые получают огромные деньги за счет экспорта своей продукции. Т.е. они живут по одному из принципов Адама Смита, который звучит так: "Для любого предусмотрительного главы семьи является, непреложным правилом: никогда не пытаться производить дома то, что обойдется ему дороже сделать, чем купить... Если другая страна может поставлять нам товар дешевле, чем обойдется его производство внутри страны, лучше его купить".
Потому что пошлины, которые, по сути, являются ничем иным, как налогами увеличивают цену товаров, а зачастую и ограничивают их выбор, а после того, как они купят более дешевые импортные товары, они могут покупать товары отечественного производства на сэкономленные деньги или инвестируют их. Импорт заставляет также отечественный бизнес конкурировать за доллар потребителя, производить товары более высокого качества за меньшую цену (посмотрите, что сделали автозаводы США в ответ на японскую конкуренцию). Кроме того, импорт сокращает общий уровень инфляции.
2 Физиократы
2.1 Теория физиократов в изложении Ф. Кенэ.
Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство.
Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиокртатизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.
Основоположником и главой школы являлся Ф. Кенэ, также в нее входила большая группа экономистов: А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.[2]
Франсуа Кенэ (1664-1774) – признанный лидер учения физиократов. Как и другие авторы первого этапа развития классической политической экономии, он не является профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля, восьмой из тринадцати детей крестьянина – мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Чтобы стать медиком он в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной из граверных мастерских. Через 6 лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.
В 1734г. Популярнейшему к тому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме герцог Виллеруа. В 1749 г. После аналогичной «просьбы» маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную службу и, наконец, с 1752 г. Он удостаивается положения лейб-медика короля Людовика XV.
По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население»(1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица»(1758) и др.
Методологической платформой экономического исследования Кенэ стало разработанное им учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» или «естественному праву». Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение «естественного порядка» обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его «естественное право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.
Юридической основой концепции о «естественном порядке» по мнению Кенэ, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные и интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию.
Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию и создать самую разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов – естественного порядка, - необходимых для осуществления государственного руководства.
Оценивая методологию исследования Кенэ и его последователей, современные ученые отмечают, что физиократы не провели методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-полиитическими) суждениями. Провозглашенная физиократами экономии четкая наука изучает физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессианизм во взглядах на свою роль.
Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента. Физиократы противоречиво толковали производство «чистого продукта». С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. Вместе с тем «чистый продукт» выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой. Прибыль рассматривалась как разновидность заработной платы.[1]
В соответствии со своим пониманием производства Ф. Кенэ делил все общество на три класса: производители – все люди занятые в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; собственники – землевладельцы, т.е. дворянство (включая короля), духовенство, чиновничество; «бесплодные» - все граждане вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг;
Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. По терминологии ученого, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии – основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (оборотный капитал). Заслуга Кенэ состоит также в том, что он смог убедительно доказать, что в движении наряду с оборотным находится и основной капитал.
Школа физиократов выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала ошибочные исходные положения его концепции о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником – внешняя торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей. Деньгам отводилась роль посредника в обращении. Источник богатства они видели в производстве, а не в торговле, для которой характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей (эквивалентный обмен). Заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Вместе с тем толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Отсюда единственно производительным трудом считался труд земледельцев. Физиократическая система выступала как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального. Для объяснения процесса физиократы брали такую отрасль труда, которая «выступает наружу независимо от процесса обращения», что они видели только в земледелии. С их точки зрения, промышленность не являлась производительной отраслью хозяйства.
Физиократы категорически отвергли экономическую доктрину меркантилизма. В области экономической политики они выступили как сторонники невмешательства государства в экономическую жизнь страны. Что касается торговли, то Ф. Кенэ считал ее «бесплодным занятием», но в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря всемирной конкуренции она становится вредной и что иностранные купцы увозят и расходуют на родине то вознаграждение, которое им уплачивают за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с таким заблуждением, Ф. Кенэ утверждал, что необходима «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.
Рассматривая процесс воспроизводства, Ф. Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между капиталом и доходом, отношение между производительным и окончательным потреблением. В качестве момента процесса воспроизводства он пытался представить «обращение между двумя большими подразделениями производственного труда – между производством сырья и промышленностью». Всё это воплощалось в одной «Экономической таблице».
(В тысячах единиц измерения)
Примечание: стрелки – это направления доходов.
