Современное газетное интервью: виды и стилистика
План
Введение
1. Современный жанр интервью в газете
1.      Жанровая система
2.      Интервью – газетный диалог
3.      Стилистика газетного интервью как жанра
4.      Интервью: композиция и стандартные средства выражения
5.      Классификация интервью
2. Современное газетное интервью: виды и стилистика
1.      “Качественная” и “массовая” пресса
2.      Стилистика проблемного интервью в газете “Труд”
3.      Стилистика портретного интервью в газете “Труд-7”
4.      Московский Комсомолец” - представитель “желтой” прессы
5.      Информационные жанры “МК в Коми”
Заключение
Список литературы
 
Введение
В настоящее время идет бурное развитие публицистической литературы. Появляется все больше и больше публикаций различного направления, которые находят своих читателей, и не остаются без внимания.
Одним из жанров публицистической литературы является интервью, которое отличается своей активностью и частотностью употребления, которое привлекает внимание все больший круг читателей своей легкостью, интересом и правдивостью.
Уже в ХIХ веке появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, тогда же закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и пр.
На протяжении своего развития, как и любое другое направление публицистической литературы, жанр интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что, прежде всего в значительной степени определяется социальным контекстом.
Существует множество причин, влияющих на изменение рассматриваемого жанра. Так, значение термина “интервью” менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.
Но стоит отметить, что все же база в определении жанра интервью сохранилась как “беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме”.
Одной из специфических черт печатных материалов является отсутствие прямого контакта с читателем (в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет). Поскольку печатные издания не имеют возможности выходить на прямой контакт со своими читателями, коммуникативную функцию в прессе выполняют интервью – один из важнейших методов и жанров публицистики.
Цель данного исследования - выявить типологию интервью в современной газете.
Задачами исследования являются:
1.      определение стилистических особенностей портретного и проблемного интервью;
2.      описание речевого стиля интервьюируемого в разных типах интервью.
Данная тема на сегодняшний день актуальна, поскольку обычно во многих работах, изучающих различные аспекты интервью, не учитываются стилистические особенности изданий, а мы попытаемся выявить зависимость типа интервью от специфики газеты.
В качестве использованной литературы послужили примеры из газет “Труд”, “Труд-7”, “Московский Комсомолец” (далее - МК), “Московский Комсомолец в Коми” (далее – МК в Коми), данные которых отражают современное состояние жанровых моделей указанных изданий. Всего проанализировано 270 интервью газеты “Труд”, 196 интервью газеты “Труд-7”, 180 интервью газеты МК и 40 интервью приложения МК в Коми.
При анализе использовались функционально-стилистический, описательный, сопоставительный методы и метод подсчета.
В работе представлено две главы: современный жанр интервью в газете и современное газетное интервью: виды и стилистика.
Основу использованной литературы составляют многочисленные периодические издания – это и журналы, и газеты; учебники; теоретические пособия; словари. В общей сложности было использован 61 источник литературы.
1. СОВРЕМЕННЫЙ ЖАНР ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ
1.1. Жанровая система
В нашем мире все развивается и совершенствуется, ничего не стоит на месте. Не исключением является и российская пресса, которая удивляет своим многообразием. Это и познавательно-развлекательные газеты, и женские журналы, и “качественная” пресса, и специализированные издания.
Но при всем различии их тематики, стиля существует нечто, что объединяет прессу – модель издания.
Термин “модель газеты” в научной литературе связан, с одной стороны, с графическим оформлением издания и, с другой стороны, с языковыми особенностями газеты. Например, В.В. Попов и С.М. Гуревич в работе “Производство и оформление газеты” говорят о “композиционно-графической схематической конструкции, которая включает в себя основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания”.
Э.А. Лазарева в монографии “Системно-стилистические характеристики газеты” рассматривает лингвистическую модель, используя при этом новый термин “экспрессивно-стилистическая модель газеты”, определяя его через выделение трех групп дифференцирующих признаков: жанровых, структурных и экспрессивных.
В жанровую модель газеты входят круг жанровых форм и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков.
В структурную модель - характеристики построения полосы, подборки и отдельного текста (отраженные в заголовочном комплексе).
Экспрессивная модель - это анализ использования экспрессивных средств в текстах и заголовках.
Поскольку объектом нашего исследования является жанр интервью, следовательно, из трех компонентов экспрессивно-стилистической модели нас более интересует жанровая модель газеты.
Термин “жанр” в научной литературе не имеет однозначного толкования. Рассмотрим определение В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика: “Жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи”.
Интервью - интернациональное слово, оно одинаково произносится и понимается на разных языках, например: “Интервью (тэ), нескл., ср. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Дать интервью. Получить интервью) и “Interview (intevju:) n. a meeting of persons face to face for the purpose of discussion, asking questions and getting opinions, esp. a meeting between a newspaper man and someone from whom he whishes to get statements, opinions, etc., as to have an interview with Prime Minister; to refuse to give any intervews to journalists (Интервью, сущ. встреча людей лицом к лицу с целью обсудить что-либо, задать вопросы, поделиться мнением, и так далее, например, взять интервью у премьер-министра, отказываться дать интервью журналистам.)”.
Сравнивая эти определения, можно сказать, что интервью – это метод (беседа как процесс получения сведений от интервьюируемого) и жанр. Однако, понимание интервью как метода получения информации более характерно для западных ученых. В России исследованием интервью как метода занимаются, в основном журналисты-практики, например М.И. Шостак, М.Н. Ким.
Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Но в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе.
Так, авторы “Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов:
1.      оперативно-новостные;
2.      оперативно-исследовательские;
3.      исследовательско-новостные;
4.      исследовательские;
5.      исследовательско-образные,
и место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности.
Еще одним фактором, осложняющим определение места интервью в системе газетных жанров, является появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. О.С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью.
Изменения жанровой системы выражаются в изменениях жанровых признаков: “Трансформации существующих жанровых форм связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…”.
Итак, жанр интервью широко представлен на страницах российских газет. Однако разные издания предпочи