Содержание
Введение…………………………………………………………………..
1 Философия жизни: общая характеристика и основные положения…..
2 Философские аспекты психоанализа……………………………………
3 Характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда..
4 Заключение……………………………………………………………….
5 Список литературы………………………………………………………
Введение
Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку даёт ответ на вопрос как жить.
В теоретическом плане философия обеспечивает целостное представление о мире и человеке, в практическом – умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных проблемах бытия и человеческого существования.
В современном мире философии явно недостает престижности, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей. « Но в род богов не позволено войти никому, кто не был философом и не очистился до конца» - Платон.
Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

Рассмотрим в контрольной работе «философию жизни», а также философию фрейдизма и неофрейдизма.
Задачи работы:
Во-первых, следует дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.
Во-вторых, рассмотреть философские аспекты психоанализа;
В-третьих, выписать наиболее характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда, и объяснить их.


Философия жизни: общая характеристика и основные положения
«Философия жизни» - направление в философии, сложившееся на рубеже XIX-XX вв. в Германии ( Ф.Ницше, В.Дильтей (1833-1911), Г.Зиммель (1858-1918), Л.Клагес ( 1872-1956), О.Шпенглер ( 1880-1936)) и Франции ( А.Бергсон)
Онтологическая сущность «философии жизни».
«Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Её представители сходятся прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональное реальность – « жизнь» как «творческая эволюция», целостный ,органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, к которому в полной мере приемлемы слова Гераклита « panta rei » (всё течёт), необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Собственно жизнь – это и есть бытиё. Такова онтологическая сущность «философии жизни».
В гносеологическом аспекте
Главная идея «Философии жизни» состоит в том, что на смену, опирающийся на разум классической философии должна придти философия, «вытекающая из полноты переживания жизни». На место логики и рационального познания заступает «вчувствование» в жизнь, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни – не материя, а дух, который выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не « науки о природе», а « науки о духе», которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и.т.д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция». В силу этих обстоятельств философия жизни оказалась тесно связана с культурой, литературой и искусством.
Основными представителями «философии жизни»: Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер, Л. Клагес и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и разные авторы вкладывали в него различные содержание.
Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как культурно - исторически обусловленный поток переживаний.
В теории познания «философии жизни» придерживается позиции антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь невозможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию постигается внеинтеллектуально, интуитивно. Общество, как биологический культурный организм, не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и несводим к другому, развивается циклично.
Многие представители «философии жизни» были среди тех, кто подметил отрицательные стороны промышленного переворота, те негативные явления, которые возникли вместе с появлением капиталистических отношений и научно-техническим прогрессом, а вместе с этим кризисные процессы в области культуры. Различно объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни» часто выступали в защиту « аристократической», «элитарной» культуры.
Значительное влияние «философии жизни» на духовную жизнь западного общества сохранилось вплоть до 20-х гг. XX столетия. На смену ей пришли «философская антропология», экзистенциализм, персонализм и др. опирающиеся на основные положения «философии жизни», но существенно их преобразовавшие.
Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии жизни», вошёл в историю с дерзкой идеей – «взглянуть на науку под углом зрения художника». Он говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке» [2,178]. Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании.
Ницшеанская философия духа – это прежде всего идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу и потому презирающая всякую экономику и «человеческие массы». Другими словами, это непреклонный и последовательный аристократизм. Ницше был убеждён, что над массами господствуют низкие потребности и рабское стремление к подчинению и силе.

Философские аспекты психоанализа
Основатель психоанализа – австрийский врач, психолог, Зигмунд Фрейд (1856-1939). Разработанный им в конце XIX- начале XXв. психоанализ, с одной стороны, представлял собой метод лечения психических заболеваний, а с другой – теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры ( фрейдизм).
Большое влияние на идеи З.Фрейда оказала философия жизни, и прежде всего философия Ф.Ницше. Подобно ей, возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистического и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности.
В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При этом его сознание – это лишь «вершина айсберга», «прихожая», а все остальное занимает бессознательное и предсознание.
В формировании концепции Фрейда различают два этапа. Первый - конец XIX в. – 1920г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. Например, на такие, как политика, общественная деятельность.
Второй этап творчества начинается после 1920г. и связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно, Я и Сверх-Я. Здесь оно – бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я – (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я, которое является также и совестью.
Раскрыв неразрывную связь сознательных и бессознательных процессов в психике человека, и отдав первенство последним, Фрейд не только утвердил иррационализм как основной принцип поведения личности, но и показал её экзистенциональную