Ежегодные Доход Авансы
Авансы землевладельца бесплодного
класса
2 2 1
Суммы, используемые для 1 1
выплаты дохода землевладельца 1
и процентов по «первоначальным 1 1
авансам».
Возмещение «ежегодных авансов» 2
Итого: 5 2 тыс.
( из которых 1 тыс. реинвестируется в качестве оборотного капитала следующего года)
«Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса (земельных собственников, фермеров и «бесплодных»); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.Автор «Экономической таблицы» исходил из того, что существует крупное земледелие, где землёй владеют собственники, получающие ренту, а хозяйство ведут фермеры, арендующие землю и владеющие капиталом. [4]
2.2 Развитие учения физиократов в работах А.Р.Ж.Тюрго
Анн Роберт Жак Тюрго (1727-1781) по происхождению дворянин. Его предки традиционно находились на государственной службе в Париже. Согласно семейной традиции он как третий сын вынужден был получить духовное образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат Тюрго неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви и перешел на государственную службу. Уже в начале своей служебной карьеры в магистратуре Парижа А.Тюрго больше всего интересовался экономическим положением Франции. В 25 лет он уже занимал судебную должность в парижском парламенте, а еще через год – докладчика судебной палаты, став заметной фигурой светских и философских кругов французской столицы.
В 1774 г. А. Тюрго получил последнее в своей служебной карьере назначение, когда вступивший на престол король Людовик XVI выделил ему пост морского министра, а через несколько недель перевел на должность генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов – важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства. За 18 месяцев пребывания на этом посту Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов, открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося под явным влиянием придворного окружения, и в мае 1776 г. Королевским посланцем Тюрго был вручен приказ о сдаче дел в связи с отставкой, а спустя три месяца король отменил всем эдикты министра – реформатора.
Главными достижениями Тюрго-министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших роль предпринимательства в промышленной сфере и др.
А. Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф. Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и практические дела свидетельствую о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.
Например, подобно физиократам, А. Тюрго утверждал: «Земледелец является первой движущей силой в ходе всех работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства».
А. Тюрго, как и Ф. Кенэ, придерживался затратной концепции происхождения стоимости, сводя ее сущность к затратам живого и овеществленного (прошлого) труда. В то же время, обосновывая механизм формирования цен на рынке, А. Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые, как он полагает, устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику, это тот минимум, ниже которого она (цена) не может опуститься». При этом, по мнению Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки» при приобретении товара.[3]
А. Тюрго, разделяя взгляды Ф. Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный, бесплодный и собственники. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них «распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».
В определении сущности и величины заработной платы, рабочих А. Тюрго не расходился ни с У. Петти, ни с Ф. Кенэ, как и они, считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования тем, что ему необходимо для поддержания жизни». Но в отличие от предшественников А. Тюрго относил зарплату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии». Последнее, по его словам, устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производство) людей и ценой их заработной платы».
Серьезное внимание уделил А. Тюрго исследованию природы происхождения и такого дохода, как ссудный (денежный) процент, осуждая при этом предрассудки моралистов, рассматривающих «отдачу в рост как преступление». Он утверждает, что в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Поэтому, заключает А. Тюрго, заимодавец «не наносит никакого ущерба заемщику, ибо этот последний соглашается на его условия и не имеет никаких прав на занятую сумму. Прибыль, которую можно получить, имея деньги, является, несомненно, одним из наиболее частых побуждений, склоняющих заемщиков брать в заем под проценты; это один из источников, который дает возможность выплачивать этот процент». Что касается текущего процента, то он, по мнению А. Тюрго , служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, в частности, что низкий денежный процент – это и последствие и показатель избытка капиталов.[2]
3 Особенности теоретических положений
Важным достижением П. Буагильбера, как и У. Петти, является «обоснование» трудовой теории стоимости, к пониманию которой он пришел, анализируя механизм менового отношения между товарами на рынке с учетом количества затраченного труда или рабочего времени. Несмотря на известное несовершенство такой концепции (в ее основе лежит затратный принцип), она для своего времени была, несомненно, прогрессивной, поскольку, в отличие от меркантилистской, не исходила из якобы естественной (природной) роли денег в ценообразовании.
Вместе с тем во многом справедливо осуждая меркантилизм, П. Буагильбер намеренно абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, недооценивая роль денег как товаров, отрицал реальное значение в приумножении имущественного богатства промышленности и торговли. Он явился единственным среди всех представителей классической политической экономии, кто считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости».
