СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ П.Г. ВУДХАУЗА
 Содержание
Введение
Раздел I. Творческий метод П.Г. Вудхауза
Раздел II. Приемы создания комического и иронического
на разных уровнях языка
Глава 1.Приемы комического и иронического на уровне лексики и фразеологии
1.1.Механизм реализации иронической модальности
стереотипных словосочетаний
1.2.Деформация идиом
1.3.Комические метафоры_
1.4.Окказиональные новообразования П.Г. Вудхауза
1.5.Перифраз
Глава 2.Комическое и ироническое на синтаксическом уровне
2.1.Вводные элементы
2.2.Синтаксические конвергенции
Глава 3.Способы реализации юмора и иронии на уровне текста
3.1.Парадокс
3.2.Повтор_
3.3.Аллюзии
3.4.Цитация
3.5.Синтез речевых стилей
3.6.Пародия
Заключение
Список литературы
 
 
Введение
 
Творчество англо-американского писателя Пелема Гренвила Вудхауза мало изучено российскими литературоведами и среди российских читателей почти неизвестно. С 1920 по 1928 гг. в Советском Союзе было выпущено несколько книг Вудхауза в крайне упрощенных переводах, которые полностью уничтожали самобытный стиль автора. Затем писатель вообще не переводился почти 70 лет. Снова произведения Вудхауза стали выходить в старых и в новых переводах лишь в 1995 году.
Столь долгая пауза стала одной из причин того, что к творчеству Вакхауза не было серьезного литературоведческого подхода. Нам не известны работы, в которых произведения этого автора рассматривались бы как должным образом. К тому же, в России Вакхауза сразу отнесли как к так называемым “несерьезным” писателям.
Данные причины позволяет говорить о новизне и актуальности нашего исследования.
Мы ставили в работе следующие цели: дать представление о стиле произведений Пелема Гренвила Вудхауза, а также помочь русскоязычному читателю в правильном, адекватном восприятии английского художественного текста в оригинале. В соответствии с этими целями были поставлены конкретные задачи:
проанализировать типичные черты стиля автора;
- выявить и исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателя оригинальным.
Предметом данной работы послужили романы П.Г.Вудхауза, входящие в цикл произведений о Дживсе и Вустере –и. На наш взгляд, именно эти романы наиболее ярко показывают все особенности языка и стиля автора, поскольку написаны они от первого лица. В некоторых случаях мы будем использовать для анализа и другие произведения Вудхауза, что будет оговорено.
Роман “The Code of the Woosters” был издан в 1938 году, “Jeeves in the Offing” – в 1960. Таким образом, мы можем сделать выводы относительно эволюции писателя (если таковая имелась). Стихотворное и драматическое наследие писателя осталось за пределами нашего исследования, поскольку родовая принадлежность произведения влияет на его стиль и язык, то есть драматические, лирические и прозаические произведения обладают своими особенностями.
Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что содержание данной дипломной работы может быть использовано в практике преподавания ряда дисциплин: стилистики английского языка, теории и практики перевода, в зарубежной литературе, в спецкурсах по изучению индивидуального стиля писателя.
Исследования, с одной стороны, направлено на изучение приемов комического, с другой - на всю систему языковых средств, содержащих в “свернутом виде” возможность реализовать в определенном языковом окружении ироническую модальность. Такая направленность и определила выбор основного подхода к изучаемым явлениям. Это функциональных подход, понимаемый в широком смысле как лингвистическое описание, отличающееся подчеркнуто функциональной ориентацией, которая, по мнению А.В. Бондарко, заключается в том, что “описываются группировки разноуровневых языковых средств по тому принципу, который определяется закономерностями функционирования языковых единиц речи. Для этого используются средства разных уровней, организованные на семантической основе”. [7., C.5]. Этот подход дает нам возможность осуществить уровневый анализ приемов комического и механизма реализации иронической модальности.
Раздел 1. Особенности творческого метода П.Г. Вудхауза
Пелем Гренвил Вудхауз (1881-1975) является автором около сотни прозаических книг, 15 пьес, а также текстов к 250 песням и тридцати мюзиклам.
Мы условно выделили три периода в творчестве писателя:
I период (1901-1925). Вудхауз успешно работает журналистом. Его эссе и колонки печатались примерно в сотне изданий, среди которых “The Globe”, “Evening Standart”, “Punch”, “Today”.
В 1902 г. выходит первое крупное произведение: повесть для подростков “The Pothunter”. Первая “взрослая” книга (“Love Among the Chickens”) выходит в 1906.
