Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший характер всей русской архитектуры вплоть до XVIII столетия, нужно считать собор Покрова, “что на рву” на Красной площади, более известный под народным названием “Василия Блаженного” (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 году Казани, как памятник окончательной ликвидации татарской опасности, как сооружение, прославлявшее подвиг русских воинов, отдавших жизнь за родину. История постройки и замысел этого замечательного храма не лишены интереса. Летописи сообщили, что в “размерение основания” собора, то есть в решении его плана и ритма основныхобъемов, лежало рационалистическое начало - им “разум даровася”. Требовалось на вознесенной на аркадах террасе подклета поставить храм-памятник, состоящий из ряда самостоятельных приделов.
Центральный был посвящен празднику Покрова, почитавшемуся Грозным как знак покровительства Богоматери царскому роду. Восточный был посвящен троице, в честь которой сразу же после победы срубили деревянный небольшой храм. Западный был посвящен празднику Входа Господня в Иерусалим - единственному празднику земной славы Христа. По-видимому, это посвящение было подсказано торжественным возвращением в Москву Ивана Грозного и его войска. Триумф победителя ярко описал современник: ... и позвонеся великий град Москва (то есть зазвонили колокола всех церквей. - М. И.) и изыдоша на поле за посад все множество бесчисленное народа московского”. Победное шествие было настолько великолепно, что “...забыти в тот час всем людем... вся домовная попечения своя и недостаци” при виде “таковыя красоты, и силы, и славы великия”- Остальные приделы собора были посвящены тем святым, память которых отмечалась в дни военных успехов казанского похода Ивана Грозного и событий его семейной жизни, Нетрудно заметить, что внутренние помещения самих храмов-приделов настолько малы, что в некоторых из них перед крохотными алтарями могут поместиться лишь три-четыре человека. Следовательно, весь смысл художественного замысла воплощается во внешнем облике храма. Поставленный на центральной площади Москвы - Красной, - в полном смысле народ- ной, он был на виду у всех, непрестанно напоминая о великой победе. Как уже говорилось, этот памятник должен был увековечить и подвиг погибших под стенами Казани. Герои, по представлениям того времени, были достойны райского блаженства в загробной жизни. Многопредельный собор символизировал “селения праведных”, в которых обитают души храбрецов. Естественно, что архитектура райских жилищ должна была предстать перед лицом живых людей во всем своем великолепии. Действительно, архитектура Василия Блаженного отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла, ком- позиции основных объемов, богатством декоративных деталей. Можно с полным правом сказать, что здесь сосредоточен весь богатый арсенал архитектурных форм XVI века. Тут мы находим и шатер, недавно введенный в каменное зодчество, и башнеобразные приделы (Дьяково), и маленькие посадские храмы, не говоря о менее крупных, но не менее важных декоративных формах в виде ярусов кокошников, настенных “стрел”, причудливых по рисунку глав и т. д. Отмечая редкое богатство форы и деталей. которое легко могло бы превратиться в руках среднеодаренного мастера в плохо скомпонованное нагромождение разнообразных элементов, необходимо сказать, что Барма и Посник проявили и чувство и такт в распределении этих архитектурных сокровищ. Так, по сторонам света поставлены башнеобразные приделы. В промежутках между ними стоят менее высокие „посадские” храмики. Они все опоясаны парапетом арочного подклета, то выступающим вперед, то отходящим назад. Добавленные в конце XVI века десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по композиции храма-памятника, храма- города „небесного Снопа” (Иерусалима), как его называли в ХУ1-ХУ11 веках. Со дня своего завершения он не перестает привлекать к себе всех, кто чуток к искусству. Внимательно присматриваясь к архитектуре Василия Блаженного, мы видим, что принцип повторов лежит в основе его архитектуры. Он сказывается и в ярусах кокошников - этом лейтмотиве храма, и даже в завершении центрального столпа. Восьмилучевое звездообразное основание Василия Блаженного некогда несло восемь же главок, повторявших расположение восьми приделов вокруг центральной церкви. Нельзя не отметить декоративных приемов внутреннего убранства собора. Здесь мы найдем и многочисленные карнизы, и фигурную кладку сводов глав из мелкого кирпича, и многие другие детали, которые умело членят и украшают стены храмов-столпов, не позволяя им превратиться в полые, возносящиеся ввысь „трубы”. Именно эти детали убранства свидетельствуют, что внутри приделы Василия Блаженного не предполагалось покрывать какой-либо росписью, даже чисто орнаментальной. Внутренние стены приделов были побелены, в то время как снаружи храм имел красно-белую окраску. Фигурные разноцветные главы появились в конце XVI века, усилив его и без того высокие декоративные свойства. Храм Василия Блаженного рассчитан на многие точки зрения, хотя главным фасадом является западный - со стороны Кремля. Обходя собор, мы становимся свидетелями непрестанно меняющихся архитектурных картин. Формы сменяют друг друга, наплывают одна на другую, создавая впечатление необычайной сказочности, неистощимой фантазии, не знающего предела богатства выдумки. В этих его свойствах с огромной силой сказывается то „дивное узорочье”, которое скоро станет всеобщим художественным идеалом.