Характерно, что более чем через 100 лет французские экономисты-романтики С. Сисмонди и П. Прудон, отвергавшие многие положения классической школы политической экономии, солидаризировались по ряду идей своих реформаторских программ с П. Буагильбером. Так, С. Сисмонди, также сочувствуя бедным и малоимущим слоям общества, уповал исключительно на правительственные законодательные решения, никак не сообразуя свои утопические прожекты с реалиями и неотвратимостью научно-технического прогресса. А П. Прудон ратовал как за отмену денег, так и за другие реформаторские идеи, содержание которых граничило между утопией и анархией.[5]
Заключение
Идеология меркантилизма впоследствии получала самые различные оценки. Но следует помнить, что она представляла собой продукт определенных исторических условий. По сравнению с принципами экономической политики феодалов экономическая концепция меркантилизма была более прогрессивной. Она решительно порывала с основными традициями Средневековья, и прежде всего с натурально-хозяйственными. Меркантилисты «реабилитировали» значение торговли и ростовщичества, которые подвергались моральному осуждению на протяжении многих веков. Меркантилисты исследовали, хотя и поверхностно, основные экономические категории (товар, деньги, процент, торговля, торговая прибыль), активно использовали статистический метод исследования и т.д.
Одним из общих заблуждений меркантилистов было предположение о возможности длительного поддержания активного сальдо без вредных последствий для национальной экономики. Между тем уже в середине XVII в. отдельные проницательные исследователи осознали, что приток в страну драгоценных металлов увеличивает внутренние цены и приводит к оттоку капитала из страны, что постепенно сводит на нет выгоды от положительного баланса внешней торговли. Кроме того, большинство меркантилистов призрения, согласно которой экономические интересы наций по своей природе антагонистичны, поскольку в мире имеется строго ограниченное количество ресурсов, которые одна страна может приобрести только за счет другой. Говоря современным языком, они представляли экономическую деятельность как игру с нулевой суммой, в которой выигрыш одного всегда означает проигрыш другого, и поэтому не стеснялись, открыто защищать политику «разори соседа».
Однако по отношению к коротким периодам позиция меркантилистов была не столь ошибочной. В частности, Дж. Кейс заметил, что озабоченность меркантилистов притоком золота в страну можно рассматривать как не вполне отчетливое уяснение связи между ростом предложения денег и уменьшением процентных ставок. Когда экономика страдает от недостатка спроса и от падения цен, то активный торговый баланс поддерживает цены, а приток золота снижает процентные ставки и тем самым стимулирует инвестиции и занятость. Кейс называл это «зерном научной истины в меркантилизме».
Многие экономисты указывали, что ценным у меркантилистов для экономической науки является не всегда осознанное стремление выяснить движение денег как капитала, а также установить значение прибыли как определяющего мотива капиталистического хозяйства. Меркантилисты дали характеристику капитала как самодвижения денег. Однако рассмотрение этого процесса было весьма односторонним, ибо не выходило за пределы сферы обращения. Тем не менее, формальная особенность движения капитала схвачена у них правильно. Меркантилисты наталкивали позднейших исследователей на выяснение всеобщей формулы капитала.
В целом заслуга меркантилистов в том, что они положили начало теоретической разработке экономической системы капитализма
Теория физиократов защищала капиталистические производство, хотя на первый взгляд физиократов представляется, что физиократы — апологеты земельной собственности. Несмотря на то, что сам Ф. Кенэ объявил себя идеологом феодализма, теория физиократов имела буржуазную сущность, так как они выдвинули требование о перенесении налогов исключительно на земельную ренту, считая, что промышленность должна быть ограждена от бремени налогов. Тем самым признавалась свобода предпринимательства и конкуренции. К. Маркс, характеризуя значение физиократов, писал: «В действительности же система физиократов является первой систематической концепцией капиталистического производства».[1]
Список литературы
1. «История экономических учений»: Учебник для вузов/Под ред. Проф В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-391 с.
2. «История экономических учений» : Уч.пособие. – М.: Изд-вл ВЗФЭИ, 1990
3. Костюк В.И. «История экономических учений» Москва 1995г.
4. Агапова И.И. «История экономических учений». – М.: ВиМ, 1997. Лекция III.
5. Ядгаров Я.С. «История экономических учений». Учебник.-4-е изд.-М.: ИНФРА – М, 2004. - 480