Содержание
Введение…………………………………………………………….………3
Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………4
Основные положения учения Платона о государстве и человеке...….7
Раскрытие понимания диалектик у Гераклита, Сократа и Платона...10
Заключение…………………………………………………………………12
Список используемой литературы………………………………………..13

Введение
Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, может быть, даже усиливается в наше время, потому что, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.
Объект данной работы: Платон. Предмет: философия Платона. Основные задачи: объяснить смысл понятий «онтология» и «гносеология», проанализировать основные положения учения Платона о государстве и человеке, раскрыть сходство и различие в понимании диалектик у Гераклита, Сократа и Платона.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона.
Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение). Этот раздел философии изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение).
Как утверждал Платон, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. Это учение – объективный идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом. Платон разделил действительность на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Он считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя – небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.
Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием существует кажущееся бытие (т. е. мир действительно реальных, воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает срединное положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он – единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному1.
1Асмус В. Платон. М., 1976 стр. 51
Много внимания Платон уделяет вопросу ‹‹иерархизации идей››. Она представляет собой упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона. Во-первых, ‹‹идеи›› высших ценностей - ‹‹идеи›› блага, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, ‹‹идеи›› физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д. В третьих, ‹‹идеи›› существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек. В четвёртых, иногда Платон допускает существование ‹‹идей›› для предметов, производимых человеком. В пятых, большое значение в платоновской теории ‹‹идей›› имели ‹‹идеи отношений››.
Сейчас мы можем резюмировать теорию идей Платона:
1.Идея вещи есть смысл вещи. Ведь для того, чтобы различать вещи, необходимо относительно каждой вещи ответить на вопрос: что собой представляет данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь, следовательно, идея вещи в первую очередь есть смысл вещи.
2. Идея вещи представляет собой цельность всех составляющих её частей, неделимую на эти части.
3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающий появление и проявление отдельных её единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем сложнее вещь, тем более видна её общая идейная закономерность
4. Идея вещи невещественна. Известно, что сама вещь может претерпевать всевозможные изменения, однако идея вещи изменяться не может. Один из самых простых примеров – вода. Вода может быть в твёрдом и жидком состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять своё агрегатное состояние.
5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своём полном и совершенном виде существует только
на небе или выше неба.1
Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не
1 Лосев А. Ф., Тахо-Годи. Платон. Аристотель. М.,1993. стр. 90-92.
может подвергаться сомнению какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе.
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём.Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.
Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - совершеннейшее знание. Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения вида.
Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. Философия, буквально любовь к мудрости, невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию.
2.Основные понятия учения Платона о государстве и человеке.
Одной из самых сложных и противоречивых проблем была, есть и будет проблема государственного устройства. Уже тысячи лет люди пытаются понять, каким должно быть идеальное государство. Некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящены диалоги Платона «Государство» и «Законы».
В своих произведениях Платон говорит о модели идеального, лучшего государства. Эта модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть. То есть Платон говорит об идее государства как об утопии. Не раз философ пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах, было правление тиранов, и Платон пытался образумить Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии. Это закончилось весьма плачевно: афинского ф