СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Учебные и воспитательные цели: 1. Дать курсантам общее представление о криминологических школах и кратко остановиться на развитии криминологической мысли в России. 2. Воспитывать у курсантов желания к познанию истины и выбора своей собственной точки зрения на изучаемые криминологией вопросы и разрабатываемые проблемы. ПЛАН Введение (5 минут) Учебные вопросы: 1. Зарождение и развитие криминологической мысли 2. Марксистская теория и развитие криминологии в России Заключение (3 минуты) ЛИТЕРАТУРА: Криминология М., Изд. Московского университета, 1984, с. с. 19-39; Криминология М., Юридическая литература, 1988, с. с. 47-62; Аванесов Г. А. Криминология М., Академия МВД СССР, 1984, с. с. 55-93,119; Карпец И. И. Социалистическая криминология. Состояние. Задачи. Сб. статей "Вопросы борьбы с преступностью", № 47, М., 1988, с. с. 3-17; Стручков Н. А. Проблема причин преступности в аспекте теории ее предупреждения в криминологии европейских государств социалистического содружества. Там же, с. с. 91-93. Учебно-материальное обеспечение: - трибуна лектора; - фондовая лекция; схемы.
Введение Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта вообще, истории вообще научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии. Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию. Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания. 1. Зарождение и развитие криминологической мысли. В примитивном обществе наказание человека служило цели умиротворения богов, смягчения их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-то табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились. В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать. Никаких естественнои общественно-научных методов исследования в то время еще не было и нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности как массового явления. Тем не менее греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание (Drapkin 1983) . В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666) ) , что преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274) , и Мартин Лютер (1483-1546) . Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от страны, и она тем самым получает "прощение" за случившееся в ней греховное событие. Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при наказании примиряют его с Богом. Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535) , заметивший, что, несмотря на жестокую практику наказаний, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге "Утопия" (1516) мнение, что причины преступности заложены в самом обществе. Но эта точка зрения оставалась, пожалуй, единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только в ХУ111 веке с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность. Историю криминологии можно разбить на три эпохи: - классическая школа ХУ111 века; - позитивистская школа Х1Х века и - криминология новейшего времени (с середины ХХ века) . Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. И разумный ответ общества на преступление сводится к увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к уменьшению его "полезности". Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски. Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными) , психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника. Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва) , и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов) Здесь можно найти объяснение и тому факту, что возникла необходимость преподавания этой дисциплины в нашем институте, т.к. военнослужащие пограничных войск в рамках своей деятельности, отчасти, выполняют некоторые правоохранительные функции. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы) , а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия "преступник" и "преступность" как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становится возможным использовать подобное клише. Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным. Позволю себе остановитьс