Униатское религиозно-церковное движение в восточно-европейском регионе
 
Содержание.
Введение
Глава 1. Вильня - Москва: начало государственно-церковного соперничества.
Глава 2. Унии - поприще великих князей.
Глава 3. Идея веротерпимости, как альтернатива идеи унии.
Глава 4. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI в.
Глава 5. Коренной перелом в государственной политике: курс на локальную церковную унию.
Глава 6. Первая волна антиуниатского протеста. Союз православных с протестантами.
Глава 7. Королевский универсал от 24 сентября 1595 года. Миссия в Рим.
Глава 8. Брестская церковная уния: униатский и православный соборы.
Глава 9. Антиуниатский протест.
Глава 10. Итоги Брестского варианта церковной унии.
Глава 11. Униатская церковь в XVII-XX вв..
Глава 12. Заключение.
Список литературы.
 
 
Введение
Одной из проблем ученых в восточно-европейском регионе является история униатского религиозно-церковного движения, над решением которой эти ученые будут работать еще не одно десятилетие. Эта проблема затрагивает такие актуальные вопросы, как становление государственности, развитие национальной культуры, и, в первую очередь специфику общественно-политической и религиозной жизни Беларуси в XIII-XX вв. На сегодняшний день написано множество литературы, содержащей самые разнообразные, полностью противоположные оценки исторических событий, посвященных Брестской и Церковной унии.
Уния – явление противоречивое и неоднозначное – так характеризуют его современные исследователи. Рассматривать церковную унию необходимо с момента возникновения Великого Княжества Литовского и заканчивая настоящим временем, с точки зрения ее исторического развития, динамики, как явление, связанное со сложной государственной, социальной, культурной жизнью украинского и белорусского народов. Этому феномену невозможно дать ни положительной ни отрицательной оценки.
Глава 1. Вильня - Москва: начало государственно-церковного
соперничества.
Впервые, попытку создать отдельное государство на востоке Киевской Руси предпринял суздальский князь Андрей Боголюбский (1155г.). Он назначил попа Федора епископом Ростовским и Суздальским, но константинопольский патриарх не принял новой митрополии. Со временем Северо-Восточная Русь становится отличной от Юго-Западной Руси, а Владимир, Ростов Великий и Суздаль вместе с Москвой начинают противопоставлять себя Киеву. Доказательством этого служит поход Андрея Богословского на Киев в 1171 году, в результате которого “мать городов русских” стала прибежищем варваров, что привело к разграблению церквей и монастырей.
Великие киевские князья стали понимать, насколько независимая церковь укрепляет суверенитет государства. Поэтому и стремились они посадить на митрополитский престол своего священника – киевского, смоленского, полоцкого. Вскоре к этому же стали стремиться литовские и московские великие князья. Первым митрополитом-славянином стал Илларион (1051), один из наиболее интеллектуальных людей своего времени, автор знаменитого “Слова пра Закон i Боскую ласку”. Другим достаточно известным местным митрополитом был Климент Смолятич (1147), “книжник и философ, какого на русской земле еще не было”. Климента, как последователя западно - православной церковной автономии, поддерживал великий киевский князь Изяслав, а против его кандидатуры выступил владимиро-суздальский князь, основатель Москвы Юрий Долгорукий. Борьба, развернувшаяся около кандидатуры Климента Смолятича, служила доказательством существующих противоречий в организационно-церковных направлениях западной и восточной частей Киевской Руси.
В результате поддержки православной церкви в XIV веке произошло возвышение московского князя. Политическая ошибка тверского князя Михаила Ярославовича (он не признал митрополита Петра, назначенного Константинополем) привела к тому, что Петр стал приверженцем Юрия, и чаще жил в Москве, чем во Владимире. В 1355 году решением константинопольского патриаршего синода резиденция киевских митрополитов была перенесена во Владимир, фактически же митрополит жил в Москве.
После татаро-монгольского нашествия, в результате распада Киевской Руси появились и стали четко выделятся три центра, претендующие на государственную гегемонию: северо-западный (Новогрудок, Полоцк, Вильня), юго-западный (Владимир-Волынский, Галич, Львов), и северо-восточный (Москва, Суздаль, Владимир, Тверь). Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались преимущественно на силу татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные князья бывшей Киевской Руси полагались на западные страны и церкви. Это сильно повлияло на менталитет восточного и западного православия. Вместе с тем Киев стал очень опасен для православных митрополитов, и, после очередного разграбления Киева татаро-монголами в 1300 г. киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.
Очень важной в политической деятельности великих князей литовских была проблема автономии западноправославной церкви. Примерно в 1320 г. великий князь Гедемин добился открытия новой митрополии, центром которой стала Новогрудка, куда входили Полоцкая и Туровская епархии. Тем не менее, благодаря усилиям московского митрополита митрополия вскоре была закрыта.
Значительную лепту в дело перемещения духовно-административного центра восточнославянского православия в ВКЛ внес великий князь Альгерд. В 1354 году он сделал попытку посадить на митрополию в Киеве своего родственника Романа, а его соперником на это место стал московский претендент Алексий. В результате Константинополем был достигнут компромис: Алексий стал митрополитом, а во власть Романа кроме Полоцкой и Туровской перешли Луцкая, Холмская, Владимиро-Волынская, Перемышльская и Галицкая епархии. После присоединения к ВКЛ Чернигова и Брянска Роман стал и брянским епископом.
Иеромонах Киприан Цамблак - посланец константинопольского патриарха, который появился в ВКЛ в 1373 году, вошел в доверие к Альгерду и с согласия Константинополя был назначен митрополитом "киевским, галицким и всея Руси“ (1375). Москва категорически не принимала его в этом качестве. После смерти московского митрополита Алексия в 1378 году, новый митрополит прибыл в Москву для того чтобы объединить церкви ВКЛ и Великого княжества Московского, но по приказу Дмитрия Ивановича был арестован и выслан за пределы Московии. Позже Киприан Цамблак помирился с московским князем и стал митрополитом Москвы.
Глава 2. Унии - поприще великих князей.
Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Киевской унии. После ее заключения (1385) происходит массовое крещение литовцев и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь остается в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло значительное большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка.
Западное православие всегда считало своим напарником православие восточное. Тем не менее, религиозно-церковные связи между этими ветвями одной веры разрушались под давлением государственных интересов и возрастающего политического соперничества между ВКЛ и Московским государством. Положение православия резко ухудшилось в результате Городельского постановления 1413 года, согласно которому на высокие государственные должности в ВКЛ принимались только лица римско-католического вероисповедания. Между тем великие князья считали, что бирелигиозность основного населения ВКЛ таит в себе некую социально-политическую опасность. Поэтому возникновение идеи унии не было неожиданным явлением. Когда в 1396 году Вильню посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту идею, но отметил, что реализацию ее надо отложить в связи с войной против турок.
Церковная политика Витовта, как и других великих князей, вытекала из его общегосударственной деятельности. Стремление к церковной автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики, его противостояния и борьбы за гегемонию с Московским государством. Еще до Грюнвальда Витовт обратился к константинопольскому патриарху с просьбой назначить митрополитом “всея Руси” полоцкого епископа Феодосия и резиденцией его сделать Киев. Однако византийский император и патриарх поддержали Москву, и митрополитом был поставлен грек Фотий.
В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов, которые обратились к великому князю с жалобой на митрополита Фотия, в результате чего Витовт отказался от последнего и выдвинул на митрополитский престол своего кандидата – Григория Цамблака, племянника бывшего митрополита Киприана, выдающегося церковного и культурного деятеля западных славян. Осенью 1414 года на соборе православных церковных