В 1904 г. Вудхауз переезжает в США, где начинает работать с театрами, пишет либретто для водевилей.
II период (1925 – 1955). П.Г.Вудхауз адаптирует некоторые свои романы к постановкам на сцене, в это же время он занимается созданием оригинальных пьес. Во второй период выходят самые знаменитые и популярные писателя. (“Right Ho, Jeeves”, “The Code of the Woosters”, “Mr Mulliner Speaking”, “Very Good, Jeeves”, “Leave It to Psmith”, “Summer Lighting”, “Uncle Fred in the Springtime” и др.). Именно поэтому данный период можно назвать “золоьым” в творчестве Вакхауза.
III период (1955 – 1975). Данный период знаменателен тем, что именно в эти годы, в 1955, Вудхауз пишет и издает автобиографию. А в последующие годы выходят еще несколько биографий писателя. Кроме того, Вакхауз пишет новые книги. Но во всех произведениях этого периода обнаруживается множество повторов в ситуациях, в которые попадают герои, и даже в буквальных соответствиях в диалогах из ранних работ автора.
Вудхауз – создает собственный светлый мир, на который он смотрит словно сквозь светлые очки. Этот мир кардинально отличается от реальности. И в то же время, несмотря ни на что, все вокруг остается узнаваемым. Автор не использует аллегорий, которые могли бы изменить изображаемую картину и восприятие ее читателем. Напротив, люди и вещи кажутся нам абсолютно реальными. Но на самом деле, персонажи Вудхауза литературны. Они – плод авторского воображения. Читателю не задумывается над тем, на какие средства живут герои писателя (если вопрос денег и возникает, то эта некоторая сумма денег нужна лишь для того, чтобы соединиться влюбленным).
Также особенностью существования героев Вудхауза является то, что они не стареют в принципе. Так, к примеру, в первом романе о Дживсе и Вустере (“The Inimitable Jeeves”, 1923 г.) аристократу Бертраму Вустеру 24 года, а в последнем (“Aunts Aren’t Gentelmen”, 1974 г.) всего лишь 29. Прошло якобы около пяти лет, но за это время герой успевает 17 раз обручиться на девяти различных девушках, прожить достаточно долго в Париже, Каннах, Голливуде, Нью-Йорке, Флориде и к тому же совершить кругосветное путешествие.
Невозможно уловить и точное время романов. Его можно условно отнести в некий промежуток между двумя мировыми войнами, но во многих поздних произведениях появляется много анахронизмов.
Состав действующих лиц также далек от реальности. В большинстве своем это графы, лорды, бароны, леди, их родственники (в основном – бедные племянники и племянницы, которые живут у них на иждивении). Другой социальный класс, представленный в книгах Вудхауза, – это богема: писатели, композиторы, актеры, художники. Причем, если писатели, то это или романтически настроенные поэты или авторы любовных романов, если композиторы, то сочиняют мюзиклы, если актеры, то заняты в кино или в водевилях.
Фабула почти всех произведений Вудхауза заключается в истории двух влюбленных, которым не дает соединить сердца стечение обстоятельств. Бывает такое, что в одном романе таких влюбленных пар может быть и две, и три, и даже четыре. В финале произведения, после кульминации, они, взявшись за руки, расходятся в разные стороны. Этот своеобразный тотальный эскапизм от реальной жизни – и есть определяющая черта книг Вудхауза.
Герои Вудхауза обитают в высшем свете и представлены в довольно карикатурном виде. Но в этом мы не видим обличения, его и нет. Вудхауза нельзя назвать сатириком.
Автор большую часть жизни автор прожил в США, но его герои – исключительно англичане. Образ Америки возникает лишь в тех случаях, когда герой-англичанин оказывается среди американцев, или наоборот, американец попадает в Англию. Тем не менее, проблемы, которые возникают у героев Вудхауза, не несут печати национальной английской исключительности. Вудхауз ставит вопросы общие: без границ и национальных признаков. Эта черта писателя похожа на творчество классицистов. Говоря об этом “классицизме” Вудхауза, упомянем, что все его персонажи, как это бывает в классицистических произведениях, предстают с самого начала носителями какого-то характера и к финалу они не меняются. “Классицизм” Вакхауза выражается не традиционным для этого понятия трагическим конфликтом между долгом и чувством, а системой образов-шаржей: эксцентричный дядюшка-миллионер, недоучившийся в Оксфорде молодой гуляка, предприимчивый американский промышленник, молодой поэт с тонкой душой
Вудхауз, говоря о способе